Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О порядке подготовки письменной информации аудитора ("Бухгалтерский учет", 1999, N 2)



"Бухгалтерский учет", N 2, 1999

О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ ПИСЬМЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ АУДИТОРА

Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита" предусмотрена обязанность аудиторских организаций разработать с учетом требований законодательства, названного Правила единые (внутрифирменные) требования по форме подготовки письменной информации аудитора.

В данной статье описан опыт работ аудиторской фирмы "МКАД" по внедрению в практическую деятельность Стандарта РФ "Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита".

В соответствии с этим Стандартом письменная информация (отчет) аудитора представляется руководству (собственникам) проверяемого экономического субъекта в случаях:

обязательного аудита;

инициативного аудита (если договором предусматривается представление аудиторского заключения; подготовка письменной информации).

При составлении аудиторского отчета аудиторами фирмы используется специально утвержденный документ, в котором воспроизводятся в полном объеме обязательные требования Правила (стандарта) аудиторской деятельности "Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита"; вводятся дополнительные разделы: "Требования по форме и содержанию аудиторского учета" и "Контроль качества аудиторских услуг"; разработана схема подготовки аудиторского отчета; дополнены отдельные положения Стандарта.

В разделе "Принципы подготовки письменной информации аудитора" детализируются виды, цели и задачи письменной информации, стадии формирования, форма представления и направления возможного использования аудиторского отчета.

Письменная информация может носить промежуточный и итоговый характер. Промежуточная информация представляется при:

поэтапном проведении аудита;

выявлении фактов, требующих принятия руководством экономического субъекта неотложных мер.

Промежуточная информация оформляется, как правило, в форме "Информационного письма" или "Управленческого письма".

Итоговая письменная информация оформляется как "Отчет по результатам аудиторской проверки бухгалтерской отчетности".

Аудиторский отчет подготавливается с целью:

доведения до руководства клиента сведений о недостатках в учетных записях, в бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности;

внесения конструктивных предложений по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.

Информация аудиторского отчета используется в дальнейшем аудитором: при планировании проведения последующих проверок; при контроле качества выполнения аудиторского процесса; для подтверждения того, что при проведении аудита соблюдались требования стандартов в отношении независимости и профессионализма аудиторов, планирования и документирования аудиторского процесса, достаточности аудиторских доказательств для выражения мнения и др.

Содержание отчета должно соответствовать целям (основным и дополнительным), вытекающим из договора; раскрывать области аудита, определенные при планировании; разграничивать замечания по принципу существенности; содержать оценку и анализ выполнения замечаний предшествующего этапа аудиторской проверки.

Структурными элементами письменной информации являются титульный лист; содержание; текст письменной информации; приложения.

Текст письменной информации включает вводную часть; общую информацию; результаты аудиторской проверки; выводы и рекомендации.

Текст письменной информации в форме информационного (управленческого) письма может быть построен по такой же схеме, но без выделения структурных частей.

Раздел "Результаты аудиторской проверки" состоит из рубрик, в которых отражены итоги проверки отдельных участков бухгалтерского учета и отчетности. Рубрики должны соотноситься с программой аудиторской проверки. В руководстве дана примерная структура раздела "Результаты аудиторской проверки". В каждом разделе информацию целесообразно представить по принципу значимости: существенные ошибки и отклонения в учете; другие отклонения.

При отсутствии существенных ошибок и отклонений делается соответствующая запись "... по данной статье (показателю, разделу) существенных нарушений не выявлено".

При оформлении результатов аудиторской проверки необходимо:

провести обзор рабочих документов;

выявить характер установленных расхождений (системные или случайные, появившиеся впервые или повторяющиеся, умышленные или неумышленные);

определить значимость выявленных отклонений с точки зрения влияния на достоверность статей баланса и показателей отчетности;

произвести расчет влияния отклонений с учетом размера выборки и системного характера ошибок.

В разделе "Выводы и предложения" проводится оценка существенности выявленных отклонений в целом по всем разделам. Здесь следует учитывать:

границы существенности, сложившиеся в практике фирмы, установленные в договоре и уточненные в репрезентативном письме клиента;

характер выявленных нарушений (системный, умышленный);

пользователей информации подтверждаемой отчетности и другие факторы.

Если экономический субъект по результатам аудиторской проверки вносит исправления в данные бухгалтерского учета, следует дать оценку внесенным исправлениям и влиянию этих исправлений на достоверность отчетности.

В выводах следует отразить общее влияние этих отклонений на достоверность отчетности и высказать мнение о виде заключения по результатам аудиторской проверки (безусловно положительное, условно положительное, отрицательное, с отказом от выражения мнения).

Мнение, отличное от безусловно положительного аудиторского заключения, должно быть аргументировано.

По результатам аудиторской проверки могут быть даны рекомендации, направленные на улучшение системы внутреннего контроля, учета и отчетности.

Для подготовки аудиторского отчета разработан порядок, включающий следующие этапы.

1. Представление рабочих документов, оформленных в процессе аудиторской проверки, руководителю проекта (группы).

2. Обзор, обобщение и анализ рабочих документов. На этом этапе устанавливается, имеют или не имеют место существенные нарушения установленного законодательством РФ порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Если существенных нарушений не установлено, то аудиторы приступают к подготовке и оформлению отчета по аудиторской проверке.

При существенных нарушениях по согласованию с экономическим субъектом может быть подготовлена предварительная информация.

3. Подготовка и представление экономическому субъекту отчета по аудиторской проверке (если не выявлено существенных нарушений).

Отчет подготавливается и оформляется в соответствии с принципами и требованиями, изложенными в разд.3.2 Руководства.

Письменная информация может быть передана только следующим лицам:

а) лицу, подписавшему договор (контракт, письмо - обязательство) на оказание аудиторских услуг;

б) лицу, прямо указанному в качестве получателя письменной информации аудитора в договоре (контракте, письме - обязательстве) на оказание аудиторских услуг;

в) любому другому лицу - в случае указания на то в адрес аудиторской организации, подписанного лицом, подписавшим договор (контракт, письмо - обязательство) на оказание аудиторских услуг.

Письменная информация аудитора составляется не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр данной письменной информации передается под расписку лицу, указанному выше, а второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к общей рабочей документации аудитора. Несогласие получателя письменной информации аудитора с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении этого документа. В этом случае письменная информация может быть переслана по почте или другим образом. При этом ко второму экземпляру письменной информации аудитора при архивном хранении в аудиторской организации подшиваются документы, подтверждающие факт почтового оформления либо иного способа передачи письменной информации.

4. Подготовка и представление экономическому субъекту аудиторского заключения осуществляется на основе сделанного вывода о типе аудиторского заключения.

Принцип существенности является важнейшим фактором при выборе типа аудиторского заключения. Неточность в бухгалтерской отчетности может считаться существенной, если наличие информации об этой неточности повлияет на принятие решения пользователя данной отчетности. При этом следует различать три степени существенности: несущественная, существенная, наивысшая.

5. Подготовка и представление экономическому субъекту предварительной письменной информации (отчета или письма) производятся по согласованию с руководителем экономического субъекта, если выявлены и не устранены к моменту оформления отчета существенные нарушения установленного законодательством РФ порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

В предварительной информации (раздел "Выводы и рекомендации") должны содержаться требования по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и отчетности, для того чтобы впоследствии можно было представить экономическому субъекту положительное аудиторское заключение.

6. Письменный ответ экономического субъекта, отражающий действия по устранению существенных нарушений, содержащихся в предварительном отчете (письме). Уточнение или пересмотр границ существенности.

По предварительной письменной информации должен быть проведен обмен мнениями. Целесообразно получить от экономического субъекта письменный ответ, отражающий внесенные исправления в данные бухгалтерского учета и отчетности или несогласие с замечаниями и рекомендациями аудитора.

7. Оценка и анализ исправлений, проведенных экономическим субъектом.

Аудитор проводит проверку и оценку исправлений, внесенных экономическим субъектом в данные бухгалтерского учета и отчетности, отражая это в разделе "Выводы и рекомендации" окончательного варианта отчета по аудиторской проверке. Учитывая внесенные исправления или несогласие субъекта вносить исправления, аудитор выражает соответствующее мнение о типе аудиторского заключения.

8. Подготовка и представление экономическому субъекту окончательного варианта аудиторского отчета.

Подготовка и представление окончательного варианта отчета по аудиторской проверке и аудиторского заключения производятся с учетом оценки внесенных исправлений в данные бухгалтерского учета и отчетности. Замечания экономического субъекта принимаются в расчет, только если аудиторы сочтут это необходимым.

Аудиторская организация обязана подготовить окончательный вариант письменной информации аудитора в те же сроки (если иное не оговорено в договоре (контракте, письме - обязательстве) на оказание аудиторских услуг), что и аудиторское заключение. Письменная информация аудитора является конфиденциальным документом.

Экономический субъект вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации аудитора, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации клиента, произошедшее по вине или с ведома работников экономического субъекта.

Аудиторская организация может изготовить копии со своего экземпляра письменной информации аудитора для целей, связанных с проведением последующих аудиторских проверок.

9. Обсуждение после аудита включает:

а) обзор дополнительных (возможных) услуг аудита;

б) эффективность применяемых процедур.

10. Формирование папки (досье) договора на проведение аудита с конкретным клиентом. Сюда включаются: второй экземпляр отчета по аудиторской проверке с распиской получателя и указанием даты вручения (или документы, подтверждающие факт почтового отправления либо иного способа получения письменной информации); второй экземпляр предварительного отчета (письма) по аудиторской проверке; письма, направленные экономическому субъекту; письма, полученные от экономического субъекта; рабочие документы, сгруппированные по разделам отчета.

11. Передача папки (досье) в архив осуществляется руководителем проекта (группы).

В разделе "Контроль качества аудиторских услуг" определяются цели контроля, его объекты и контролирующие субъекты.

Контроль качества заключается в проверке оказанных услуг на соответствие:

стандартам аудита;

стандартам и нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность;

нормативно - законодательным актам РФ по налогообложению.

Подписано в печать А.В.Газарян

15.01.1999 Руководитель департамента аудита

ЗАО "МКД"

Е.И.Ширкина

Кандидат экономических наук

г. Санкт - Петербург

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Ведение раздельного учета аптечными предприятиями ("Бухгалтерский учет", 1999, N 2) >
Статья: Налоговый кодекс Российской Федерации: взаимоотношения между государством и налогоплательщиками (Окончание) ("Бухгалтерский учет", 1999, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.