Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговый кодекс Российской Федерации: взаимоотношения между государством и налогоплательщиками (Окончание) ("Бухгалтерский учет", 1999, N 2)



"Бухгалтерский учет", N 2, 1999

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ

(Окончание. Начало см. "Бухгалтерский учет", N 12, 1998;

N 1, 1999)

Изменение срока уплаты налогов и сборов

Налоговый кодекс значительно расширил формы и основания изменения срока уплаты налогов и сборов, а также более подробно регламентировал эти условия по сравнению с действующим законодательством.

Общие условия изменения срока уплаты налогов и сборов

Общие условия изменения срока уплаты налогов (сборов) закреплены в ст.61 Налогового кодекса, где определено, что изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Как следует из содержания ст.61 НК, изменение срока уплаты налогов (сборов) характеризуется следующими положениями.

1. Налоговый кодекс признает субъектом права на изменение срока уплаты налогов (сборов) только налогоплательщика, поскольку именно у него государство отчуждает часть собственности в виде налога (сбора) и при наличии законных оснований может предоставить ему право не платить налог в течение определенного времени. Следовательно, право на изменение срока уплаты налога (сбора), по нашему мнению, не может распространяться на налоговых агентов.

2. Налоговый кодекс не ограничивает перечень налогов, по которым налогоплательщик может обратиться за изменением срока уплаты налога (сбора), за исключением только инвестиционного налогового кредита. Таким образом, изменение срока уплаты налогов (сборов) может быть предоставлено налогоплательщику по федеральным, региональным и местным налогам (сборам).

3. Налоговый кодекс не содержит ограничений в части определения того, на какой стадии налогового производства (исчисление налога, уплата налога) налогоплательщик может обратиться в уполномоченный орган за изменением срока уплаты налогов (сборов). Мы считаем, что налогоплательщик вправе обратиться с таким заявлением на любой стадии налогового производства.

4. Налоговый кодекс в качестве общего правила не содержит ограничений в части объединения различных форм изменения срока уплаты налогов (сборов). Однако считаем, что инвестиционный налоговый кредит в силу своих отличительных особенностей не может сочетаться с другими формами изменения срока уплаты налогов (сборов).

5. Налоговый кодекс в качестве общего правила определяет, что условием изменения срока уплаты налогов (сборов) является внесение налогоплательщиком платы за пользование государственными средствами. Плата устанавливается в виде начисления процентов на величину подлежащей уплате суммы налога (сбора) или ее части.

6. Налоговый кодекс предусматривает, что предоставление права на изменение срока уплаты налогов (сборов) не влечет для налогоплательщика изменения его налоговой обязанности, поскольку у него не меняются ни объект налогообложения, ни налогооблагаемая база, ни ставка налогообложения.

7. Налоговый кодекс предоставляет уполномоченному государственному органу право принять меры по обеспечению уплаты суммы налогов (сборов), например, в случае долговременного переноса срока уплаты налогов (сборов), что имеет место при налоговом кредите и инвестиционном налоговом кредите. Такими мерами обеспечения являются залог и поручительство.

Вместе с тем Налоговый кодекс установил ряд ограничений для налогоплательщиков, претендующих на изменение срока уплаты налогов (сборов).

Как следует из содержания ст.62 Налогового кодекса, срок уплаты налога (сбора) не может быть изменен, если есть основания считать, что налогоплательщик, претендующий на его перенос, нарушает налоговое законодательство.

Законодатель выделяет следующие виды правонарушений налогового законодательства:

- возбуждение уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах.

Уголовным кодексом РФ предусмотрены следующие нормы ответственности за нарушение налогового законодательства. В первую очередь, к ним относятся ст.198 "Уклонение гражданина от уплаты налога" и ст.199 "Уклонение от уплаты налогов с организаций". Как определено Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.1997 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов", общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ), что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. В Уголовном кодексе имеются также нормы, устанавливающие ответственность за равнозначные либо дополнительные объекты преступления. К ним относятся ст.170 "Регистрация незаконных сделок с землей", ст.171 "Незаконное предпринимательство", ст.172 "Незаконная банковская деятельность", ст.173 "Лжепредпринимательство", ст.193 "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте";

- осуществление производства по делу об административном правонарушении.

До принятия Налогового кодекса административные нарушения налогового законодательства, за нарушение которых налоговые органы имели право налагать административные штрафы, содержались в различных законодательных и нормативных налоговых актах, например, в ст.ст.4 и 15 Закона РФ от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", п.12 ст.7 Закона РСФСР от 21.03.1991 "О Государственной налоговой службе РСФСР", п.4 ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 "О налогах на имущество физических лиц", а также в п.1 Указа Президента РФ от 23.05.1994 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей". Административная правоприменительная практика по нарушениям налогового законодательства в основном была связана с наложением штрафов налоговыми органами в порядке, определенном ст.ст.33 - 40 и 247 - 265 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Здесь следует отметить, что Налоговый кодекс не содержит перечня административных нарушений налогового законодательства, а потому правомерен вывод о том, что в этой части будет применяться ранее действовавшее законодательство, за исключением Основ налоговой системы в РФ, которые утрачивают силу с 1 января 1999 г.;

- осуществление производства по делу о налоговом правонарушении. В данном случае речь идет о принятии руководителем налогового органа решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Кроме того, Налоговым кодексом установлены ограничения в отношении определенных лиц, когда есть достаточные основания полагать, что такие лица воспользуются изменением срока уплаты налога для того, чтобы скрыть свои денежные средства или иное имущество, либо эти лица собираются навсегда выехать за пределы РФ.

Как предусмотрено п.2 ст.62 Налогового кодекса, при наличии указанных обстоятельств решение об изменении срока уплаты налога (сбора) не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

Налогоплательщик вправе обжаловать такое решение уполномоченного государственного органа на основании ст.138 Налогового кодекса в вышестоящий орган либо в суд общей юрисдикции, если налогоплательщик - физическое лицо, и в арбитражный суд, если налогоплательщик - организация или индивидуальный предприниматель.

Органы, уполномоченные принимать решения

об изменении срока уплаты налогов и сборов

Статья 63 Налогового кодекса устанавливает, что решения об изменении срока уплаты налогов (сборов) могут принимать только специально уполномоченные государственные органы, полномочия которых различаются в зависимости от уровня того бюджета или внебюджетного фонда, в который зачисляются те налоги и сборы, в отношении которых рассматривается вопрос об изменении срока уплаты налогов (сборов).

В соответствии с п.1 ст.63 НК принятие решения об изменении срока уплаты налогов (сборов) отнесено к компетенции следующих органов:

финансовые органы принимают решения об изменении срока уплаты налога в зависимости от того, куда направляются суммы налога: в федеральный бюджет, бюджет субъекта федерации или местный бюджет. Соответственно это может быть и Министерство финансов РФ, и финансовый орган субъекта Федерации или местный бюджет, и муниципальный финансовый орган;

финансовые органы принимают решение об изменении срока уплаты государственной пошлины. Налоговым кодексом изменяется ранее существовавший порядок, при котором, например, арбитражные суды могли сами по ходатайству заинтересованных лиц изменять срок уплаты государственной пошлины в виде отсрочки или рассрочки;

таможенные органы, производящие таможенное оформление, на основании ст.121 Таможенного кодекса РФ принимают решения об изменении срока уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через границу РФ;

органы внебюджетных фондов принимают решения об изменении сроков уплаты сборов, поступающих во внебюджетные фонды.

Формы и основания переноса срока уплаты налогов и сборов

Отсрочка и рассрочка по уплате налога и сбора

Согласно ст.64 Налогового кодекса отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии предусмотренных в этой статье оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной (для отсрочки) или поэтапной (при рассрочке) уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Пунктом 2 ст.64 НК установлены основания, при наличии хотя бы одного из которых налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога (сбора).

Первое основание включает в себя такие обстоятельства непреодолимой силы, как стихийное бедствие, технологическая катастрофа и иные обстоятельства, под которыми согласно ст.401 ГК РФ понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Статья 64 НК не указывает, какие государственные органы могут квалифицировать произошедшие события как обстоятельства непреодолимой силы. Представляется, что такую квалификацию по запросу налогоплательщика могут дать местные финансовые и налоговые органы. Размер причиненного ущерба определяется уполномоченным органом исходя из фактических обстоятельств. Согласно п.4 ст.64 на сумму задолженности при изменении срока уплаты налога по данному основанию проценты не начисляются.

Второе основание связано с фактом задержки налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного налогоплательщиком государственного заказа. Полагаем, что данный факт вправе подтвердить финансовые органы. Пунктом 4 ст.64 определено, что при изменении срока уплаты налога по данному основанию на сумму задолженности по налогу проценты не начисляются.

Третье основание касается возникновения угрозы банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога. В соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" угроза возникновения банкротства появляется в случае, если требования к налогоплательщику - организации составляют в совокупности не менее 500, а к налогоплательщику - физическому лицу - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение трех месяцев. Согласно п.4 ст.64 Налогового кодекса если отсрочка по уплате налога предоставлена по данному основанию, то на сумму задолженности по налогу начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки (рассрочки), если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Четвертое основание связано с имущественным положением физического лица, которое исключает возможность единовременной уплаты им налога. Статья 64 НК не содержит критериев определения платежеспособности физического лица.

Пятое основание относится к организациям, чья производственная деятельность носит сезонный характер. Статьей 11 Налогового кодекса сезонное производство определяется как производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и временем года. При этом Кодекс указывает, что данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий. Пункт 4 ст.64 не содержит указаний в отношении начисления или неначисления процентов на сумму задолженности по данному основанию. Считаем, что поскольку указанное основание не может быть отнесено к компенсационным основаниям, которые перечислены в пп.1 и 2 п.2 ст.64 Налогового кодекса, то на сумму задолженности по данному основанию должны начисляться проценты в порядке, предусмотренном в отношении оснований, перечисленных в пп.3 и 4 п.2 ст.64 Налогового кодекса.

Шестое основание относится к компетенции таможенных органов по принятию решений о предоставлении отсрочки в уплате таможенных платежей. Согласно ст.121 Таможенного кодекса РФ отсрочка и рассрочка уплаты таможенных платежей может быть предоставлена плательщику в исключительных случаях. При этом установлено, что отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации. За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком РФ по предоставляемым этим банком кредитам.

Как следует из содержания п.п.5 и 6 ст.64 НК, заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налога (с указанием оснований и приложением необходимых документов) направляется налогоплательщиком в соответствующий уполномоченный государственный орган.

Кроме того, налогоплательщик может направить вместе с заявлением и ходатайство о временном приостановлении уплаты суммы задолженности по налогу до принятия решения уполномоченным органом. Об удовлетворении ходатайства налогоплательщика выносится соответствующее решение государственного органа.

Налоговым кодексом предписано, что копия заявления и копия решения об удовлетворении ходатайства налогоплательщика о временном приостановлении уплаты суммы задолженности, а также копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении должны быть направлены налогоплательщиком в адрес налогового органа по месту его учета в сроки, предусмотренные ст.64 НК.

Пункт 7 ст.64 НК имеет техническую ошибку, поскольку обстоятельства непреодолимой силы, являющиеся основанием для получения отсрочки (рассрочки) уплаты налога, содержатся не в п.1 ст.64 НК, а в пп.1 п.2 ст.64 НК.

Порядок принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты налога изложен в п.п.8 и 9 ст.64 НК.

Общее правило, установленное в п.8 ст.64 НК, определяет, что решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении.

Вместе с тем ст.64 предоставляет право уполномоченному государственному органу по своему усмотрению решить вопрос о принятии таких мер обеспечения уплаты суммы задолженности налогоплательщиком, как залог и поручительство. В случае если отсрочка (рассрочка) уплаты налога предоставляется под залог имущества налогоплательщика, такое решение вступает в действие в порядке, предусмотренном ст.73 Налогового кодекса.

Налоговым кодексом предписано, что отказ от предоставления отсрочки (рассрочки) в уплате налога должен быть мотивированным и может быть обжалован налогоплательщиком в порядке, предусмотренном ст.138 Налогового кодекса.

Пункт 12 ст.64 НК предоставляет право субъектам Федерации устанавливать дополнительные по сравнению с данной статьей основания и иные условия предоставления отсрочки или рассрочки в отношении уплаты региональных и местных налогов.

Пунктом 13 ст.64 правила предоставления отсрочки (рассрочки) в уплате налога распространены также и на условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате сборов.

Налоговый кредит

Статьей 65 Налогового кодекса определены порядок и условия предоставления налогового кредита, который представляет собой, по сути, перенос срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года с уплатой налогоплательщиком суммы задолженности и процентов на эту сумму согласно графику, установленному в договоре о предоставлении налогового кредита, который заключается между уполномоченным органом и налогоплательщиком.

Как предусмотрено п.1 ст.65 НК, налоговый кредит в отличие от отсрочки (рассрочки) в уплате налога может быть предоставлен только по основаниям, перечисленным в пп.1, 2 и 3 п.2 ст.64 НК.

При этом ст.65 НК установлено, что если налоговый кредит предоставлен по основаниям, перечисленным в пп.1 и 2 п.2 ст.64 НК, то проценты не начисляются, а если по пп.3 п.2 ст.64 НК, то проценты начисляются исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ на период действия договора о налоговом кредите.

Налоговый кредит отличается также от отсрочки (рассрочки) по сроку его предоставления, поскольку срок действия договора о налоговом кредите может быть установлен от трех месяцев до одного года.

Однако основным отличием налогового кредита от отсрочки (рассрочки) уплаты налога является наличие договора, который заключается между уполномоченным органом и налогоплательщиком. Форма этого договора утверждается уполномоченным органом.

Правовая природа подобных административных договоров еще недостаточно исследована и определена. С одной стороны, в таком договоре уполномоченный орган императивно в одностороннем порядке определяет все существенные условия по предоставлению налогового кредита, с другой стороны, договорная форма подразумевает наличие равенства участников договора налогового кредита в согласовании тех или иных условий его предоставления и погашения. Поэтому, как отмечают некоторые авторы, административные договоры содержат сложный правовой состав, при котором невозможно четко разграничить административно - правовые и гражданско - правовые элементы. Однако императивное содержание подобных договоров в большинстве случаев определяется юридически властными полномочиями органов исполнительной власти по расторжению этих договоров в одностороннем порядке, тогда как в гражданско - правовых договорах общее правило состоит в запрете одностороннего расторжения договоров между участниками гражданско - правовых отношений. В связи с этим в данном случае можно рассматривать договор по предоставлению налогового кредита как вид юридически властных предписаний исполнительной власти, облеченных в форму договора. Кроме того, административную природу такого договора определяют и условия, которые должны в нем содержаться. В отличие от гражданско - правовых договоров, здесь, как это следует из содержания п.5 ст.65 НК, не определяется предмет договора, а расписана именно финансовая сторона условий предоставления и погашения налогового кредита. Вместе с тем представляется, что порядок погашения задолженности и начисленных процентов может быть согласован между уполномоченным органом и налогоплательщиком исходя из конкретных оснований, по которым предоставляется налоговый кредит.

Порядок подачи, рассмотрения и принятия решения по заявлению налогоплательщика о предоставлении налогового кредита аналогичен порядку, изложенному законодателем в п.п.5 - 9 ст.64 НК в отношении отсрочки (рассрочки) уплаты налога.

Решение о предоставлении налогового кредита является основанием для заключения договора между уполномоченным лицом и налогоплательщиком.

Как и в случае с отсрочкой (рассрочкой) уплаты налога, налогоплательщик обязан направить копию договора о предоставлении налогового кредита в налоговый орган по месту своего учета в 5-дневный срок со дня заключения договора.

Инвестиционный налоговый кредит

Инвестиционный налоговый кредит согласно ст.66 Налогового кодекса представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов в соответствии с условиями договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита, заключаемого между уполномоченным органом и налогоплательщиком.

Основным отличием инвестиционного налогового кредита от налогового кредита является его целевой инвестиционный характер.

Кроме того, инвестиционный налоговый кредит имеет иные сроки предоставления (от одного года до пяти лет) по налогам, по которым он может выдаваться (по налогу на прибыль (доход) организации, региональным и местным налогам), а также по порядку его погашения.

Пунктом 2 ст.67 установлено, что организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

Уменьшение налоговых платежей, как следует из содержания п.2 комментируемой статьи, производится налогоплательщиком, получившим инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период. Здесь, очевидно, законодатель имеет в виду уменьшение авансовых платежей по налогу на прибыль, рассчитанных на календарный год. Кстати, такой порядок был предусмотрен и Законом РФ "Об инвестиционном налоговом кредите" в отношении налога на прибыль.

Порядок уменьшения налоговых платежей организацией, пользующейся инвестиционным налоговым кредитом, состоит в следующем. Со дня первого уменьшения налоговых платежей организация должна нарастающим итогом вести учет суммы всех таких уменьшений, формируя накопленную сумму кредита. При достижении накопленной суммой значения суммы кредита, равного его сумме, установленного договором, уменьшение последующих налоговых платежей не производится. Как предусмотрено Кодексом, организация может иметь несколько договоров об инвестиционном налоговом кредите. В таком случае накопленная сумма кредита определяется по каждому из договоров, причем каждая последующая (по времени заключения договора) накопленная сумма кредита может быть увеличена лишь при условии, что предыдущая (по ранее заключенному договору) достигла установленного соответствующим договором значения суммы кредита.

Налоговым кодексом установлены ограничения в части размера сумм, которые могут быть уменьшены организацией. В частности, ст.66 НК предписано, что суммы, на которые в каждом отчетном периоде могут уменьшаться налоговые (авансовые) платежи организации, не должны превышать 50% суммы авансового платежа, исчисленного в предположении об отсутствии налогового кредита. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не должна превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период и исчисленного так, как если бы инвестиционный налоговый кредит отсутствовал.

Налоговый кодекс регулирует также ситуацию, когда в некоторые отчетные периоды в течение одного налогового периода организация имела прибыль и, уменьшая налоговые платежи, вышла на определенную накопленную сумму кредита, а в следующие отчетные периоды организация получила убытки, в результате чего накопленная по итогам налогового периода сумма кредита оказалась больше предельно допустимой по итогам этого периода. В таком случае, как предписывает НК, излишне накопленная сумма кредита переносится на следующий налоговый период (если не истек срок действия договора об инвестиционном налоговом кредите) в качестве накопленной суммы кредита за первый отчетный период нового налогового периода.

Статья 67 Налогового кодекса регулирует основания предоставления инвестиционного налогового кредита, определяет его получателей и сумму кредита. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется налогоплательщикам - организациям исключительно под выполнение инвестиционных программ, перечисленных в пп.1 - 3 п.1 ст.67 НК. В случае нецелевого использования налогоплательщиком полученного кредита договор о предоставлении инвестиционного налогового кредита может быть расторгнут уполномоченным органом в одностороннем порядке. Пунктом 2 ст.67 НК зафиксирован различный подход к определению размеров предоставляемого инвестиционного налогового кредита. Например, если организация закупает научно - исследовательское оборудование, то размер кредита будет составлять 30% от стоимости этого оборудования. В остальных же случаях размер кредита может быть согласован между налогоплательщиком и уполномоченным органом, ограничений в максимальных размерах кредита Налоговым кодексом не предусмотрено.

Налоговый кодекс требует от налогоплательщика документально подтвердить основания для получения инвестиционного налогового кредита. Такими документами могут быть: договоры на поставку научно - исследовательского оборудования, договоры на выполнение госзаказа для удовлетворения особо важных региональных нужд.

Для получения инвестиционного налогового кредита организация подает заявление в финансовый орган с указанием оснований для его получения и приложением необходимых документов. Такое заявление может быть подано в течение одного месяца со дня наступления указанных обстоятельств и должно быть рассмотрено финансовым органом также в течение одного месяца. Положительное для организации решение является основанием для заключения договора об инвестиционном налоговом кредите между этой организацией и финансовым органом. Форма договора утверждается соответствующим финансовым органом. Как и договор о предоставлении налогового кредита, договор об инвестиционном налоговом кредите является административным договором, в котором в одностороннем порядке определяются условия предоставления и погашения инвестиционного налогового кредита. Если такой кредит предоставлен организации в связи с приобретением ею оборудования или иного имущества, то такое имущество не может быть реализовано организацией либо могут оговариваться специальные случаи такой реализации. Так же, как и в отношении других форм изменения сроков уплаты налогов, договор об инвестиционном кредите направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту своего учета.

Статья 67 НК устанавливает минимальный и максимальный размеры процентов, начисляемых на сумму инвестиционного налогового кредита. В частности, предусмотрено, что указанные проценты не могут быть менее 1/2 и более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Региональный орган представительной власти вправе установить дополнительные по сравнению с настоящей статьей Налогового кодекса основания и условия в отношении срока действия инвестиционного налогового кредита и размера ставки начисляемых процентов.

Прекращение действия отсрочки, рассрочки, налогового

кредита или инвестиционного налогового кредита

Статьей 68 Налогового кодекса установлены условия прекращения действия отсрочки и рассрочки уплаты налогов (сборов), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита. По общему правилу их действие прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора.

Однако договор может быть прекращен, а решение отменено до истечения указанного срока в следующих случаях.

1. При уплате налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока;

при нарушении налогоплательщиком условий предоставления отсрочки, рассрочки уплаты налогов (сборов) их действие может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

Например, таким нарушением является невыполнение налогоплательщиком графика погашения суммы задолженности по налогу и уплаты процентов. Постановлением Правительства РФ от 12.08.1998 N 940 "О порядке предоставления в 1998 г. налогоплательщикам отсрочек и (или) рассрочек уплаты налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет" нарушениями признавались также однократное нарушение установленного графика погашения задолженности по платежам, а также несвоевременное и (или) неполное перечисление в федеральный бюджет текущих налоговых платежей не более чем по двум срокам.

Как следует из содержания ст.68 Налогового кодекса, досрочное прекращение действия отсрочки (рассрочки) происходит по решению того уполномоченного органа, который ранее принял решение о соответствующем изменении срока уплаты налогов (сборов). Такое решение направляется налогоплательщику, в отношении которого оно вынесено, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения. В те же сроки копия такого решения направляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Налоговый кодекс устанавливает следующие имущественные последствия для налогоплательщика, в отношении которого вынесено решение о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) в уплате налогов (сборов).

Получив такое решение, налогоплательщик обязан в течение последующих 30 дней уплатить всю оставшуюся неуплаченной в результате действия отсрочки (рассрочки) сумму задолженности и пени за каждый день начиная со дня, следующего за днем получения решения, по день уплаты включительно.

После истечения 30 дней оставшаяся неуплаченная сумма задолженности, увеличенная на сумму процентов, исчисленных за все время действия отсрочки (рассрочки), и на сумму пени, взыскивается налоговым органом с налогоплательщика - организации в бесспорном порядке, а с налогоплательщика - физического лица - в судебном порядке.

2. По соглашению сторон или по решению суда о досрочном прекращении действия договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите.

Порядок принятия решения и уведомления налогового органа, на учете в котором состоит налогоплательщик, аналогичен порядку прекращения действия отсрочки (рассрочки) в уплате налогов (сборов), изложенному выше. Законодатель не определяет порядка и условий применения имущественных последствий для налогоплательщика в случае досрочного прекращения действия договора о налоговом кредите. Представляется, что в данном случае к этому договору могут быть применены последствия прекращения действия отсрочки (рассрочки) в уплате налогов (сборов), изложенные выше.

В случае досрочного прекращения действия договора об инвестиционном налоговом кредите Налоговым кодексом предусмотрены иные правила применения имущественных последствий к налогоплательщику, которые зависят от видов нарушений условий предоставления инвестиционного налогового кредита.

Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, закупленного под инвестиционный кредит, то в таком случае эта организация обязана в течение 30 дней со дня расторжения договора уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора об инвестиционном налоговом кредите исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период от заключения до расторжения договора.

Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит под участие в выполнении особо важных услуг населению, не выполняет таких обязательств или выполняет их не в полном объеме, то в течение установленного договором срока, но не позднее чем через три месяца со дня прекращения действия договора, организация обязана выплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

По истечении установленных сроков начисленные суммы задолженности взыскиваются налоговыми органами с налогоплательщика - организации в бесспорном порядке, а с налогоплательщика - физического лица - в судебном порядке.

Подписано в печать Л.А.Голомазова

15.01.1999 Юрист

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О порядке подготовки письменной информации аудитора ("Бухгалтерский учет", 1999, N 2) >
Статья: Правовые основы совершения нотариальных действий (Окончание) ("Бухгалтерский учет", 1999, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.