Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О плате за землю (комментарий) ("Налоговый вестник", 1999, N 2)



"Налоговый вестник", N 2, 1999

О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ (КОММЕНТАРИЙ)

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", внесшим изменения в Закон РФ "О плате за землю", начиная с 31.12.1998 (со дня опубликования Федерального закона в "Российской газете", N 249, 31.12.1998) осуществляется взимание земельного налога в двукратном размере за земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению. Введение в действие настоящего положения Закона при условии проведения инвентаризации земель, не используемых или используемых не по целевому назначению, позволит увеличить поступление в 1999 г. земельных платежей в бюджеты всех уровней.

При этом следует иметь в виду, что увеличение ставок земельного налога в двукратном размере применяется и будет применяться к ставкам земельного налога, уже проиндексированным как в 1995 - 1997 гг. в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", от 03.04.1996 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году", Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" и с учетом принятого в 1998 г. Федерального закона от 28.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году", так и в последующие годы.

Многие организации сдают часть своих земельных участков, получая арендную плату, которая в десятки раз больше уплачиваемого в бюджет земельного налога за аналогичные земельные участки. Теперь для таких организаций ставка земельного налога за земельные участки, переданные в аренду, устанавливается в двукратном размере. Однако даже при таком повышении ставок земельный налог с площади, переданной в аренду, будет меньше, чем получаемая арендная плата.

В настоящее время городские, районные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству должны определять порядок отнесения земельных участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению и направлять информацию о таких землях в ГНИ.

На основании постановлений Правительства РФ, указов Президента Российской Федерации и Федеральных законов от 31.12.1997 N 158-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", от 21.07.1998 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно - исполнительной системы", от 25.07.1998 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", от 28.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" Госналогслужба России по согласованию с Минфином России и Госкомземом России утвердила Приказом от 12.11.1998 N ГБ-3-04/291 Изменения и дополнения N 5 к Инструкции от 17.04.1998 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю". Минюст России 25 декабря 1998 г. зарегистрировал эти Изменения за N 1667.

Прежде всего Изменениями и дополнениями N 5 установлен новый порядок перечисления средств, поступающих от взимания земельного налога и арендной платы за землю, в бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и в федеральный бюджет.

В соответствии со ст.ст.18 и 19 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (до принятия Федерального закона от 25.07.1998 N 132-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 24.07.1995 N 749 "Об утверждении Порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю" был утвержден особый Порядок централизации средств, поступающих от взимания платы за землю, согласно которому все поступающие в уплату земельного налога денежные средства зачислялись в доход (на счет) районного (городского) бюджета с последующими перечислениями в бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет. Таким образом, перечисление средств земельного налога и арендной платы из местных бюджетов осуществлялось органами местного самоуправления в бюджет субъектов Российской Федерации. Ежеквартально по мере фактического поступления, но не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, средства, поступавшие в бюджеты субъектов Российской Федерации от взимания платы за землю, подлежали централизации в федеральный бюджет финансовыми управлениями субъектов Российской Федерации. В IV квартале срок зачисления в федеральный бюджет подлежащих централизации средств устанавливался не позднее 15 декабря текущего года.

В нарушение Закона РФ "О плате за землю" и законов о бюджете органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оставляли средства, поступающие от уплаты земельного налога и арендной платы, на своих счетах. В федеральный бюджет поступало платы за землю не более 50% бюджетных назначений. В связи с этим возникла необходимость изменения порядка зачисления земельных платежей в бюджеты всех уровней.

В целях обеспечения полного поступления платы за землю в федеральный бюджет Госналогслужба России при поддержке Минфина России, Госкомзема России и Минюста России внесла предложения в Правительство РФ по изменению порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю, предлагая изменить в ст.ст.18 и 19 Закона РФ "О плате за землю", распространив на плату за землю общий порядок распределения органами Федерального казначейства налогов между бюджетами различных уровней, установленный Положением о Федеральном казначействе Российской Федерации. Предлагалось зачислять платежи за землю на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для распределения налогов между бюджетами различных уровней, а территориальным органам Федерального казначейства направлять средства, поступающие от платы за землю, в федеральный бюджет и в бюджет соответствующего субъекта Российской федерации в той доле, которая определена законодательством, оставшуюся же часть средств направлять на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.

Однако при рассмотрении этого законопроекта в Государственной Думе депутаты внесли предложение о том, чтобы налогоплательщик сам перечислял плату за землю в соответствующие уровни бюджетов.

Порядок перечисления средств, поступающих от уплаты земельного налога и арендной платы за землю в доходы бюджетов соответствующих уровней, был полностью изменен после вступления в силу с 30 июля 1998 г. Федерального закона от 25.07.1998 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", который возложил функции распределения платы за землю на самих плательщиков.

Каковы же последствия принятого Федерального закона?

Суть нового порядка состоит в том, что в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации долями перечисления средств от земельного налога и арендной платы юридические и физические лица направляют средства от платы за землю тремя платежными поручениями на бюджетные счета Российской Федерации в Федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации, на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли сельскохозяйственных угодий в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления. Плательщик продолжает направлять одним платежным поручением средства от платы за землю на бюджетные счета сельских и районных органов местного самоуправления за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли промышленности, водного и лесного фонда.

При утверждении федерального бюджета ежегодно устанавливаются доли средств, перечисляемых в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации, от земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков. Так, Федеральный закон от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" установил на 1998 г. долю перечисления средств земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков в размере 50%, из которых 30% должны зачисляться в федеральный бюджет для финансирования Государственной программы повышения плодородия почв, ведения земельного кадастра, проведения мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования и 20% - в бюджеты субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование. Приложением N 1 к Закону РФ "О плате за землю" установлены доли средств, направляемых в федеральный бюджет, в процентах к сумме земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья. Таким образом, за земли в городах и поселках плательщики начиная с 30 июля 1998 г. перечисляют 30% причитающейся к уплате суммы земельного налога и арендной платы на бюджетные счета Российской Федерации в органах Федерального казначейства, направляют 20% причитающейся к уплате суммы на бюджетные счета соответствующего субъекта Российской Федерации и уплачивают 50% в бюджет органов местного самоуправления. За земли сельскохозяйственных угодий Алтайского края, Курганской, Ленинградской, Московской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Орловской, Рязанской, Тульской и Челябинской областей налогоплательщики перечисляют плату в федеральный бюджет в размере 20%. Налогоплательщики Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Курской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Тамбовской и Ульяновской областей направляют плату в федеральный бюджет в размере 30% от суммы земельного налога и арендной платы за сельхозугодья.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливают долю средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, направляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации. На мероприятия, централизованно выполняемые субъектом Российской Федерации, перечисляется не более 10% от суммы средств земельного налога административного района.

В то же время внесены изменения в сводный расчет земельного налога. К 1 июня плательщики земельного налога - юридические лица представляют в налоговые органы новый расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Если органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления не определили свои сроки уплаты земельного налога, уплата земельного налога производится в два срока: 15 сентября и 15 ноября. В этом случае предлагаемая к уплате сумма земельного налога по двум срокам уплаты распределяется на уровни федерального бюджета, бюджетов субъекта Российской Федерации и соответствующего органа местного самоуправления. В связи с тем что земельный налог уплачивается в равных долях в два срока, то по каждому сроку уплаты налога каждая половина суммы земельного налога должна еще распределяться на уровни соответствующих бюджетов.

Пример 1. Органы местного самоуправления города установили четыре срока уплаты земельного налога: 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 декабря. Юридическое лицо должно уплатить земельный налог в указанные сроки и в равных долях. Сумма земельного налога, подлежащая уплате, составляет 4200 руб. 20 апреля плательщик должен внести в бюджет 1050 руб. земельного налога, в том числе 315 рублей на бюджетный счет Российской Федерации в Федеральном казначействе, 210 руб. на бюджетный счет субъекта Российской Федерации, 525 руб. на счет бюджета органа местного самоуправления. К уплате по сроку 20 июля часть суммы земельного налога от общей суммы составляет 1050 руб., в том числе 315 руб., направляемых на бюджетный счет Российской Федерации в Федеральном казначействе, 210 и 525 руб. соответственно - на бюджетные счета субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. Распределение по уровням бюджетов направляемых сумм земельного налога по срокам уплаты 20 октября и 20 декабря аналогично распределению на бюджетные счета федерального бюджета, субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления по срокам уплаты земельного налога 20 апреля и 20 июля. Таким образом, на каждый из четырех сроков уплаты земельного налога распространяется порядок распределения сумм земельного налога по всем уровням бюджетов. В этом случае налогоплательщик будет по каждому сроку уплаты заполнять и уплачивать земельный налог в указанных суммах по трем платежным поручениям.

Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают платежные извещения об уплате налога. Проектом Закона РФ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено установить на 1999 г., что юридические лица - плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков сами направляют плату за землю в бюджеты всех уровней. В настоящее время до утверждения такого положения в Законе РФ "О федеральном бюджете на 1999 год" физические лица за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли сельскохозяйственных угодий в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, направляют средства от платы за землю на бюджетные счета Российской Федерации в Федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Пример 2. Сумма земельного налога, которую должен уплатить гражданин за свой земельный участок, расположенный в поселковой черте, составляет 200 руб. Сроки уплаты налога: 15 сентября и 15 ноября. ГНИ вручает три платежных извещения на уплату налога. Бюджетный счет Российской Федерации в Федеральном казначействе и сумма земельного налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, указываются в одном платежном извещении. Во втором платежном извещении указываются бюджетный счет субъекта Российской Федерации и сумма земельного налога, которая должна быть уплачена субъекту Российской Федерации. В третьем платежном извещении должны быть указаны бюджетный счет органа местного самоуправления и сумма земельного налога, составляющая долю, которая должна быть направлена в бюджет органа местного самоуправления. Исходя из причитающейся к уплате суммы земельного налога в размере 200 руб., по первому сроку уплаты плательщик вносит в соответствующие бюджеты земельный налог в сумме 100 руб., в том числе 30 руб. (30%) - первое платежное поручение - в бюджет Российской Федерации в Федеральном казначействе, 20 руб. (20%) - второе платежное извещение - в бюджет субъекта Российской Федерации, 50 руб. (50%) - третье платежное извещение - в бюджет соответствующего органа местного самоуправления. Суммы земельного налога по второму сроку уплаты должны быть распределены в таком же порядке, как и по первому сроку уплаты.

С момента введения в действие Федерального закона от 25.07.1998 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" и по настоящее время возникают многочисленные запросы с мест о возможности распространения порядка направления средств, взимаемых от уплаты земельного налога в бюджеты различных уровней самим плательщиком, на арендную плату за землю.

Арендная плата за государственные и муниципальные земли, переданные в аренду, является неналоговым доходом, поступающим в бюджетную систему Российской Федерации (группировочные коды 2010301 - 2010303).

Приложением N 1 Закона РФ "О плате за землю" предусмотрены доли средств, направляемых в федеральный бюджет, в процентах к сумме земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья. Доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации как от земельного налога, так и от арендной платы за земли городов и поселков, установлена на 1998 г. Федеральным законом от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год", в соответствии с которым 30% средств, поступающих от платы за землю, должны перечисляться в федеральный бюджет и 20% - в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Оперативно - бухгалтерский учет платежей ведется по налогам и другим обязательным платежам, перечисленным в Приложении N 1 к Инструкции Госналогслужбы России N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной Приказом Госналогслужбы России от 15.04.1994 N ВГ-3-13/23 (с учетом изменений и дополнений). В этом Приложении приведен перечень налогов и других обязательных платежей в бюджет, по которым ведется оперативно - бухгалтерский учет и осуществляется контроль в государственных налоговых инспекциях, включающий арендную плату за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Кроме того, налоговые органы открывают лицевые счета на каждого плательщика по каждому виду налога и платежа в бюджет, в том числе по арендной плате за государственные и муниципальные земли, переданные в аренду. Договор аренды, в котором должны быть указаны все данные для заполнения лицевого счета (площади земель, ставки, сроки внесения арендной платы, ответственность арендатора за не внесение в срок арендной платы и т.д.), является основным документом для открытия лицевых счетов плательщиков арендной платы за землю.

Налоговые органы осуществляют документальные проверки плательщиков арендной платы. Так, например, Госналогслужба России направила в ГНИ задание по проверке плательщиков арендной платы в соответствии с п.16 Национального плана контрольных проверок налогоплательщиков на 1996 г. от 22.02.1996 N НП-6-04/133.

В связи с принятием Федерального закона от 25.07.1998 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительство РФ Постановлением от 19.10.1998 N 217 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 749 "Об утверждении порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю" отменило Постановление Правительства РФ от 24.07.1995 N 749 "Об утверждении Порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю", в соответствии с которым перечисление платежей за землю (в том числе арендной платы) осуществлялось в вышестоящий бюджет органами местного самоуправления; отменен также прежний порядок перечисления финансовыми органами арендной платы в бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет.

В связи с отменой Порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от платы за землю, плательщики как земельного налога, так и арендной платы должны сами начиная с 30 июля 1998 г. перечислять причитающиеся платежи в соответствующие бюджеты.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что в соответствии с новым порядком перечисления средств, поступающих от взимания платы за землю, предусматривающим уплату налогоплательщиками данного платежа в разные уровни бюджета отдельными платежными поручениями, в налоговых инспекциях должны открываться отдельные лицевые счета для ведения расчетов с каждым уровнем бюджета.

В Письме от 17.11.1998 N ВГ-6-09/834@, направленном начальникам ГНИ по субъектам Российской Федерации, Госналогслужба России, отмечая, что в отдельных регионах функции распределения платы за землю между бюджетами различных уровней возложены на соответствующие органы Федерального казначейства и данный порядок сохраняется после вступления в силу Федерального закона от 25.07.1998 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", рекомендовала сохранить порядок уплаты налога за землю на счета территориальных органов Федерального казначейства, а на территориях, где он не действует, дать аргументированные предложения к проекту Закона о бюджете региона на 1999 г. с тем, чтобы обеспечить его действие во всех субъектах Российской Федерации.

Внесены изменения в п.45 Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.1995 N 29. Согласно ранее действующей Бюджетной классификации, утвержденной Приказом Минфина России от 29.12.1994 N 177, в доходы соответствующих бюджетов зачислялись:

- по коду 10509 - земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения;

- по коду 10510 - земельный налог на земли несельскохозяйственного назначения;

- по коду 10511 - арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения;

- по коду 10512 - арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения.

Являясь группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов, Бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная Приказом Минфина России от 06.01.1998 N 1н "О Бюджетной классификации Российской Федерации" внесла изменения в ранее действующую Бюджетную классификацию. Установлено, что впредь до принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" ввести в действие с 1 января 1998 г. Бюджетную классификацию в редакции, внесенной на рассмотрение Госдумы Российской Федерации согласно Приложениям 1-11 к этому Приказу.

В связи с этим согласно Приложению 2 Приказа Минфина России N 1н средства, поступающие от продажи земли в собственность граждан, а также при продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий, зачисляются в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 2040000 "Доходы от продажи земли и нематериальных активов".

Новая Бюджетная классификация содержит дополнительные коды, по которым происходит зачисление земельного налога и арендной платы в доходы бюджетов Российской Федерации как за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, так и за земли городов и поселков.

Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и поселков, а также за другие земли несельскохозяйственного назначения отнесена к группе "Неналоговые доходы" (код 2000000), подгруппа "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности" (код 2010300). Зачисляется в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 2010301 арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения; по коду 2010302 - арендная плата за земли городов и поселков, а по коду 2010303 - арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения.

Земельный налог отнесен к группе "Налоговые доходы" (код 1000000), подгруппа "Платежи за пользование природными ресурсами" (код 1050000). Зачисляется в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 1050701 земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения; по коду 1050702 - земельный налог за земли городов и поселков; по коду 1050703 - земельный налог за другие земли несельскохозяйственного назначения.

Согласно Федеральному закону от 31.12.1997 N 158-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" в случае неуплаты земельного налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном Федеральным законом. В связи с этим в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) и за несвоевременную уплату земельного налога применялись пени в размере 0,3%. Пункт 42 Инструкции Госналогслужбы России "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусматривал в случае неуплаты земельного налога в установленный срок начислять пени в размере, установленном Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Необходимо отметить, что в Изменениях N 5 размер пени в случае задержки уплаты земельного налога в установленный срок приведен в соответствие Федеральному закону от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год", который определил, что ежедневная ставка пени за несвоевременную уплату налогов и сборов устанавливается в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Образовавшаяся по состоянию на дату вступления в силу названного Федерального закона задолженность юридических лиц по уплате пени пересчитывается в порядке, установленном и утвержденном Постановлением Правительства РФ от 09.06.1998 N 576 "О начислении пеней и порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней". Во исполнение этого Постановления Правительства РФ исчисление пеней по налогам и сборам, дополнительно начисленным по результатам документальных проверок юридических лиц после 1 апреля 1998 г., производится по ежедневной ставке в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на соответствующую дату, за период после 1 апреля 1998 г., и по ставке 0,06% за каждый день просрочки за период до 1 апреля 1998 г.

Федеральный закон от 23.07.1998 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год" установил с 1 апреля 1998 г. ежедневную ставку пени за несвоевременную уплату налогов и сборов в размере 0,1%.

В связи с этим по актам документальных проверок юридических лиц по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога, утвержденным решениями начальников ГНИ после 1 апреля 1998 г., за каждый день просрочки до 1 апреля 1998 г. применяется ставка пени, равная 0,06%, начиная с 1 апреля 1998 г. исчисление пени происходит по ставке 0,1%.

Пример 3. На предприятии произведена документальная проверка по уплате земельного налога за 1997 г. 4 мая 1998 г. составлен акт документальной проверки, по которому доначислено этому юридическому лицу земельного налога на сумму 800 руб. (в масштабе цен 1998 г.). Сроки уплаты земельного налога установлены 15 сентября и 15 ноября. В этом случае сумма доначисленных пеней по первому сроку уплаты земельного налога за период с 15.09.1997 по 14.11.1997 включительно составляет:

61 день х 0,0006 х 400 руб. = 14,64 руб.,

где: 400 руб. - половина суммы налога, приходящаяся к уплате по первому сроку;

по второму сроку уплаты за период с 15.11.1997 по 31.03.1998 включительно:

137 дней х 0,0006 х 800 руб. = 65,76 руб.;

за период с 01.04.1998 по 04.05.1998 включительно:

34 дня х 0,001 х 800 руб. = 27,2 руб.

Общая сумма доначисленных пеней (14,64 руб. + 65,76 руб. + 27,2 руб.) = 107,6 руб.

Следует отметить, что при начислении налогоплательщику пеней после 1 апреля 1998 г. в размере 0,3% за каждый день просрочки указанные суммы пеней должны быть пересчитаны исходя из ставки, равной 0,1%. По результатам камеральных проверок пени начисляются в общеустановленном порядке начиная со срока, установленного для уплаты земельного налога (15 сентября и 15 ноября - согласно Закону РФ "О плате за землю" - и по срокам уплаты земельного налога, установленным органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления), за весь период задержки уплаты доначисленного налога.

В связи с тем что Порядок пересчета задолженности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 09.06.1998 N 576, предусматривает уменьшение неуплаченной суммы пеней в 5 раз только для юридических лиц. При установлении фактов несвоевременной уплаты земельного налога физическими лицами пени с 4 января 1998 г. по 1 апреля 1998 г. исчисляются в размере 0,3%, а с 1 апреля 1998 г. - в размере 0,1% за каждый день просрочки платежа.

Пример 4. Гражданин заплатил налог за земельный участок, предоставленный ему для огородничества, в размере 150 руб. только 28 декабря 1998 г. Сумма доначисленных пеней рассчитывается следующим образом:

- по первому сроку уплаты за период от 15.09.1998 по 14.11.1998 включительно:

61 день х 0,001 х 75 руб. = 4 руб. 58 коп.;

- по второму сроку уплаты за период с 15.11.1998 по 28.12.1998 включительно:

44 дня х 0,001 х 150 руб. = 6 руб. 60 коп.

Общая сумма доначисленных пеней равна 11 руб.18 коп.

В Изменениях и дополнениях N 5 уточнен ряд льгот по земельному налогу. С 22 ноября - с момента вступления в силу Федерального закона от 18.11.1997 N 145-ФЗ "О внесении дополнения в Закон РФ "О плате за землю" - приобрели право на льготу по земельному налогу государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов. Уточнен перечень учреждений социального обслуживания, который приведен в соответствие со ст.17 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Согласно этому перечню к таким учреждениям относятся дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома - интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома - интернаты для умственно отсталых детей, дома - интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого - педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому и иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. В связи с тем что льгота по земельному налогу предоставлена с 22 ноября 1997 г., годовая сумма налога должна быть пересчитана и возвращена плательщикам из расчета за 40 дней, если такие учреждения уплатили земельный налог за весь 1997 г.

В соответствии с п.4 ст.12 Закона РФ "О плате за землю" освобождаются от уплаты земельного налога государственные органы охраны природы. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 67 "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" определен перечень органов по охране животного мира и среды их обитания. Постановлением установлено, что специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Российской Федерации являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России, Федеральная пограничная служба Российской Федерации и их территориальные органы. Следует отметить, что Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 943 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" отменено Постановлением Правительства РФ от 30.12.1998 N 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды". При определении льгот по уплате земельного налога органам охраны природы следует руководствоваться Постановлениями Правительства РФ от 19.01.1998 N 67 и от 30.12.1998 N 1594.

Согласно п.18 ст.12 Закона РФ "О плате за землю" освобождаются от уплаты земельного налога военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей. Федеральный закон от 21.07.1998 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно - исполнительной системы" внес изменения в указанную выше статью Закона РФ "О плате за землю", дополнив ее очередной категорией плательщиков, получивших право на льготу по уплате земельного налога. Сотрудники учреждений и органов уголовно - исполнительной системы с 27 июля 1998 г. - с момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ - освобождаются от уплаты земельного налога. За 207 дней 1998 г. (с 1 января по 26 июля включительно) сотрудники учреждений и органов уголовно - исполнительной системы должны уплатить земельный налог в общеустановленном порядке.

Пример 5. Площадь земельного участка, расположенного в пределах поселковой черты, предоставленного сотруднику органов уголовно - исполнительной системы для ведения садоводства, составляет 800 кв. м (при этом необходимо иметь в виду, что в данной местности норма выделения земель для ведения садоводства может быть не 8 соток, а только 6 соток). Сумма земельного налога, причитающаяся к уплате, рассчитывается следующим образом:

800 кв. м х 6 коп. : 365 дней х 207 дней = 27 руб. 22 коп.,

где: 6 коп. за кв. м - размер земельного налога в 1998 г. за земли, предоставленные для садоводства, в пределах городской, поселковой черты, установленный Законом РФ "О плате за землю" (ст.8);

207 дней - количество дней, приходящихся на уплату земельного налога до введения льготы по земельному налогу сотрудникам учреждений и органов уголовно - исполнительной системы.

Все платежи по налогам, сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженности по этим платежам пересчитываются по состоянию на 1 января 1998 г. исходя из нового масштаба цен согласно Указу Президента Российской Федерации от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и Постановлению Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен".

В связи с этим прежде всего следует отметить, что п.п.14, 16 и 17 Инструкции Госналогслужбы России N 29 приведены в соответствие этому Указу Президента Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ.

Так, в 1998 г. земельный налог со всей площади земельного участка взимается в размере 3 коп. за один кв. м за земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам, в границах сельских населенных пунктов для иных целей, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.

В размере трех процентов от ставок земельного налога, установленного в городах и поселках городского типа, но не менее 6 коп. за кв. м взимается земельный налог в 1998 г. со всей площади земельного участка за земли, занятые государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным жилищным фондом, а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами.

В пределах городской, поселковой черты земельный налог установлен в размере 6 коп. за кв. м за земельные участки, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства, включая земли, которые заняты строениями и сооружениями.

Следует заметить, что при исчислении земельного налога как юридическим, так и физическим лицам общая сумма каждого платежа округляется до полных копеек. Сумма земельного налога, причитающаяся к уплате, составляющая менее 0,5 коп., в расчет не включается, а 0,5 коп. и более округляется до целой копейки.

Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) Закона РФ "О плате за землю". Исключение составляют земли сельскохозяйственного использования, занятые личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами. Для них определен иной порядок исчисления земельного налога. Средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах зафиксированы также в Приложении 2 (таблица 1) Закона в ценах, сложившихся в 1994 г. Рассмотрим, как складываются средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли исходя из масштаба цен 1998 г.

Пример 6. Определим среднюю ставку земельного налога для предприятия, которое находится в городе Дальневосточного экономического района России. Численность населения - 600 тыс. чел. Среднюю ставку земельного налога находим в таблице 1 на пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района, и столбца, соответствующего численности населения города. Она составляет 1,9 руб. за кв. м в расчете на год. К этой ставке применяем коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в городах и других населенных пунктах - 50 , который применялся в 1994 г. Затем коэффициент - 2, вводимый для ставок земельного налога в 1995 г. в соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", которым было установлено, что в 1995 г. средние ставки земельного налога за пашню вне черты населенных пунктов применяются с коэффициентом 1,5; ставки земельного налога на другие земли, исчисляемые в соответствии со ст.ст.6, 8, 9, 10, ч.2 ст.11 и ч.3 ст.12 Закона РФ "О плате за землю" - с коэффициентом 2.

Далее к средним ставкам налога применяем коэффициент 1,5, который использовался в 1996 г. согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 03.04.1996 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" и устанавливал, что в 1996 г. применяются ставки и средние размеры земельного налога 1995 г. с коэффициентом 1,5. В 1997 г. ставки увеличены в 2 раза, поскольку Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 г., применяются в 1997 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.

Таким образом, средняя ставка земельного налога составляла в 1998 г. 570 руб. за кв. м. Исходя из нового масштаба цен, приводим в соответствие ценам 1998 г. среднюю ставку налога, которая составит в данном примере 57 коп. за кв. м:

(1,9 руб/кв. м х 50 х 2 х 1,5 х 2) = 570 руб/кв. м = 57 коп/кв. м.

Исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Необходимо пересчитать в масштабе цен 1998 г. и средние размеры земельного налога с 1 га пашни, которые приведены по субъектам Российской Федерации в Приложении 1 Закона РФ "О плате за землю".

Пример 7. В 1998 г. средний размер земельного налога с 1 га пашни по Нижегородской области составлял:

1630 руб/га х 1,5 х 1,5 х 2 = 7335 руб/га = 7 руб. 34 коп/га,

где: 1,5; 1,5; 2 - коэффициенты увеличения средних размеров земельного налога в 1995 - 1997 гг. в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 07.06.1995 N 562, от 03.04.1996 N 378 и Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ;

1630 руб/га - средний размер земельного налога с 1 га пашни в 1994 г.;

7335 руб/га - средний размер земельного налога с 1 га пашни в 1997 г.;

7 руб. 34 коп/га - средняя ставка земельного налога в 1998 г. исходя из нового масштаба цен.

В 1998 г. размеры ставок земельного налога по всем категориям земель сохранились на уровне 1997 г. В соответствии с Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю" Правительство РФ должно ежегодно, начиная с 1995 г., индексировать ставки земельного налога. В связи с этим Правительство РФ увеличивало в 1995 - 1996 гг. ставки земельного налога в 1,5 - 2 раза по сравнению с предыдущим годом. В 1997 г. Правительство РФ увеличило ставки в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год". Необходимость увеличения ставок земельного налога в 1998 г. была вызвана тем, что в сельской местности земельный налог в расчете на единицу площади земельного участка продолжал оставаться очень низким. Для сельскохозяйственных организаций шестнадцати субъектов Российской Федерации средние размеры земельного налога с 1 га пашни составляли от 2 руб. 99 коп. по Магаданской области до 4 руб. 63 коп. по Оренбургской области. Ставки земельного налога не превышали 10 руб. с одного гектара пахотных земель по 66 субъектам Российской Федерации. Средние ставки земельного налога и за городские земли остаются невысокими. В крупных городах с численностью населения до 1000 тыс. чел. средние ставки составляют в расчете на год 69 коп. за кв. м.

Введение с 1 сентября 1998 г. индексации действующих ставок земельного налога: с коэффициентом 2 для земельных участков в границах городской (поселковой) черты, занимаемых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами, и с коэффициентом 4 для земельных участков прочих категорий земель, - было предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 18.07.1998 N 854 "Об индексации ставок земельного налога". Индексация ставок земельного налога была оправдана тем, что двукратное увеличение ставок по землям жилищного фонда, индивидуальных и кооперативных гаражей означало увеличение ставок в расчете в целом на 1998 г. только в 1,33 раза, а четырехкратное повышение ставок по всем остальным категориям земель в расчете в целом на год означало увеличение ставок в 2 раза.

В связи с введением индексации ставок в адрес налоговых и финансовых органов, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству была направлена телеграмма об организации взимания в 1998 г. земельного налога по повышенным ставкам. В регионах проводилась работа по начислению земельного налога юридическим лицам по новым расчетам, а гражданам были направлены новые извещения на уплату земельного налога в 1998 г.

Однако 30 октября 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году", в соответствии с которым до 1 января 1999 г. должны быть сохранены размеры ставок земельного налога по всем категориям земель, установленным на 1997 г. Принятие этого Закона было вызвано тем, что в Федеральном законе от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" была сделана ссылка на то, что индексация ставок земельного налога должна производиться в соответствии с изменением минимальных размеров заработной платы, которая в 1998 г. не индексировалась. Кроме того, Государственная Дума Российской Федерации выразила несогласие с проведением индексации ставок в 1998 г., ссылаясь на несоответствие Указа Президента Российской Федерации N 854 Конституции Российской Федерации. Следует обратить внимание на то, что отмена индексации ставок земельного налога в 1998 г. была подтверждена еще и вступившим в силу 31 октября 1998 г. Указом Президента Российской Федерации от 28.10.1998 N 1310 "О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 18.07.1998 N 854 "Об индексации ставок земельного налога". Таким образом, был окончательно решен вопрос о том, чтобы ставки земельного налога в 1998 г. не индексировать. Госналогслужба России совместно с Минфином России и Госкомземом России направила в адрес ГНИ, финансовых органов и комитетов по земельным ресурсам и землеустройству телеграмму о неприменении индексации ставок земельного налога в 1998 г. В связи с этим перерасчет по земельному налогу, то есть возврат или зачет в счет предстоящих платежей необходимо было производить налоговым органам согласно действующему законодательству.

Следует отметить, что по месту учета налогоплательщика и по его письменному заявлению возврат суммы излишне уплаченного налога или его зачет производится налоговым органом. Подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам либо возврату налогоплательщику суммы излишне поступивших платежей. Если такое заявление от налогоплательщика не поступило, налоговые органы к концу года вправе самостоятельно произвести зачет данной суммы в счет недоимки по другим налогам. Если недоимки по другим налогам не имеется, то эта сумма будет перенесена в лицевой счет плательщика на 1999 г. в счет уплаты земельного налога. Налоговые органы производят возврат в течение 2-х недель со дня подачи заявления налогоплательщика, если в заявлении указывается требование о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Подписано в печать Р.Г.Габбасов

26.01.1999 Советник налоговой службы

I ранга

Министерство РФ

по налогам и сборам

Н.В.Голубева

Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Рассматривая вопросы применения налога с продаж, приравнивается ли к продаже за наличный расчет выдача натуральных продуктов в счет причитающейся заработной платы работникам какого-либо предприятия, облагается ли эта операция налогом с продаж и как она отражается в бухгалтерском учете? ("Налоговый вестник", 1999, N 2) >
Вопрос: Какими нормативными актами в настоящее время регулируется взимание платежей за пользование водными объектами? В частности, реализованы ли положения Водного кодекса РФ, установившие платежи за пользование водными ресурсами, и как это связано с другими нормативными актами по данным платежам? ("Налоговый вестник", 1999, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.