|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Бухгалтеру СМИ> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 4)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 4, 1999
Порядок лицензирования
————————————————T————————————T————————————T——————T———————————————¬ | Наименование |Вид лицензи—| Орган, |Срок | Примечание | | документа |руемой дея— | выдающий |дейст—| | | |тельности | лицензию |вия | | | | | |лицен—| | | | | |зии | | +———————————————+————————————+————————————+——————+———————————————+ |Федеральный |Полиграфи— |Государс— |5 лет |Полиграфическим| |закон от |ческая дея— |твенный ко— | |предприятиям, | |25.09.1998 |тельность |митет Рос— | |использующим | |N 158—ФЗ "О ли—| |сийской Фе— | |только флексо— | |цензировании | |дерации по | |графическую и | |отдельных видов| |печати или | |трафаретную пе—| |деятельности" | |территори— | |чать, печатно —| |(с изменениями | |альные орга—| |упаковочное и | |от 26.11.1998) | |ны Государс—| |печатно — высе—| | | |твенной инс—| |кательное обо— | |Положение о по—| |пекции по | |рудование, пе— | |рядке открытия | |защите сво— | |чатные устройс—| |полиграфических| |боды печати | |тва типа ПЯ—4, | |предприятий | |и массовой | |СМ—94 и другие | |(утв. Постанов—| |информации | |устройства для | |лением Совета | | | |изготовления | |Министров Рос— | | | |торговых ярлы— | |сийской Федера—| | | |ков на промыш— | |ции от | | | |ленные товары, | |22.09.1993 | | | |печатно — позо—| |N 960) | | | |лотные прессы | | | | | |(без применения| | | | | |шрифтов), выда—| | | | | |ется бессрочная| | | | | |лицензия | +———————————————+————————————+————————————+——————+———————————————+ |Федеральный |Издательская|Государс— |5 лет |Право на изда— | |закон от |деятельность|твенный ко— | |тельскую дея— | |25.09.1998 | |митет Рос— | |тельность без | |N 158—ФЗ "О ли—| |сийской Фе— | |лицензии имеют:| |цензировании | |дерации по | |1) органы госу—| |отдельных видов| |печати или | |дарственной | |деятельности" | |территори— | |власти и управ—| |(с изменениями | |альные орга—| |ления, суда, | |от 26.11.1998) | |ны Государс—| |прокуратуры и | | | |твенной инс—| |государственно—| |Временное поло—| |пекции по | |го арбитража | |жение об изда— | |защите сво— | |для издания | |тельской дея— | |боды печати | |официальных ма—| |тельности в | |и массовой | |териалов, нор— | |РСФСР (утв. | |информации | |мативных и иных| |Постановлением | | | |актов, сборни— | |Совета Минист— | | | |ков судебной и | |ров РСФСР от | | | |арбитражной | |17.04.1991 | | | |практики; | |N 211) (с изме—| | | |2) предприятия,| |нениями от | | | |организации, | |08.06.1993) | | | |учебные и науч—| | | | | |ные учреждения | | | | | |для издания не—| | | | | |обходимых в их | | | | | |деятельности | | | | | |материалов, не | | | | | |предназначенных| | | | | |для публичного | | | | | |распространения| | | | | |или размножае— | | | | | |мых на правах | | | | | |рукописи | L———————————————+————————————+————————————+——————+———————————————— Размер сбора за выдачу лицензии на полиграфическую деятельность составляет: для предприятий с годовым объемом выпуска продукции до 2 млн печатных листов - оттисков включительно - 20 минимальных размеров оплаты труда, установленных в Российской Федерации; для предприятий с годовым объемом выпуска продукции свыше 2 млн печатных листов - оттисков - 50 минимальных размеров оплаты труда; на издательскую деятельность: для издательских организаций - 50 минимальных размеров оплаты труда; для издательств, учредителями которых являются иностранные граждане или юридические лица, либо издательств, созданных с участием иностранных инвестиций, - 1 тыс. долл. США.
Издательская деятельность: основные понятия
Согласно Закону Российской Федерации "О средствах массовой информации" под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Государственная поддержка средств массовой информации - совокупность организационных, организационно - технических, правовых, экономических и иных мер, устанавливаемых государством в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также в целях обеспечения независимости средств массовой информации. Печатным изданием признается газета, книга, журнал, брошюра, альбом, плакат, буклет, открытка, иное изделие полиграфического производства независимо от тиража и способа изготовления, предназначенное для передачи содержащейся в нем информации. Периодическое печатное издание - это газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год. Специализированное средство массовой информации - такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила. Под информационным агентством понимается организация, осуществляющая сбор и оперативное распространение информации. Средство массовой информации рекламного характера - средство массовой информации, в котором реклама превышает 40% объема отдельного номера периодического издания, а в теле-, радиопрограммах - 25% объема вещания. Средство массовой информации эротического характера - периодическое печатное издание или теле-, радиопрограмма, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу. Продукция средства массовой информации - это тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. Распространение продукции средства массовой информации - продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ. Распространение периодических печатных изданий по подписке - прием подписки, доставка (передача иным способом). Подписчик - гражданин, имеющий намерение приобрести или приобретающий периодическое печатное издание по договору подписки исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Договор подписки - договор купли - продажи периодических печатных изданий (с условием доставки или без такового), предполагаемых к выпуску в течение определенного периода времени. Прием подписки на периодическое печатное издание - оформление договора подписки. Распространитель периодических печатных изданий по договору подписки - редакция, издатель, выполняющие функции по распространению, другая организация, индивидуальный предприниматель, выполняющие функции по распространению на основании договора с редакцией, издателем или иных законных основаниях. Аннулирование подписки на периодические печатные издания - расторжение договора подписки или отказ от исполнения договора подписки. Редакция средства массовой информации - организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Главный редактор - лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации. Журналист - лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Издательская деятельность - подготовка, а равно подготовка и выпуск печатных изделий любого вида. Издатель - издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально - техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода. Полиграфическая деятельность - набор, подготовка печатных форм (включая изготовление печатей и штампов), печать, изготовление тиражей печатных изданий любого вида. Полиграфическая деятельность может включать в себя как все перечисленные процессы в комплексе, так и отдельно взятые. Авторский договор - договор между автором произведения и соответствующей организацией. Авторский договор о передаче произведения для использования - автор или его правопреемник передает либо автор обязуется создать и в установленный договором срок передать произведение организации для использования обусловленным по договору способом, а организация обязуется осуществить или начать использование в установленный договором срок, а также уплатить автору или его правопреемнику вознаграждение, кроме случаев, указанных в Законе. Авторский лицензионный договор - автор или его правопреемник предоставляет организации право использовать произведение, в том числе путем перевода на другой язык или переделки в обусловленных договором пределах и на определенный договором срок, а организация обязуется уплатить вознаграждение за предоставление права на использование произведения в форме, предусмотренной договором.
Организация деятельности средств массовой информации
Главным законодательным актом для средств массовой информации является Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с изменениями от 13.01.1995, 06.06.1995, 19.07.1995, 27.12.1995, 02.03.1998) (далее - Закон), который является основным нормативным документом, регулирующим деятельность средств массовой информации. В связи с тем что средства массовой информации являются основным источником получения информации для физических и юридических лиц, Правительство Российской Федерации уделяет особое внимание вопросам регулирования деятельности данных организаций. Так, согласно Закону не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную тайну, для призыва к захвату власти, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны. В Законе изложены основные положения организации деятельности средств массовой информации. В первую очередь для организации деятельности средства массовой информации, в частности редакции или издательства, определяется учредитель. В соответствии со ст.7 Закона учредителем редакции или издательства может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган, т.е. любое физическое или юридическое лицо. Основные положения, регулирующие деятельность редакций и издательств, закрепляются в уставе, который включает в себя такие положения, как: права и обязанности учредителя и редакции; порядок назначения главного редактора; основания и порядок прекращения деятельности редакции; порядок изменения устава; изменение состава учредителей; прекращение деятельности редакции. Согласно действующему законодательству устав редакции или издательства учредитель утверждает самостоятельно. До утверждения устава, а также в том случае, если редакция состоит менее чем из десяти человек, отношения редакции с учредителем могут определяться не уставом, а договором. Данный документ заменяет устав. Для осуществления деятельности наличия устава издательским организациям недостаточно. Основанием для начала деятельности является свидетельство о регистрации. Его выдает Государственный комитет Российской Федерации по печати либо территориальные органы Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации на основании заявления учредителя. В зависимости от территории, на которой распространяется печатная продукция, заявление на регистрацию подается в Государственный комитет Российской Федерации по печати или в его территориальные органы. Заявление рассматривается регистрирующим органом в течение месяца, после чего выдается свидетельство о регистрации средства массовой информации. Если организация планирует выпускать несколько видов изданий, то на каждый вид следует получить свидетельство о регистрации. Согласно ст.8 Закона учредитель сохраняет за собой право приступить к производству печатной продукции в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. Если он пропустит этот срок, свидетельство о регистрации признается недействительным. В соответствии с законодательством за выдачу свидетельства о регистрации взимается регистрационный сбор в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 05.04.1992 N 216 "О порядке взимания регистрационного сбора при регистрации средств массовой информации" (с изменениями и дополнениями от 08.06.1993) утверждено и введено в действие Положение о порядке взимания регистрационного сбора при регистрации средств массовой информации, согласно которому сбор за выдачу свидетельства о регистрации средства массовой информации (далее - регистрационный сбор) уплачивается учредителем (соучредителями) или лицом, уполномоченным им, в размере, указанном в таблице 1.
Таблица 1
Размеры взимаемого регистрационного сбора с организаций средств массовой информации
———————————————T——————————————————————T——————————————————————————¬ | Средство | Регистрирующий орган | Размер | | массовой | | регистрационного сбора | | информации | | | |——————————————+——————————————————————+——————————————————————————+ |Периодическое |Государственный коми— |10 минимальных размеров | |печатное изда—|тет Российской Федера—|оплаты труда, установлен— | |ние |ции по печати |ных в Российской Федерации| | +——————————————————————+——————————————————————————+ | |Территориальные органы|5 минимальных размеров оп—| | |Государственной инс— |латы труда, установленных | | |пекции по защите сво— |в Российской Федерации | | |боды печати и массовой| | | |информации | | +——————————————+——————————————————————+——————————————————————————+ |Информационное|Государственный коми— |12 минимальных размеров | |агентство |тет Российской Федера—|оплаты труда, установлен— | | |ции по печати |ных в Российской Федерации| | +——————————————————————+——————————————————————————+ | |Территориальные органы|6 минимальных размеров оп—| | |Государственной инс— |латы труда, установленных | | |пекции по защите сво— |в Российской Федерации | | |боды печати и массовой| | | |информации | | +——————————————+——————————————————————+——————————————————————————+ |Радио—, |Государственный коми— |15 минимальных размеров | |видео—, |тет Российской Федера—|оплаты труда, установлен— | |кинохроникаль—|ции по печати |ных в Российской Федерации| |ные программы +——————————————————————+——————————————————————————+ | |Территориальные органы|7,5 минимального размера | | |Государственной инс— |оплаты труда, установлен— | | |пекции по защите сво— |ного в Российской Федера— | | |боды печати и массовой|ции | | |информации | | L——————————————+——————————————————————+——————————————————————————— Для издательских организаций, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного или эротического характера, устанавливается повышенный регистрационный сбор (в 5 раз - для рекламного издания и в 10 раз - для эротического), а для специализирующихся на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно - просветительского назначения - пониженный (в 10 раз). Оплата регистрационного сбора должна быть произведена к моменту подачи заявления о регистрации средства массовой информации и подтверждена платежным документом. Постановление Совета Министров Российской Федерации от 08.06.1993 N 541 определяет, что "если учредителем (соучредителем) средства массовой информации является иностранное юридическое лицо либо средство массовой информации создано с участием иностранных инвестиций, регистрационный сбор взимается в размере 500 долл. США". Суммы сборов за регистрацию средств массовой информации, взимаемые в соответствии с действующим Положением, зачисляются: 40% - в регистрирующий орган; 60% - в республиканский бюджет Российской Федерации. В бухгалтерском учете сумма перечисленного регистрационного сбора отражается следующим образом (см. табл. 2).
Таблица 2
—————————————————————————————————————————————————T———————T———————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит| +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Перечислено 40% регистрационного сбора | 76 | 51 | |регистрирующему органу (Государственному | | | |комитету Российской Федерации по печати) | | | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Списана за счет собственных средств уплаченная | 88—2 | 76 | |сумма регистрационного сбора | | | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Перечислено 60% регистрационного сбора в | 68 | 51 | |республиканский бюджет | | | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |Списана за счет собственных средств уплаченная | 88—2 | 68 | |сумма регистрационного сбора | | | L————————————————————————————————————————————————+———————+———————— Наряду с обязательной регистрацией действующим законодательством, в частности Законом, установлены случаи, не требующие регистрации средств массовой информации. Так, согласно ст.12 Закона не требуется регистрация: средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов; периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров. После получения свидетельства о регистрации средства массовой информации осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При этом следует учитывать особенности деятельности средств массовой информации, в частности редакций и издательств. Одна из таких особенностей заключается в том, что выпуск печатной продукции производится после получения заказов, сбором которых занимаются соответствующие организации (отделения связи, агентства и др.). Следовательно, основную часть печатной продукции редакции выпускают на основании заказов, т.е. по подписке. Другая особенность деятельности редакций и издательств заключается в том, что распространение печатной продукции осуществляют в основном специальные организации. При этом следует учитывать положения, изложенные в Правилах распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1997 N 976. Согласно Правилам все функции по распространению периодической печатной продукции берет на себя распространитель продукции, в частности агентства. В настоящее время на территории Российской Федерации действуют такие агентства, как АО "Международная книга", "Книга-Сервис", агентство "Роспечать", "Агентство подписки и розницы", "Пресса для всех", "Южное агентство печати", "Северное агентство печати" и др. Производители документов в соответствии со ст.7 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" для последующего распределения изданий между Российской государственной библиотекой, Российской национальной библиотекой, Библиотекой Российской академии наук и другими крупнейшими библиотечно - информационными учреждениями доставляют в Российскую книжную палату: 16 обязательных бесплатных экземпляров книг и брошюр, альбомов, продолжающихся изданий, журналов, географических карт и атласов на русском языке; 7 обязательных бесплатных экземпляров книг и брошюр, альбомов, продолжающихся изданий, журналов, географических карт и атласов на других языках народов Российской Федерации и на иностранных языках; 14 обязательных бесплатных экземпляров изоизданий и нотных изданий; 9 обязательных бесплатных экземпляров газет; 5 обязательных бесплатных экземпляров текстовых листовых изданий; 12 обязательных бесплатных экземпляров авторефератов диссертаций; 10 обязательных бесплатных экземпляров стандартов. Производители документов доставляют через полиграфические предприятия и участки множительной техники по три обязательных бесплатных экземпляра субъекта Российской Федерации всех видов изданий в соответствующие республиканские (национальные) книжные палаты или секторы государственной библиографии национальных библиотек в день выхода в свет первой партии тиража. Производители документов доставляют через полиграфические предприятия и участки множительной техники по два обязательных местных бесплатных экземпляра всех видов изданий, выпущенных в городе или районе, в соответствующие краевые, областные, городские, районные универсальные научные библиотеки в день выхода в свет первой партии тиража. Кроме рассмотренных нормативных документов деятельность издательств регулирует Временное положение об издательской деятельности в РСФСР, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.04.1991 N 211. Согласно данному Положению издательская деятельность может осуществляться только после получения лицензии, которая выдается сроком на 5 лет. Порядок выдачи лицензии установлен Временным положением и Федеральным законом от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Наряду с перечисленными нормативными документами редакции и издательства, размещающие на страницах своих изданий рекламу, заказанную рекламодателями, должны учитывать основные положения, касающиеся рекламы. Отношения, связанные с рекламой, регулирует Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ. Кроме законодательных актов, регулирующих деятельность редакций и издательств, есть еще нормативные акты, устанавливающие порядок ведения бухгалтерского учета. Организация бухгалтерского учета в издательских организациях осуществляется на основании общих принципов, единых нормативных документов, по единому Плану счетов бухгалтерского учета. В настоящее время основным документом, регулирующим бухгалтерский учет, является Закон Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в котором определены требования к ведению бухгалтерского учета. Наряду с Законом действуют и другие нормативные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета. К ним, в частности, относятся: 1) Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 26.12.1994 N 170). С 1 января 1999 г. вводится новое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н); 2) Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н; 3) Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167; 4) Положение по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/95, утвержденное Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 50; 5) Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/96, утвержденное Приказом Минфина России от 08.02.1996 N 10; 6) Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденное Приказом Минфина России от 15.06.1998 N 25н; 7) Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденное Приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н; 8) Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н); 9) План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56) (с изменениями от 28.12.1994, 28.07.1995, 27.03.1996, 17.02.1997); 10) Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с изменениями от 01.07.1995, 20.11.1995, 14.10.1996, 22.11.1996, 11.03.1997, 31.12.1997, 27.05.1998, 05.09.1998, 06.09.1998, 11.09.1998). В последнее время большое внимание уделяется не только организации бухгалтерского учета, но и порядку налогообложения средств массовой информации, в том числе и издательских организаций. Федеральный закон от 01.12.1995 N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" регулирует порядок государственной поддержки средств массовой информации и книгоиздания, приватизации предприятий, обеспечивающих их функционирование, и направлен на получение гражданами полной и объективной информации. Поддержка средств массовой информации со стороны Правительства заключается в предоставлении льгот по отдельным видам налогов. Так, согласно данному Закону освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции. Наряду с этим освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Кроме льготы по налогу на добавленную стоимость, предоставляется льгота и по налогу на прибыль. Льгота заключается в том, что не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Данная льгота распространяется и на полиграфические предприятия. Местные органы исполнительной власти могут предоставить аналогичную льготу по налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет, в своих регионах, что нередко встречается на практике (Оренбургская, Тюменская, Ростовская области и другие регионы). В связи с тем что по НДС и по налогу на прибыль существуют отдельные законы, для внесения изменений в соответствующие законодательные акты был принят Федеральный закон от 30.11.1995 N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные Законы Российской Федерации по налогам", в частности в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Разъяснения о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации были даны в Письме Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции". В Письме указано, что освобождаются от НДС обороты по реализации периодических печатных изданий, если реклама в отдельном номере не превышает 40% объема отдельного номера. На издания рекламного и эротического характера льготы не распространяются. Уточнения по применению налоговых льгот были даны в Письме Госналогслужбы России от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции". Указанные льготы по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль распространяются только на печатную продукцию, подпадающую под кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (том 2): 95 3000 - книги и брошюры; 95 4010 - издания репродукционные, картографические, нотные; 95 4110 - альбомы по искусству; 95 4130 - альбомы, атласы; 95 6000 - нотные издания; 95 7310 - календари отрывные ежедневные; 95 9000 - издания для слепых; 95 100 - газеты; 95 200 - периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники / бюллетени). В дополнение к налоговым льготам средствам массовой информации предоставлены и таможенные льготы. В соответствии с Федеральным законом N 191-ФЗ было принято Постановление Правительства РФ от 11.04.1996 N 414 "О порядке предоставления тарифных льгот на основании Федерального закона "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", согласно которому от ввозных таможенных пошлин освобождаются периодические печатные издания и книжная продукция, связанные с образованием, наукой и культурой, ввозимые редакциями и издательствами на таможенную территорию Российской Федерации. Кроме того, от таможенных тарифов освобождаются бумага и полиграфические материалы. Для подтверждения льготы редакции должны представить в таможенные органы обязательства об использовании продукции в тех целях, в связи с которыми предоставлена льгота. 22 октября 1998 г. был принят Федеральный закон N 159-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 10 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации". Согласно Закону налоговые и таможенные льготы для средств массовой информации сохраняются до 31 декабря 2001 г. Это очень существенная поддержка, так как предприятия, занимающиеся выпуском периодической печатной продукции, имеют определенную специфику. Она заключается в том, что до начала выпуска продукции объявляется цена на периодическое печатное издание, затем поступают авансовые платежи от подписчиков и только после этого осуществляется выпуск периодической печатной продукции. Таким образом, затраты, связанные с выпуском продукции, определяются по факту выполненных работ, а в настоящее время в связи с ростом цен на материалы и тарифов на услуги организация может получить убыток от выпуска продукции. Наряду с федеральными нормативными актами по предоставлению льгот средствам массовой информации были приняты нормативные акты субъектов Российской Федерации. Так, Законами г. Москвы N 15 и N 13, принятыми Московской городской Думой 04.06.1997, были внесены изменения и дополнения в Законы г. Москвы от 16.03.1994 N 5-25 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной сферы" и N 7-27 "О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц". В соответствии с этим Законом освобождаются от уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы и сбора на нужды образовательных учреждений редакции средств массовой информации, организации Союза журналистов Москвы, издательства, полиграфические предприятия. Данное положение не распространяется на продукцию рекламного и эротического характера. В дополнение к налоговым и таможенным льготам был принят Федеральный закон от 24.11.1995 N 177-ФЗ "Об экономической поддержке районных (городских) газет", который, на наш взгляд, создает условия для получения гражданами своевременной и объективной информации через местные средства массовой информации, регулирует вопросы экономической поддержки районных (городских) газет и является частью законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Основы организации бухгалтерского учета
Себестоимость продукции - важнейший показатель, который отражает в денежной форме затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость зависит от организации производства, качества материалов, умения руководителя правильно организовать процесс производства и множества других факторов. Учет затрат и калькулирование себестоимости печатной продукции занимают одно из ведущих мест в системе бухгалтерского учета издательских организаций. Информация о затратах должна быть достоверной и своевременной, что важно как для принятия действенных управленческих решений, так и для налогообложения и расчетов с бюджетом. Бухгалтерский учет затрат производства и калькулирование себестоимости печатной продукции неразрывно связаны между собой. Бухгалтерский учет строится в соответствии с требованиями калькулирования печатной продукции, а калькуляция, в свою очередь, составляется на основе данных бухгалтерского учета. Изготовление печатной продукции - это сложный технологический процесс, основанный на широком использовании химических, механических, физико - химических, фотографических и других процессов. Особенность производства печатной продукции - многовариантность технологического процесса. Каждая стадия изготовления печатной продукции имеет соответствующую структуру затрат в зависимости от уровня механизации и автоматизации производственных процессов, используемых материалов. Кроме того, ассортимент печатной продукции постоянно меняется, выпускаемые издания различаются по сложности изготовления и длительности производственного цикла. На формирование себестоимости печатной продукции влияют факторы, характеризующие количественную и качественную стороны производимой продукции. К ним относятся: тип издания (учебник, детская литература, научно - техническая литература и т.п.); характер воспроизводимого оригинала (издания текстовые и иллюстрационные, тексто - иллюстрационные, однокрасочные и многокрасочные и др.); формат издания и формат полосы набора; объем издания; тираж; характер внешнего оформления; срок службы и др. Таким образом, уровень и структура затрат в целом и на отдельных технологических операциях создания печатной продукции постоянно меняются. В зависимости от конкретных условий, характера, организации, технологии и назначения производства учет затрат и калькулирование себестоимости продукции могут осуществляться с помощью нормативного, попередельного или позаказного методов. Нормативный метод позволяет выявить в текущем учете все отклонения затрат от установленных норм. Нормативный метод учета применяется, как правило, при массовом и серийном производстве разнообразной и сложной продукции, состоящей из большого количества деталей и узлов. Нормативный метод учета издержек производства позволяет своевременно выявлять и устанавливать причины отклонения фактических расходов от действующих норм основных затрат и смет расходов на обслуживание производства и управление. Отклонением от норм считается как экономия, так и дополнительный расход сырья, материалов, заработной платы и других производственных затрат (в том числе в результате замены сырья и материалов, оплаты работ, не предусмотренных технологическим процессом, доплат за отступление от нормативных условий работы и т.п.). При нормативном методе осуществляется систематический учет изменений действующих норм расхода сырья, материалов, заработной платы и других производственных затрат. Этот учет ведется на основе извещений об изменениях норм и используется для контроля за выполнением заданий по снижению норм для уточнения нормативных калькуляций. Затраты, соответствующие установленным нормативам, и отклонения фактических затрат от нормативов учитываются раздельно. Основой для определения фактической себестоимости продукции при таком методе учета затрат и калькулирования служит нормативная калькуляция. Фактическая себестоимость при нормативном методе определяется исходя из нормативной калькуляции по статьям затрат с учетом: а) произведенных затрат по установленным нормативам; б) изменений действовавших нормативов; в) отклонений фактических затрат от норм. Попередельный метод определяется в производствах с массовой и однородной по исходному сырью и характеру обработки продукцией, которая в процессе изготовления проходит несколько технологических стадий. Сущность этого метода учета затрат и калькулирования себестоимости заключается в том, что затраты, учтенные по первому переделу, включаются в себестоимость второго. При попередельном методе учета затраты на производство учитываются в каждом цехе (переделе, фазе, стадии), включая, как правило, себестоимость полуфабрикатов, изготовленных в предыдущем цехе. В связи с этим себестоимость продукции каждого последующего цеха слагается из произведенных им затрат и себестоимости полуфабрикатов. При применении попередельного метода должны быть использованы важнейшие элементы нормативного метода - систематическое выявление отклонений фактических расходов от текущих норм, а также выявление изменений этих норм. При попередельном методе учета затраты на производство продукции учитываются по цехам (переделам, фазам, стадиям) и статьям расходов. В качестве объекта учета и калькулирования могут быть приняты как отдельные виды, так и группы продукции, объединенные по признаку однородности сырья и материалов, выработки на одном и том же оборудовании, сложности производства и обработки, однородности назначения и т.д. При этом расходы могут учитываться по цеху (переделу, фазе, стадии) в целом, а себестоимость отдельных видов продукции, включенных в калькуляционную группу, - исчисляться с помощью экономически обоснованных методов. Перечень переделов (фаз, стадий производства), по которым осуществляются учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, порядок определения калькуляционных групп продукции и исчисления себестоимости незавершенного производства или его оценки устанавливаются в отраслевых инструкциях. Позаказный метод применяется на предприятиях, изготавливающих неповторяющиеся, единичные экземпляры или небольшие партии изделий одного вида. Учет всех затрат и определение себестоимости продукции ведутся по отдельным заказам. Себестоимость калькулируется только после окончания всех работ по заказу в целом. При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенное количество продукции. Фактическая себестоимость изделий, изготовляемых по заказу, определяется после его выполнения. Для ежемесячного определения фактической себестоимости продукции производственные заказы должны, как правило, выдаваться на такое количество единиц изделий, которое намечается выпустить в течение месяца. При изготовлении изделий с длительным технологическим циклом производства производственные заказы могут выдаваться не на изделие в целом, а на отдельные его агрегаты и узлы, представляющие законченные конструкции. При позаказном методе затраты цехов учитываются по отдельным заказам и статьям калькуляции, а затраты сырья, материалов, топлива и энергии - по отдельным группам. Фактическая себестоимость единицы изделий или работ определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленной по этому заказу продукции. При сдаче продукции заказчику или на склад частями до выполнения заказа в целом сдаваемая продукция оценивается по плановой или фактической себестоимости однородных изделий, выпускавшихся ранее, с учетом изменений в их конструкции, технологии и условиях производства. Полная себестоимость изготовляемого в индивидуальном порядке изделия слагается из затрат, учтенных по заказу (в части так называемых оригинальных деталей и узлов), и стоимости общих деталей и узлов, изготовляемых в порядке серийного или массового производства. С учетом изложенного более приемлемым методом учета себестоимости печатной продукции является попередельный метод. Это связано с тем, что технология выпуска печатной продукции включает несколько производственных процессов (переделов) и стоимость каждого процесса включается в общую себестоимость печатной продукции. На первом этапе производится сбор материала и его обработка. При этом могут возникнуть такие затраты, как оплата труда журналистов и отчисления во внебюджетные фонды; командировочные расходы; расходы, связанные с приобретением и проявкой фотопленки, и др. Затем осуществляется набор материала (корректура, верстка, вывод фотоформ, цветоделение). На этом этапе расходы могут быть связаны с начислением оплаты труда и отчислениями во внебюджетные фонды, с затратами на материалы (бумага, картон, девелопер, матрица, картридж и др.) и т.д. На основе набранного материала создается оригинал - макет, который передается в типографию для печати тиража печатного издания. Таким образом, себестоимость печатного издания складывается из суммы затрат, определенных отдельно по каждому производственному циклу (переделу). Для более тщательного контроля за расходованием материалов попередельный метод следует сочетать с элементами нормативного метода учета себестоимости продукции, так как только нормативный метод позволяет выявить отклонения фактических затрат от установленных норм. Основными документами при использовании нормативного метода определения себестоимости продукции являются нормативные и отчетные калькуляции, которые составляются на каждое печатное издание отдельно. Редакциям необходимо составлять калькуляции не только отдельно на каждый вид выпускаемой печатной продукции, но и отдельно на периодическую печатную продукцию, распространяемую по подписке и через розничную торговую сеть, так как в формировании затрат имеются определенные различия. Рассмотрим вопросы ведения бухгалтерского учета в организациях, осуществляющих выпуск периодических печатных изданий. При планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции предусмотрены следующие статьи расходов. 1. Авторский гонорар за литературное произведение, за другие производные произведения. 2. Авторский гонорар за художественно - графические работы. 3. Расходы на полиграфическое исполнение. 4. Стоимость бумаги, картона, переплетных и других материалов. 5. Редакционные расходы (обработка и оформление рукописи, создание оригинал - макетов). 6. Общеиздательские расходы. 7. Потери от брака (предусматриваются только в отчетных калькуляциях). 8. Коммерческие расходы (связанные с реализацией периодических печатных изданий). Процесс выпуска печатной продукции условно можно разделить на три стадии: снабжения, производства и реализации. Каждая стадия производства имеет определенные особенности. Процесс снабжения - первая стадия в работе по выпуску периодической печатной продукции. Материалы занимают наибольший удельный вес в ее себестоимости. Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.1998 N 25н, к бухгалтерскому учету материалы принимаются по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материалов формируется исходя из цены их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин и других расходов, связанных с доставкой материалов и их хранением. Оприходование полученных материалов производится на основании первичных документов (накладные, счета, счета - фактуры). При этом необходимо обращать внимание на правильность оформления первичных бухгалтерских документов.
———————————————————————————————————————————————T————————T————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Оприходованы поступившие на склад материалы по| 10 | 60 | |покупным ценам | | | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Отражена сумма налога на добавленную стоимость| 19 | 60 | |по поступившим материалам | | | L——————————————————————————————————————————————+————————+————————— В соответствии с учетной политикой операции по приобретению материалов могут отражаться с использованием или без использования счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонение в стоимости материалов". Рассмотрим методологию учета материалов с использованием счетов 15 и 16.
———————————————————————————————————————————————T————————T————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Получены материалы по цене приобретения | 15 | 60 | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Начислена оплата труда за погрузку и выгрузку | 15 | 70 | |материалов | | | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Начислены платежы во внебюджетные социальные | 15 | 69 | |фонды | | | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Приобретены материалы и оплачены из | 15 | 71 | |подотчетных сумм (согласно авансовым отчетам) | | | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |На сумму налога на добавленную стоимость по | 19 | 60, 71 | |приобретенным материалам | | | L——————————————————————————————————————————————+————————+————————— В случае совпадения учетной цены и цены приобретения в учете делается запись:
———————————————————————————————————————————————T————————T————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Оприходованы материалы по фактической цене | 10 | 15 | |приобретения | | | L——————————————————————————————————————————————+————————+————————— Если учетная цена поступивших материалов будет ниже цены приобретения, то поступление в учете будет отражено следующим образом.
———————————————————————————————————————————————T————————T————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Получены материалы по цене приобретения | 15 | 60, 71 | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |На сумму налога на добавленную стоимость по | 19 | 60, 71 | |приобретенным материалам | | | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Оприходованы материалы по учетной цене | 10 | 15 | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |На сумму разницы между учетной ценой и ценой | 16 | 15 | |приобретения материалов | | | L——————————————————————————————————————————————+————————+————————— Если учетная цена выше цены приобретения материалов, делаются следующие записи.
———————————————————————————————————————————————T————————T————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Получены материалы по цене приобретения | 15 | 60, 71 | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |На сумму налога на добавленную стоимость по | 19 | 60, 71 | |приобретенным материалам | | | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Оприходованы материалы по фактической цене | 10 | 15 | |приобретения | | | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |На сумму разницы между учетной ценой и ценой | 15 | 16 | |приобретения материалов | | | L——————————————————————————————————————————————+————————+————————— Отпуск материалов в производство, как и поступление, должны оформляться первичными документами. К ним относятся требование; накладная - требование на отпуск материалов; накладная на внутренний отпуск материалов; акт - требование на замену (дополнительный отпуск) материалов. Списание материалов в производство оформляется следующим образом.
———————————————————————————————————————————————T————————T————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Израсходованы материалы на производство | 20 | 10 | |периодической печатной продукции по учетным | | | |ценам в соответствии с нормами | | | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |На сумму отклонений между фактической ценой | 16 | 15 | |приобретения материалов и их учетной ценой | | | |(при условии, что фактическая цена больше | | | |учетной) | | | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |На сумму отклонений между фактической ценой | 15 | 16 | |приобретения материалов и их учетной ценой | | | |(при условии, что учетная цена больше | | | |фактической) | | | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |На сумму отклонений учетной и фактической цены| 20 | 16 | |материалов (сторно) | | | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Списана сумма НДС, относящаяся к | 20 | 19 | |израсходованным материалам (при условии, что | | | |оборот по реализации периодической печатной | | | |продукции не облагается НДС) | | | +——————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Списана сумма НДС, относящаяся к | 68 | 19 | |израсходованным материалам (при условии, что | | | |оборот по реализации периодической печатной | | | |продукции облагается НДС) | | | L——————————————————————————————————————————————+————————+————————— С момента отпуска материалов начинается непосредственно процесс производства печатной продукции. Именно на этой стадии формируется фактическая себестоимость периодического печатного издания. Все затраты, связанные с производством печатной продукции, учитываются на счете 20 "Основное производство" в разрезе отдельных статей издержек производства, за исключением расходов на рекламу, которые учитываются на счете 43 "Коммерческие расходы". Согласно Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях издательской деятельности учет затрат по выпуску печатного издания может вестись с использованием нескольких счетов бухгалтерского учета в соответствии с рабочим планом счетов, утвержденным приказом об учетной политике: 20 "Основное производство" - прямые затраты; 25 "Редакционные расходы" - затраты, связанные с содержанием редакции; 26 "Общеиздательские расходы" - накладные расходы. На наш взгляд, может применяться один счет для учета накладных расходов - 26 "Общеиздательские расходы". Прямые затраты включаются в себестоимость печатной продукции на основании первичной документации (накладные, требования, наряды - заказы, акты) по прямому признаку, а редакционные и общеиздательские расходы ежемесячно распределяются по видам продукции в соответствии с методом, предусмотренным в учетной политике предприятия. Базой распределения может быть тираж, объем реализации, оплата труда работников. Рост инфляции и нестабильность экономики влияют на объем реализации и оплату труда работников. Следовательно, использование данных показателей как базы для распределения редакционных и общеиздательских расходов может привести к искажению себестоимости изданий. По нашему мнению, редакционные и общеиздательские расходы следует распределять пропорционально листам - оттискам, так как именно листы - оттиски являются основным показателем при выпуске печатной продукции. Мы считаем, что недостаточно вести учет затрат на выпуск периодических печатных изданий по каждому виду продукции. Наряду с этим следует вести учет с выделением затрат, связанных с производством продукции, льготируемой при определении налога на прибыль, и затрат, связанных с производством продукции, облагаемой налогом на прибыль. Для этого к счету 20 "Основное производство" предлагаем ввести отдельные субсчета или аналитические счета. На наш взгляд, методологически правильнее выделить отдельные субсчета: субсчет 1 "Затраты, связанные с производством печатной продукции, льготируемые при исчислении налога на прибыль"; субсчет 2 "Затраты, связанные с производством печатной продукции, облагаемые налогом на прибыль". Особенность такого учета заключается в том, что в момент отражения операций можно выделить информацию, необходимую для определения размера налогооблагаемой прибыли. Исходя из изложенного предлагаем следующий порядок записи на счетах бухгалтерского учета.
————————————————————————————————————T————————T————————T——————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, | | | | | у.е. | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |1. Списана стоимость | | | | |израсходованных материалов в | | | | |пределах норм: | | | | |а) на льготируемую продукцию | 20—1 | 10 | 8600 | |б) на нельготируемую продукцию | 20—2 | 10 | 4480 | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |2. Списана стоимость | | | | |израсходованных материалов сверх | | | | |норм: | | | | |а) на льготируемую продукцию | 20—1 | 10 | 320 | |б) на нельготируемую продукцию | 20—2 | 10 | 150 | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |3. Начислен авторский гонорар: | | | | |а) по выпуску льготируемой | 20—1 | 70, 76 | 4700 | |продукции | | | | |б) по выпуску нельготируемой | 20—2 | 70, 76 | 2450 | |продукции | | | | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |4. Произведены отчисления во | | | | |внебюджетные фонды от суммы | | | | |начисленного авторского гонорара: | | | | |а) по льготируемой продукции | 20—1 | 69 | 1556 | |б) по нельготируемой продукции | 20—2 | 69 | 811 | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |5. Отражена стоимость | | | | |полиграфических услуг, оказанных | | | | |сторонними организациями (при | | | | |наличии договора, акта приема — | | | | |сдачи работ): | | | | |а) по льготируемой продукции | 20—1 | 76 | 4800 | |б) по нельготируемой продукции | 20—2 | 76 | 2720 | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |6. Списана доля расходов по | | | | |включению издания в каталог: | | | | |а) по льготируемой продукции | 20—1 | 31 | 960 | |б) по нельготируемой продукции | 20—2 | 31 | 340 | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |7. Списаны расходы по сбору и | | | | |обработке заказов: | | | | |а) по льготируемой продукции | 20—1 | 31 | 130 | |б) по нельготируемой продукции | 20—2 | 31 | 70 | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |8. Списаны расходы по | | | | |экспедированию продукции: | | | | |а) по льготируемой продукции | 20—1 | 76 | 1560 | |б) по нельготируемой продукции | 20—2 | 76 | 1240 | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |9. Начислена амортизация основных | 26 | 02 | 1760 | |фондов производственного назначения| | | | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |10. Начислена амортизация | 26 | 05 | 940 | |нематериальных активов, | | | | |используемых при производстве | | | | |периодической печатной продукции | | | | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |11. Начислен износ МБП, | 26 | 13 | 1310 | |используемых в процессе выпуска | | | | |периодической печатной продукции | | | | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |12. Списана доля расходов будущих | 26 | 31 | 935 | |периодов, приходящихся на отчетный | | | | |период | | | | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |13. Начислена оплата труда | 26 | 70 | 3780 | |работникам редакции | | | | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |14. Произведены отчисления во | 26 | 69 | 1455 | |внебюджетные фонды | | | | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |15. Списаны командировочные расходы| 26 | 71 | 2180 | |в пределах установленных норм | | | | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |16. Начислены налоги, относящиеся | 26 | 68 | 1356 | |за счет себестоимости продукции | | | | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |17. Списаны редакционные | | | | |(общехозяйственные) расходы: | | | | |а) на льготируемую продукцию | 20—1 | 26 | 8808 | |б) на нельготируемую продукцию | 20—2 | 26 | 4908 | L———————————————————————————————————+————————+————————+——————————— В зависимости от конкретного вида деятельности редакции перечень хозяйственных операций может быть продолжен. Завершающим этапом процесса производства является оприходование готовой печатной продукции на склад (в экспедицию). Передача продукции в экспедицию производится в соответствии с графиком сдачи тиражей в экспедицию. Основанием для передачи продукции является накладная, в которой указываются наименование издания и его периодический номер, количество экземпляров и учетная цена издания. Оприходование готовой продукции отражается следующим образом.
————————————————————————————————————T————————T————————T——————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, | | | | | у.е. | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |Оприходована готовая периодическая | | | | |печатная продукция в экспедиции по | | | | |фактической себестоимости: | | | | |а) льготируемая | 40—1 | 20—1 | 31 524 | |б) нельготируемая | 40—2 | 20—2 | 17 229 | L———————————————————————————————————+————————+————————+——————————— Готовая периодическая печатная продукция, предназначенная для реализации, распространяется по подписке в соответствии с условиями договоров с агентствами, либо реализуется через киоски и другие организации, занимающиеся распространением печатной продукции, либо распространяется другими способами (благотворительные цели, в виде рекламы и др.). Особенность реализации через розничную торговую сеть заключается в том, что к распространителям розничного тиража не переходит право собственности при передаче им периодической печатной продукции. Все расходы, связанные с реализацией тиража, в этом случае несет редакция. Кроме того, расчеты за периодическую печатную продукцию производятся только после окончательной реализации. На наш взгляд, для учета отгруженной, но не реализованной продукции в данной ситуации можно использовать счет 45 "Товары отгруженные". При реализации периодической печатной продукции по подписке или через розничную торговую сеть предлагаем следующий вариант отражения операций в бухгалтерском учете.
————————————————————————————————————T————————T————————T——————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, | | | | | у.е. | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ | Реализация по подписке | +———————————————————————————————————T————————T————————T——————————+ |Зачтен ранее полученный аванс за | 83 | 62 | 43 500 | |подписку на периодические печатные | | | | |издания (по каждому номеру издания)| | | | | | | | | |Реализована периодическая печатная | | | | |продукция по подписке по учетной | | | | |стоимости: | | | | |а) льготируемая продукция | 62 | 46—1 | 29 000 | |б) нельготируемая продукция | 62 | 46—2 | 14 500 | | | | | | |Списана стоимость периодической | | | | |печатной продукции по учетным | | | | |ценам: | | | | |а) льготируемой продукции | 46—1 | 40—1 | 24 333 | |б) нельготируемой продукции | 46—2 | 40—2 | 12 188 | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ | Реализация через розничную торговую сеть | +———————————————————————————————————T————————T————————T——————————+ |Отгружены периодические печатные | | | | |издания в порядке реализации: | | | | |а) льготируемая продукция | 45 | 40—1 | 7 191 | |б) нельготируемая продукция | 45 | 40—2 | 5 041 | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |На стоимость возвращенной | | | | |распространителем нереализованной | | | | |продукции (сторно): | | | | |а) льготируемой | 45 | 40—1 | 1 798 | |б) нельготируемой | 45 | 40—2 | 1 080 | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |Получены денежные средства за | | | | |реализованную продукцию: | | | | |а) льготируемую | 50, 51 | 46—1 | 7 500 | |б) нельготируемую | 50, 51 | 46—2 | 5 500 | +———————————————————————————————————+————————+————————+——————————+ |Списана стоимость отгруженной | | | | |периодической печатной продукции: | | | | |а) льготируемой | 46—1 | 45 | 5 393 | |б) нельготируемой | 46—2 | 45 | 3 961 | L———————————————————————————————————+————————+————————+——————————— Кроме финансовых результатов по основной деятельности, у организаций СМИ могут возникнуть доходы и расходы, связанные с движением основных средств и прочих активов. Реализация и прочее выбытие основных средств (ликвидация, списание, передача безвозмездно и др.) отражаются в учете с использованием счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", на этом счете определяется финансовый результат от их реализации. По дебету счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" отражаются первоначальная стоимость выбывших объектов основных средств; расходы, связанные с выбытием основных средств. В кредит счета 47 относятся сумма износа, начисленная по выбывшим объектам основных средств к моменту выбытия; выручка от реализации имущества; стоимость материальных ценностей, поступивших в связи со списанием имущества в оценке возможного использования их реализации. Дебетовое (убыток) или кредитовое (доход) сальдо по счету 47 в текущем отчетном периоде списывается на счет 80 "Прибыли и убытки". Аналитический учет по счету 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" ведется по отдельным выбывающим инвентарным объектам основных средств. Для отражения реализации прочих активов применяется счет 48 "Реализация прочих активов". На этом счете отражаются, в частности, балансовая стоимость и продажная цена по нематериальным активам; товарно - материальным ценностям, относимым по действующему порядку к средствам в обороте; валютным ценностям; ценным бумагам и другим финансовым вложениям и т.д. Порядок отражения такой же, как и при использовании счета 47. Таким образом, в целом по организации на счете 80 формируются доходы и расходы, связанные с деятельностью, и отражается конечный финансовый результат деятельности предприятия в отчетном году, который слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), иных материальных ценностей и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Подписано в печать Материалы подготовлен 22.01.1999 экспертной группой
Международного еженедельника "Финансовая газета"
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |