|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О Федеральном законе от 20.07.1998 N 116-ФЗ ("Финансовая газета", 1999, N 4)
"Финансовая газета", N 4, 1999
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОТ 20.07.1998 N 116-ФЗ
В редакцию "Международного еженедельника "Финансовая газета" поступают многочисленные просьбы читателей о публикации разъяснений к Федеральному закону "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Введение в действие данного Закона отложено, но ряд положений вступил в силу с момента принятия Закона. Сегодня вниманию читателей предлагается статья начальника Управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Российской Федерации М. Сокола с комментариями к названному Закону.
Согласно Федеральному закону от 20.07.1998 N 116-ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" в Российской Федерации устанавливается государственный контроль в отношении крупных расходов, производимых физическими лицами. Государственному контролю подлежат крупные расходы физических лиц по приобретению ими в собственность имущества или оказанию физическими лицами финансового содействия другим лицам в приобретении имущества. В Законе поясняется, что под приобретением недвижимого имущества понимаются купля, обмен, новое строительство или реконструкция этого имущества. Предполагалось ввести в действие данный законодательный акт с 24 января 1999 г., но в настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Закон, предусматривающий отсрочку введения в действие Федерального закона от 20.07.1998 N 116-ФЗ. Однако, несмотря на то что устанавливается отсрочка введения в действие данного законодательного акта, отдельные его положения все-таки действуют с момента его принятия. Так, в Законе содержится положение, в соответствии с которым физические лица, предполагающие осуществлять сделки по приобретению имущества до вступления в силу данного Закона, имеют право до этой даты составить декларацию об имуществе и сдать ее на хранение нотариусу. Таким образом, физические лица, обязанность уплаты подоходного налога которыми определяется в соответствии с Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации, имеют право составить декларацию об имуществе с указанием размеров этого имущества на дату составления указанной декларации и передать ее в запечатанном виде на хранение нотариусу в порядке, предусмотренном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Физическое лицо, составившее декларацию об имуществе, прилагает к ней документы или их копии, заверенные в установленном законом порядке, подтверждающие наличие объектов, указанных в этой декларации. Нотариусы, принявшие такую декларацию на хранение от физического лица, уведомляют государственные налоговые инспекции по месту жительства физического лица о составлении им декларации об имуществе. Упаковка с декларацией об имуществе может быть вскрыта только по просьбе лица, сдавшего указанную декларацию на хранение, в его присутствии и в присутствии нотариуса, принявшего декларацию на хранение, при предъявлении свидетельства. О вскрытии декларации об имуществе составляется акт, который подписывается нотариусом и лицом, сдавшим указанную декларацию на хранение. После вскрытия упаковки декларация вновь может быть передана на хранение нотариусу. Поэтому физическим лицам необходимо знать положения названного Закона и те обязанности, которые на них возлагаются в связи с принятием этого законодательного акта. Рассмотрим более подробно положения этого Закона. Так, в первый год действия названного Закона государственному контролю подлежит приобретение в течение одного календарного года одного объекта имущества, стоимость которого составляет не менее 1500-кратного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки. Государственному контролю подлежит также приобретение в течение одного календарного года нескольких объектов имущества, суммарная стоимость которых составляет не менее 4500-кратного МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки по приобретению каждого объекта.
