Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учет затрат на производство в издательствах ("Бухгалтерский учет", 1999, N 2)



"Бухгалтерский учет", N 2, 1999

УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО В ИЗДАТЕЛЬСТВАХ

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, при разработке учетной политики организация утверждает такие элементы учетной политики, как рабочий план счетов, методы оценки отдельных видов имущества и обязательств, исходя из отраслевой принадлежности организации, ее структуры и других особенностей деятельности.

В рабочем плане счетов организации, занимающейся издательской деятельностью, в необходимых случаях для детализации рекомендуется указать коды и названия субсчетов, хотя в утвержденном Плане счетов они могут быть не предусмотрены.

Так, на субсчете 76-1 можно выделить "Расчеты с дебиторами и кредиторами за информационные материалы", на субсчете 76-2 "Расчеты с дебиторами и кредиторами за книжную продукцию", на субсчете 76-3 "Расчеты с дебиторами и кредиторами по рекламе" и т.д.

За счет отчислений, относимых на затраты, издательство может создавать резервы предстоящих расходов и платежей, учитываемые на одноименном счете 89. Это предусмотрено и отраслевой инструкцией. В частности, в составе общеиздательских расходов имеются ст.ст.15 "Отчисления в резерв предстоящих затрат на ремонт основных средств" и 16 "Отчисления в резерв на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год". Соответственно и к счету 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей" могут быть предусмотрены: субсчет 1 "Резерв предстоящих затрат на ремонт основных средств", субсчет 2 "Резерв на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год", субсчет 3 "Авторские гонорары".

При разработке аналитического учета затрат можно принять за основу состав статей расходов по счетам 20, 25, 26, предусмотренный отраслевой инструкцией. Номенклатура коммерческих расходов, учитываемых на счете 43 "Коммерческие расходы", может быть разработана по аналогии с названиями статей к счетам 25 или 26.

Требования законодательных актов диктуют необходимость дополнительной детализации учета расходов.

Общеизвестно, что в бухгалтерском учете должны отражаться все фактически произведенные расходы. Однако для налогообложения затраты, произведенные организацией, должны корректироваться с учетом лимитов, норм и нормативов, утвержденных в установленном порядке. Это предусмотрено Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (п.1, разд. 1).

Суммы, превышающие лимиты, нормы, нормативы расходов, предусмотренных законодательными документами, должны возмещаться за счет собственных средств организации. Такой порядок предусмотрен, в частности, по расходам: на рекламу; на служебные командировки; представительские расходы; расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; оплату процентов по кредитам.

В связи с этим в бухгалтерском учете производственных затрат должна накапливаться информация в такой группировке:

затраты, уменьшающие налогооблагаемую базу (т.е. в пределах норм);

затраты, не уменьшающие налогооблагаемую базу (т.е. сверх норм).

Так, в составе коммерческих расходов целесообразно предусмотреть к счету 43 "Коммерческие расходы" ст.1 "Расходы на рекламу в пределах норм" и ст.2 "Расходы на рекламу сверх норм". По ст.1 будут отражаться затраты, уменьшающие налогооблагаемую базу, а по ст.2 - затраты, не уменьшающие налогооблагаемую базу.

Пример. Объем выручки от реализации продукции, включая НДС, за I кв. 1998 г. составил 2 677 865 руб.

Предельный размер расходов на рекламу за квартал при объеме выручки от реализации до 2 млн руб. включительно - 40 тыс. руб., от 2 до 50 млн руб. включительно - 40 тыс. руб. + 1% с объема, превышающего 2 млн руб., следовательно, расходы на рекламу по норме составили 46 779 руб.

Фактические расходы на рекламу в I кв. 1998 г. составили 114 801 руб., на что имеются документы, подтверждающие оказание услуг.

Следует сделать следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",

К-т сч. 51 "Расчетный счет" - 114 801 руб. - оплата услуг;

Д-т сч. 43 ст.1 "Расходы на рекламу в пределах норм",

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 46 779 руб. - отнесение на затраты расходов в пределах норм;

Д-т сч. 43 ст.2 "Расходы на рекламу сверх норм",

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 68 022 руб. - отнесение на затраты расходов сверх норм.

Аналогично расходам на рекламу в номенклатуре статей общеиздательских расходов (счет 26) рекомендуется предусмотреть статьи "Расходы на служебные командировки в пределах норм" и "Расходы на служебные командировки сверх норм". Подобным образом следует поступить и с другими нормируемыми расходами.

Аналитический учет на счете 20 должен быть организован по каждому названию периодического печатного издания.

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.1995 N 191-Ф3 (в ред. от 22.10.1998) "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" в учете должны учитываться отдельно средства, поступившие от рекламодателей - заказчиков за размещение рекламы в отдельный номер, в котором реклама не превышает 40% площади издания, и средства, поступившие от рекламодателей - заказчиков в периодическое издание рекламного характера.

В учетной политике должно быть предусмотрено, по какому варианту будет исчисляться себестоимость созданной продукции: путем определения полной себестоимости (1-й вариант) или сокращенной себестоимости продукции (2-й вариант).

При 1-ом варианте учета в состав себестоимости включают прямые расходы, учтенные на счете 20 (23), которые относят непосредственно на объем калькуляции, и косвенные расходы, как условно - переменные, так и условно - постоянные, которые постепенно группируют по дебету счетов 25 и 26, а в конце месяца списывают в дебет счета 20 (23), распределяя между объектами калькулирования. Счета 25 и 26 закрываются.

При 2-ом варианте в состав сокращенной себестоимости продукции входят прямые расходы и часть косвенных в виде условно - переменных, учитываемых на счете 25 "Общепроизводственные расходы".

Условно - постоянные расходы содержат общехозяйственные расходы, накапливаемые в течение месяца на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Эти расходы в себестоимость объектов калькулирования не включают, а в конце каждого месяца списывают в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", минуя счет 20.

Выбор определенного варианта оценки готовой продукции при разработке учетной политики зависит от ряда факторов: применяемого метода учета затрат на производство (позаказного, нормативного и др.), распределяемых затрат и др.

Готовую продукцию можно отражать:

по фактической полной производственной себестоимости;

по плановой (нормативной) полной производственной себестоимости;

по фактической сокращенной производственной себестоимости;

по плановой (нормативной) сокращенной производственной себестоимости.

Согласно Плану счетов и Инструкции по его применению учет выпуска продукции в организации можно вести:

с использованием счета 37 "Выпуск продукции (работ, услуг)";

на счете 40 "Готовая продукция" без использования счета 37.

Первый вариант (с использованием счета 37) предполагает учитывать в течение отчетного периода выпуск готовой продукции по нормативной или плановой себестоимости по кредиту счета 37 и дебету счета 40, а выполненных работ и услуг - по дебету счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

В конце отчетного периода, после определения объема незавершенного производства, исчисляется фактическая производственная (полная или сокращенная) себестоимость сданной на склад готовой продукции.

Фактическую производственную себестоимость продукции списывают в дебет счета 37 с кредита счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Таким образом, по дебету и кредиту счета 37 отражают один объект, но в разной оценке: по дебету - по фактической производственной себестоимости, по кредиту - по нормативной (плановой) себестоимости. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 37 на 1-е число месяца выявляют отклонение фактической производственной себестоимости продукции от нормативной или плановой. Эти отклонения списывают с кредита счета 37 в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой записывают дополнительной записью, а экономию - способом "красное сторно".

Счет 37 закрывается ежемесячно, сальдо на отчетную дату не имеет.

Он может применяться как в случае учета затрат и калькулирования себестоимости по полной себестоимости, так и в случае учета по сокращенной себестоимости.

Следует отметить, что:

счет 37 служит для выявления отклонений фактической себестоимости от нормативной на уровне синтетического учета;

эти отклонения списываются непосредственно на счет, на котором учитывается производственный результат;

готовая продукция на складе (счет 40) оценивается в бухгалтерском учете по нормативной (или плановой) себестоимости;

счет 37 - активный, используется промышленными предприятиями при необходимости, журнально - ордерной формой не предусмотрен.

Незавершенное производство в массовом и серийном производстве согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ может отражаться в балансе:

по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

по прямым статьям затрат;

по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Учет выпуска продукции и списания отклонений

с использованием счета 37 "Выпуск продукции

(работ, услуг)"

     
   —————————————————————————————————————————————T———————————————————¬
   |                                            |  Корреспонденция  |
   |           Содержание операции              |       счетов      |
   |                                            +—————————T—————————+
   |                                            |   Д—т   |   К—т   |
   +————————————————————————————————————————————+—————————+—————————+
   |Списывается фактическая себестоимость       |         |         |
   |готовой продукции, поступившей на склад:    |         |         |
   |из основного производства                   |    37   |    20   |
   |                                            |         |         |
   |из вспомогательного производства            |    37   |    23   |
   +————————————————————————————————————————————+—————————+—————————+
   |Отражается выпуск продукции собственного    |    40   |    37   |
   |производства и оприходование на склад в     |         |         |
   |размере нормативной (плановой) себестоимости|         |         |
   +————————————————————————————————————————————+—————————+—————————+
   |Списываются отклонения фактической          |         |         |
   |себестоимости от ее нормативной (плановой)  |         |         |
   |стоимости:                                  |         |         |
   |превышение себестоимости                    |    46   |    37   |
   |                                            |         |         |
   |экономия ("красное сторно")                 |    46   |    37   |
   L————————————————————————————————————————————+—————————+——————————
   

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Второй вариант учета выпуска (на счете 40 "Готовая продукция" без использования счета 37) предполагает отражение выпуска готовой продукции по дебету счета 40 и кредиту счетов 20, 23 без использования счета 37.

Во втором варианте запись в отчетном периоде по дебету счета 40 и кредиту счетов 20, 23 производится на фактически сданную на склад продукцию в оценке по плановой (нормативной) себестоимости.

В конце отчетного периода (после оценки незавершенного производства) рассчитывают фактическую производственную себестоимость продукции и на сумму калькуляционных затрат корректируют плановую (нормативную) оценку: дебет счета 40 и кредит счетов 20, 23 методом дополнительной записи или методом "красное сторно".

Фактическая производственная себестоимость тиражей изданий в отчетном периоде при позаказном методе учета затрат отражается бухгалтерской записью: Д-т сч. 20, К-т сч. 40.

Подписано в печать И.В.Барсукова

15.01.1999 Доцент

Российская экономическая

академия им. Г.В. Плеханова

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: НДС со сделок по приобретению права требования ("Бухгалтерский учет", 1999, N 2) >
Статья: Ведение раздельного учета аптечными предприятиями ("Бухгалтерский учет", 1999, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.