Через год после вступления Закона в силу государственному контролю подлежит приобретение в течение одного календарного года одного объекта имущества, стоимость которого составляет не менее 1000-кратного МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки. Государственному контролю подлежит также приобретение в течение одного календарного года нескольких объектов имущества, суммарная стоимость которых составляет не менее 3000-кратного МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки по приобретению каждого объекта. В данном Законе приводится закрытый перечень имущества, расходы по приобретению которого подлежат государственному контролю. В частности, к имуществу, приобретение которого физическим лицом обусловливает государственный контроль за соответствием расходов получаемым им доходам, относятся: недвижимое имущество (недвижимость) - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения; воздушные суда - средства гражданского воздухоплавания: самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и др.; морские суда и суда внутреннего плавания - все самоходные суда независимо от их принадлежности, подлежащие регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах, а также моторные лодки, плоты и другие морские суда и суда внутреннего плавания; наземные транспортные средства - грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности, автомобили повышенной проходимости, автомобили - тягачи с полуприцепами, автобусы различных типов, легковые автомобили, в том числе таксомоторы, а также средства железнодорожного транспорта; акции, доли участия в уставных капиталах хозяйственных обществ и складочных капиталах хозяйственных товариществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты; культурные ценности - исторические ценности, связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); предметы и фрагменты предметов, полученные в результате археологических раскопок; художественные ценности, в том числе картины и рисунки целиком ручной работы, выполненные на любой основе, из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно - прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, в том числе фоно-, фото-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия, палеонтология, и других; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры; золото в слитках. Физические лица, покупающие в собственность указанное имущество, обязаны представить специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа. Специальная декларация представляется в течение 60 календарных дней с момента получения письменного требования налогового органа, основанного на имеющихся у него сведениях о произведенных физическим лицом сделках. Специальная декларация - это уведомление, содержащее информацию об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества, в отношении которого устанавливается государственный контроль. Лицо, представляющее специальную декларацию, вправе приложить к ней копии документов, заверенные в установленном законом порядке, подтверждающие указанные в ней сведения. По требованию налоговых органов составителем специальной декларации или его представителем должны быть представлены для ознакомления подлинники документов, копии которых были приложены к указанной декларации. Документы, прилагаемые к одной специальной декларации, могут быть использованы при представлении последующих специальных деклараций лишь в том случае, если они подтверждают наличие средств для приобретения имущества, в отношении которого подается специальная декларация. Физическое лицо вправе ссылаться в специальной декларации на сведения, указанные в декларации об имуществе, составленной в соответствии со ст.10 настоящего Закона. Декларация об имуществе должна содержать перечень находящегося в собственности физического лица имущества, в том числе денежных средств в российских рублях и иностранной валюте, которое может служить источником доходов, необходимых для приобретения объектов, указанных в специальной декларации. Формы специальной декларации и декларации об имуществе разрабатываются Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и утверждаются Правительством Российской Федерации. В государственной налоговой инспекции полученная от физического лица специальная декларация в обязательном порядке регистрируется и в месячный срок подлежит проверке. При проверке такой декларации проверяется достоверность заявленных в ней сведений о средствах, имевшихся у этого лица. О результатах указанной проверки руководитель государственной налоговой инспекции уведомляет физическое лицо, подавшее специальную декларацию. Если при проведении проверки специальной декларации будет установлена недостаточность подтверждения физическим лицом средств для приобретения объектов имущества, государственные налоговые инспекции обязаны по заявлению физического лица, представившего специальную декларацию, учитывать сведения, указанные им в декларации об имуществе. Настоящим Законом устанавливаются различные меры ответственности за непредставление специальной декларации. Так, при непредставлении специальной декларации в течение 60 календарных дней с момента вручения письменного требования государственной налоговой инспекции на физическое лицо может быть наложен административный штраф в размере до 100-кратного МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации на момент наложения штрафа. В случае же непредставления декларации в течение 90 календарных дней с момента вручения письменного требования налогового органа на физическое лицо может быть наложен административный штраф в размере до 1000-кратного МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации на момент наложения штрафа. При обнаружении фактов занижения суммы доходов и (или) неуплаты с таких доходов налогов, неполной их уплаты, а также представления фиктивных документов соответствующее физическое лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица и организации, осуществляющие регистрацию имущества (приобретения имущества) или нотариальное удостоверение сделок с ним, а также лица и организации, осуществляющие регистрацию сделок с ценными бумагами, обязаны в течение 15 дней с даты регистрации или нотариального удостоверения в письменной форме сообщить о совершенных физическими лицами сделках в налоговый орган по месту их жительства. За нарушение порядка представления государственным налоговым инспекциям сведений о произведенных физическими лицами сделках, в отношении которых устанавливается государственный контроль, на физических лиц и организации, осуществляющих регистрацию имущества (приобретения имущества) или нотариальное удостоверение соответствующих сделок, может быть наложен штраф в размере 100-кратного МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации на момент наложения штрафа, по каждому факту нарушения. В государственные налоговые инспекции указанные сведения будут представляться по сделкам, произведенным физическими лицами после вступления в силу упомянутого Закона. Не допускается разглашение сведений, содержащихся в специальных декларациях и декларациях об имуществе физических лиц. Разглашение сотрудниками государственных налоговых инспекций таких сведений влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Право издания инструкции о заполнении специальной декларации Законом предоставлено Министерству по налогам и сборам Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Подписано в печать М.Сокол 22.01.1999 Государственный советник
налоговой службы II ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |