Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Бухгалтерский учет и налогообложение в организациях гостиничного хозяйства ("Консультант Бухгалтера", 1999, N 2)



"Консультант Бухгалтера", N 2, 1999

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

Гостиничное хозяйство - это сложный хозяйственный механизм, требующий четкого взаимодействия всех его служб, имеющий свои особенности в части требований законов о защите прав потребителей.

Данная публикация посвящена отдельным вопросам учета и налогообложения деятельности гостиниц общего типа, состоящих на самостоятельном балансе и не занимающихся туристической деятельностью.

Формирование цены за оказание гостиничных услуг

В соответствии с Инструкцией по учету платных услуг населению, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 24 сентября 1992 г. N 156, стоимость услуг предприятий гостиничного хозяйства учитывается в объеме бытовых услуг.

Согласно Правилам предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490, при оформлении проживания в гостинице исполнитель (организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору) выдает квитанцию (талон) или иной документ, подтверждающий заключение договора на оказание услуг, который должен содержать в числе необходимых реквизитов и цену номера (места в номере). Цена номера (места в номере) устанавливается исполнителем.

В цену номера включается фактический размер платы за проживание в гостиницах, включая сумму бронирования мест в гостиницах.

Кроме того, в цену номера включается плата за следующие виды коммунальных и других услуг:

отопление, водоснабжение и канализация;

газ, электроэнергия, горячее водоснабжение (нагрев воды);

радио, телевизионные антенны;

очистка выгребных ям в неканализованных гостиницах, очистка за счет дополнительных сборов при особом загрязнении участков;

прочие коммунальные услуги.

В цену номера гостиницы не включаются:

услуги по предоставлению напрокат телевизора, холодильника, чайника, посуды, пользованию утюгом и другой бытовой техникой, вызову такси, приготовлению и доставке в номер чая, сигарет, воды и т.п., услуги по мелкому ремонту одежды, обуви, чистке обуви и т.п. услуги;

услуги связи по оплате за предоставление междугородных разговоров с телефонов в гостиницах (основание: Письмо Минфина России от 29 октября 1993 г. N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно - коммунальном хозяйстве" (в ред. Письма Минфина России от 3 апреля 1996 г. N 37)).

Реализация услуг гостиниц

Объемом реализованных услуг гостиниц являются доходы от сдачи номеров для проживания физическим лицам, выступающим от собственного лица, и представителям компаний, имеющих договор с гостиницей.

Для учета реализации услуг гостиницы используется счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", к которому открывается субсчет "Реализация услуг гостиницы".

В соответствии с Порядком ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. N 914, гостиницы выписывают счета - фактуры на выполненный объем гостиничных услуг.

Оплата услуг гостиницы может производиться по наличному и безналичному расчету, с предыдущей и последующей оплатой, с полной и частичной предоплатой, а также с использованием кредитных карт.

При получении 100% аванса за услуги в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

дебет счета 51 "Расчетный счет" (либо счета 50 "Касса" при оплате наличными денежными средствами) кредит счета 64 "Расчеты по авансам полученным" - на сумму полученного аванса в случаях предоплаты услуг гостиницы;

дебет счета 64 кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" - на сумму НДС, начисленного бюджету с суммы полученного аванса.

После фактически оказанной услуги и выписки клиенту счета в учете делаются записи:

дебет счета 64 кредит счета 46, субсчет "Реализация услуг гостиницы" - на сумму фактически оказанных услуг;

дебет счета 46, субсчет "Реализация услуг гостиницы", кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" - на сумму НДС, начисленного от объема реализации;

и одновременно на ту же сумму:

дебет счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", кредит счета 64.

Сумма затрат по оказанию реализованных гостиничных услуг, собранная на счете 20 "Основное производство", субсчет "Затраты по оказанию гостиничных услуг", списываются следующей записью в учете:

дебет счета 46, субсчет "Реализация услуг гостиниц", кредит счета 20, субсчет "Затраты по оказанию гостиничных услуг".

Реализация гостиницей других товаров, работ и услуг

Объем этой реализации формируется из средств, поступающих за выполнение гостиницами работ (оказание услуг), которые носят, как правило, непостоянный характер и оказываются по желанию граждан сверх обязательных услуг за проживание.

Это реализация услуг предприятиями общественного питания (барами, ресторанами, кафе) гостиницы; различных магазинов, принадлежащих гостинице и расположенных на ее территории; подразделениями бытового обслуживания гостиницы; пассажирских перевозок; телекоммуникационных услуг; услуг гаража; арендная плата и плата за пользование телефонами и суммы коммунальных расходов, возмещаемых арендаторами.

Гостиницами должен вестись раздельный учет средств, поступающих от этих видов деятельности, и соответствующих им расходов.

Обороты по реализации населению таких дополнительных платных работ (услуг), а также обороты по реализации товаров (работ, услуг), связанные с прочей хозрасчетной деятельностью, облагаются налогом на добавленную стоимость в полном объеме. Эти обороты и суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие уплате в бюджет, отражаются в налоговом расчете (декларации) в установленном порядке.

При этом в случае реализации гостиницами товаров (работ, услуг) по ценам ниже себестоимости (стоимости приобретения) возникающая отрицательная разница между суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возмещению (зачету) из бюджета не подлежит.

Доходы от реализации услуг общественного питания

Порядок документального оформления такого рода услуг установлен Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036. Он предусматривает выписку счета посетителю бара, кафе, ресторана гостиницы.

Подразделения (предприятия) общественного питания, расположенные в гостинице, оказывают услуги как проживающим гостям, так и посторонним посетителям. Оплата возможна несколькими способами - наличной, кредитной картой, начислением на счет гостя, безналичной формой расчетов.

В бухгалтерском учете делаются следующие записи:

дебет счета 62, субсчет "Расчеты с гостями (общественное питание)", кредит счета 46, субсчет "Реализация общественного питания" - на сумму оказанной услуги общепитом;

дебет счета 50 (либо счета 57 "Переводы в пути", субсчет "Кредитные карты") кредит счета 62, субсчет "Расчеты с гостями (общественное питание)" - на сумму оплаченной услуги гостем при выезде из гостиницы.

Доходы от магазинов

Стоимость товаров, приобретенных в гостинице гостем, может быть отнесена на его счет (номер) для последующей оплаты при выезде. В этом случае документы (счета) за реализованные товары, подписанные клиентом, передаются в расчетную службу гостиницы и заносятся в контрольную картотеку. В этот момент в бухгалтерском учете делается запись:

дебет счета 62, субсчет "Расчеты с гостями (товары)", кредит счета 46, субсчет "Реализация товаров" - на стоимость проданных гостю товаров в магазинах гостиницы.

После оплаты гостем товаров в момент выезда:

дебет счета 50 (либо счета 57, субсчет "Кредитная карта") кредит счета 62, субсчет "Расчеты с гостями (товары)" - на сумму оплаченных товаров.

Доходы от подразделений бытового обслуживания

Для обслуживания основной деятельности гостиницы при ней могут находиться такие подразделения как прачечная, химчистка и др. Но одновременно гостиница может получать доходы от деятельности этих подразделений по оказанию ими услуг, как заказанных гостями, так и на сторону. В каждом номере гостиницы обязательно должен быть прейскурант, чтобы гость мог ознакомиться со стоимостью услуг и сделать заказ.

Полученная выручка от подразделений бытового обслуживания в бухгалтерском учете гостиницы отражается следующими записями:

дебет счета 50 "Касса" кредит счета 46, субсчет "Реализация бытового обслуживания" - на сумму полученной выручки от подразделений бытового обслуживания;

дебет счета 46, субсчет "Реализация бытового обслуживания", кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" - на сумму НДС в составе выручки от подразделений бытового обслуживания.

Доходы от пассажирских перевозок

Собственный автомобильный транспорт гостиниц используется для перевозок гостей из аэропорта (вокзала) и обратно, для проведения экскурсионных поездок, а также для доставки гостей к местам отдыха. Одним из видов услуг, оказываемых гостиницей, является предоставление автомобиля с водителем в личное пользование гостя на определенное время.

Стоимость услуг по транспортировке гостей вносится в их счета, после оплаты которых дебетуется счет учета денежных средств и кредитуется счет 46, субсчет "Реализация пассажирских перевозок".

Доходы гостиниц от сдачи имущества в аренду

Доходы гостиниц от сдачи в аренду зданий или части зданий являются для них внереализационным доходом и в бухгалтерском учете не включаются в объем реализованных услуг, отражаемых по счету 46.

Вопросы учета и налогообложения арендной платы изложены в Письме Госналогслужбы России от 27 октября 1998 г. N ШС-6-02/768 "Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли", в Письме Госналогинспекции по г. Москве от 9 сентября 1998 г. N 30-08/27466 "О порядке налогообложения операций, связанных с арендой имущества".

При сдаче в аренду своего номерного фонда гостиницы должны соблюдать требования, предъявляемые к договорам аренды законодательством РФ.

Договор аренды при сроке его действия более года, а также если одной из сторон договора будет являться юридическое лицо (независимо от срока) заключается в письменной форме (ст.609 ГК РФ).

В соответствии с ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации, если иное не установлено законом. При этом договор аренды здания или сооружения подлежит государственной регистрации, если он заключается на срок не менее года, и считается заключенным с момента его регистрации (ст.651 ГК РФ).

Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность (ст.165 ГК РФ). Такая сделка считается ничтожной. В этом случае арендная плата, полученная гостиницей - арендодателем по незарегистрированному договору, подлежит изъятию в бюджет.

Регистрация прав договоров аренды недвижимого имущества с 31 января 1998 г. осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со ст.ст.4 и 26 этого Закона право аренды недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации. При этом обязанность государственной регистрации права аренды никак не связана со сроком, на который имущество сдается в аренду. Поэтому, несмотря на то, что сам договор аренды зданий и сооружений, заключенный на срок до 12 месяцев, не подлежит государственной регистрации, право аренды, возникшее из такого договора, должно быть зарегистрировано. С заявлением о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

Названный Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Это означает, что в том случае, если договор аренды недвижимого имущества на срок до 12 месяцев был заключен до 31 января 1998 г., то государственная регистрация права аренды по такому договору не обязательна. Однако, если договор аренды недвижимого имущества на срок до 12 месяцев заключается после 31 января 1998 г., необходимо зарегистрировать право аренды.

В случае аренды здания или сооружения договор аренды должен предусматривать размер арендной платы (ст.654 ГК РФ). При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды здания или сооружения считается незаключенным.

Письмом Минфина России от 12 ноября 1996 г. N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами" определено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая получению (полученная) арендодателем от арендатора в составе арендной платы, отражается по кредиту счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" в корреспонденции с дебетом счета 80 "Прибыли и убытки".

В случаях когда арендодатель в качестве арендной платы возлагает на арендатора обязанности по содержанию арендуемого имущества, в том числе проведение всех видов ремонта, все затраты арендатора по содержанию арендованного имущества являются одновременно доходом арендодателя. (основание: Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 9 сентября 1998 г. N 30-08/27466). В этом случае доход арендодателя может определяться на основании сведений, предоставляемых арендатором о всех произведенных им расходах, связанных с содержанием арендуемого имущества, либо на основании счетов, выставленных ему арендодателем. В себестоимость затраты на ремонт арендованного имущества у арендатора включаются в соответствии с пп."е" п.2 Положения о составе затрат, в котором предусмотрены расходы "по поддержанию производственных фондов в рабочем состоянии (расходы на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов)".

Если же договором аренды обязанности арендатора по содержанию арендуемого имущества (энергоснабжению, услугам телефонной связи и другим коммунальным платежам) учтены в общей сумме арендной платы, доходом арендодателя будет являться сумма арендной платы, в составе которой в соответствии с договором предусмотрена компенсация затрат арендодателя по содержанию сданного в аренду имущества. Арендатор относит данные расходы на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с пп."ч" п.2 Положения о составе затрат. (Основание: Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 9 сентября 1998 г. N 30-08/27466).

В случае когда арендная плата формируется из постоянной и переменной составляющих, причем последняя определяется по итогам истекшего периода и включает в себя фактические затраты по оплате коммунальных и других платежей за помещение, сданное в аренду, такие затраты арендатором также включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с пп."ч" п.2 Положения о составе затрат. У арендодателя сумма полученного возмещения расходов по оплате коммунальных и других платежей отражается в бухгалтерском учете как самостоятельная хозяйственная операция с использованием счета 46 и рассматривается как возмездное оказание услуги арендатору по перечислению вышеназванных платежей.

Если же договор на предоставление коммунальных услуг по арендуемому помещению заключен с соответствующими организациями непосредственно арендатором, доходом арендодателя является только твердая сумма арендной платы, установленная договором аренды.

Формирование себестоимости гостиничных услуг

Учет затрат в гостиницах осуществляется на счете 20, субсчет "Затраты по оказанию гостиничных услуг".

Учет затрат, отражаемых по дебету счета 20, субсчет "Затраты по оказанию гостиничных услуг", осуществляется в соответствии с общепринятой методологией.

Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490, и ГОСТ Р 50645-94 "Туристско - экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц" установлено, что материально - техническое обеспечение гостиницы, перечень и качество предоставляемых услуг должны соответствовать требованиям присвоенной ей категории.

Так, персонал гостиниц, имеющих категорию "три звезды" и выше, должен иметь форменную одежду. Следовательно, расходы на приобретение (изготовление) такой одежды являются производственными расходами и должны относиться на себестоимость услуг. Каждое предприятие при выдаче спецодежды должно ориентироваться на типовые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений применительно к особенностям производства в своей отрасли. В настоящее время такие типовые отраслевые нормы для предприятий гостиничного хозяйства не разработаны.

Типовые нормы для рабочих и служащих сквозных профессий и должностей всех отраслей народного хозяйства и отдельных производств содержатся в Приложении к Постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 12 февраля 1981 г. N 47/П-2. Кроме того, до настоящего времени продолжает действовать Инструкция о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (Приложение к Постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 24 мая 1983 г. N 100/ П-9, с последующими изменениями).

Тем не менее униформа является спецодеждой и ее учет должен вестись на балансовом счете 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".

Таким образом, для учета форменной одежды, предназначенной для выдачи работникам, используется счет 12.

В бухгалтерском учете делаются следующие записи:

дебет счета 12, субсчет "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в запасе", кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму стоимости униформы в счете поставщика без НДС;

дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет "Налог на добавленную стоимость по приобретенным малоценным и быстроизнашивающимся предметам", кредит счета 60 - на сумму НДС в счете поставщика.

При оплате счетов поставщиков НДС предъявляется в зачет из бюджета.

Делаются следующие записи:

дебет счета 60 кредит счета 51 "Расчетный счет" - при оплате счета поставщика;

дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", кредит счета 19, субсчет "Налог на добавленную стоимость по приобретенным малоценным и быстроизнашивающимся предметам" - предъявлен к возмещению из бюджета НДС.

Аналитический учет форменной одежды на складах организуется в разрезе персонала гостиницы и вида униформы.

При выдаче работнику форменной одежды производятся записи по субсчетам счета 12 с одновременным начислением износа по нормам, предусмотренным учетной политикой гостиницы.

Делаются следующие проводки в бухгалтерском учете:

дебет счета 12, субсчет " Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации", кредит счета 12, субсчет "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в запасе" - на стоимость формы, выданной работнику гостиницы;

дебет счета 20, субсчет "Затраты по оказанию гостиничных услуг", кредит счета 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов" - на сумму начисленного износа.

По истечении периода носки форменной одежды работник возвращает старую униформу и получает новую. При этом выбытие униформы отражается через счет 48 "Реализация прочих активов".

Делаются следующие записи:

дебет счета 48 кредит счета 12, субсчет "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации" - на стоимость выбывшей униформы в связи с износом;

дебет счета 13 кредит счета 48 - на сумму начисленного износа;

дебет счета 10 "Материалы", субсчет "Отходы", кредит счета 48 - на стоимость оприходованной ветоши;

дебет счета 20, субсчет "Затраты по оказанию гостиничных услуг", кредит счета 13 - сторнирован начисленный ранее износ (на стоимость оприходованной ветоши).

В состав затрат гостиницы относится также сертификация гостиничных услуг.

Услуги гостиниц подлежат обязательной сертификации (основание: Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 23 февраля 1998 г. N 5 "О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации" (в ред. Постановления Госстандарта РФ от 6 октября 1998 г. N 63)).

В соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", сертификация услуг гостиниц проводится на соответствие нормативным документам, в частности, "Правилам пожарной безопасности России" ППБ-01-93.

Услуги гостиниц также подлежат аттестации, которая включает проверку:

состояния их материально - технической базы;

санитарно - гигиенических условий обслуживания потребителей;

ассортимента и качества услуг, включая наряду с целевыми и дополнительные услуги;

четкости и своевременности обслуживания;

качества обслуживания (этика общения, комфортность, эстетичность, учет запросов потребителя и т.д.);

профессионального мастерства обслуживающего персонала.

Результатом оценки гостиницы может быть подтверждение разряда (категории, класса, звезды).

Уровень комфорта гостиниц определяется как категория и обозначается знаками: * - одна звезда, ** - две звезды, *** - три звезды, **** - четыре звезды, ***** - пять звезд в соответствии со стандартом ГОСТ Р 50645-94 "Туристско - экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц".

Оплата работ по сертификации гостиничных услуг согласно п.10 Положения о составе затрат относится к элементу "Прочие затраты" в составе себестоимости продукции (работ, услуг).

В состав себестоимости реализуемых гостиничных услуг гостиницами включаются также расходы по аренде помещений.

дебет счета 20, субсчет "Затраты по оказанию гостиничных услуг", кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по арендной плате" - начислена арендная плата за текущий месяц;

дебет счета 76, субсчет "Расчеты по арендной плате", кредит счета 51 "Расчетный счет" - перечислена арендная плата арендодателю.

В соответствии с Особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятиями и организациями жилищно - коммунального хозяйства, утвержденных Минстроем России от 4 сентября 1995 г. и согласованных с Минэкономики России и Минфином России, затраты отчетного месяца по оказанию гостиничных услуг включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении себестоимости реализованных в этом же месяце услуг, ввиду отсутствия незавершенного производства по основной деятельности гостиничных хозяйств. Этот порядок установлен для гостиниц с 1 января 1994 г.

Налог на добавленную стоимость

Согласно пп."г" п.1 ст.2 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон об НДС) плательщиками этого налога являются филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (предприятий), самостоятельно реализующие товары (работы, услуги).

В соответствии с п.1 ст.4 Закона об НДС в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, включаются любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Предоставление права проживания в гостинице является услугой. Реализация на территории РФ услуг в соответствии с пп."а" п.1 ст.3 Закона об НДС включается в налогооблагаемую базу по НДС.

Гостиницы имеют льготы по налогу на добавленную стоимость на сумму поступающих на их счета бюджетных средств для финансирования проживания лиц, имеющих статус беженцев.

В соответствии с п.9 Инструкции о порядке исчисления НДС к средствам целевого бюджетного финансирования, не включаемым в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот, относятся средства, перечисляемые на соответствующие счета предприятий и учреждений (минуя счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)"), предусматриваемые в бюджетах различного уровня на финансирование целевых программ и мероприятий. К таким средствам, в частности, относятся средства, перечисляемые из бюджета Российской Федерации для финансирования гостиницы, где проживают беженцы.

Приобретаемые товары (работы, услуги) за счет средств целевого бюджетного финансирования оплачиваются с учетом налога на добавленную стоимость, который возмещению не подлежит. Суммы указанного налога в этом случае на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счет вышеназванных источников.

Кроме того, гостиницы имеют льготу по НДС на полученную арендную плату.

Подпунктом "ш" п.1 ст.5 Закона об НДС установлена льгота по НДС на выручку от сдачи в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации, в случаях, если их национальным законодательством установлена аналогичная льгота в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации либо если эта льгота предусмотрена в международных договорах.

Перечень государств, в отношении граждан и юридических лиц которых применяется освобождение от налога на добавленную стоимость при сдаче в аренду на территории Российской Федерации жилых и служебных помещений, утвержден Письмом Госналогслужбы России от 13 июля 1994 г. N ЮУ-6-06/80н "Список государств, в отношении которых применяется освобождение от налога на добавленную стоимость при сдаче в аренду на территории Российской Федерации жилых и служебных помещений иностранным гражданам и юридическим лицам".

В отношении некоторых государств оговорены дополнительные условия, при соблюдении которых применяется освобождение от НДС.

Так, в отношении Чешской Республики при сдаче в аренду гостиничных номеров такое освобождение предоставляется только в случае, если арендуемое помещение в гостинице предназначено для осуществления служебной деятельности граждан и юридических лиц этой страны (под офис) и не используется с целью проживания.

В отношении Республики Франция такое освобождение предоставляется на условиях взаимности в следующих случаях:

сдача в аренду немеблированных помещений под жилье;

предоставление гостиничных номеров;

сдача в аренду помещений под промышленные и коммерческие нужды в том случае, если они сдаются без всякого оборудования и мебели, необходимых для деятельности.

Налог на имущество

Согласно пп."а" ст.5 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с учетом внесенных изменений и дополнений, далее - Закон) стоимость имущества организаций, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.

При этом под балансовой стоимостью объекта следует понимать стоимость его имущества по статьям актива баланса, отражающим объект налогообложения.

Инструкция Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" с изменениями и дополнениями разъясняет порядок применения льгот.

Так, в соответствии с пп."а" п.6 Инструкции для целей налогообложения стоимость имущества предприятий, в том числе гостиниц, уменьшается на балансовую стоимость объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.

Согласно Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства" 1 75 018, утвержденному 1 января 1976 г. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР и Госстандартом СССР (с изменениями N 1 - 18, утвержденными Госстандартом СССР и России в 1977 - 1995 гг.), отрасли сферы материального производства собираются по первому знаку кода - "1 - 8", а отрасли непроизводственной сферы деятельности собираются по первому знаку - "9".

Код жилищно - коммунального хозяйства - 90000.

К объектам жилищно - коммунальной сферы относятся: жилой фонд, дома и общежития для приезжих. Гостиницы (без туристических) также отнесены к отрасли жилищно - коммунального хозяйства ( код по Классификатору 90220).

В соответствии со ст.1 Закона гостиницы, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, исчисляют и уплачивают налог на имущество в общеустановленном порядке и, соответственно, пользуются льготами, установленными данным Законом.

К имуществу гостиниц, подлежащему льготированию, могут быть отнесены лишь отдельные имущественные объекты, такие как, например, спальные корпуса (помещения), спортивные сооружения, медпункты, библиотеки, клубы с соответствующими коммуникациями, оснащением, оборудованием, необходимым для их функционирования.

При этом к коммуникациям, оснащению и оборудованию могут относиться объекты водоснабжения, отопления, электро- и газоснабжения, имущество, предназначенное для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, мебель, медицинское оборудование, спортивный инвентарь и прочее.

При необходимости уточнения перечня имущества, относящегося к объектам жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, его следует согласовать с органами управления данных отраслей в субъектах РФ по месту нахождения гостиницы - налогоплательщика.

Налогом на имущество облагается такое имущество гостиниц, как:

административные здания и помещения;

имущество, сданное в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа используемое арендаторами для целей, не связанных с жилищно - коммунальной и социально - культурной сферой;

автомобили и другое имущество, не предназначенное для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы.

Стоимость имущества ресторанов, находящиеся на балансе гостиниц, учитывается при налогообложении, так как согласно Классификатору отраслей народного хозяйства они отнесены к отрасли "Торговля и общественное питание" (код по ОКОНХ 71311).

В целях правильного применения льгот гостиницы обязаны обеспечить раздельный учет льготируемого имущества в каждом отчетном периоде.

Для этого, конечно, придется произвести специальные расчеты и составить бухгалтерские справки.

Например, стоимость здания, состоящего из помещений различного назначения, может быть разделена с учетом площади, занимаемой этими помещениями.

Из общей стоимости имущества стоимость коммуникаций и оборудования следует исключить пропорционально доли площади, занимаемой льготируемыми помещениями.

При определении стоимости льготируемых объектов можно воспользоваться данными бюро технической инвентаризации либо воспользоваться услугами независимых экспертов - оценщиков.

Если гостиница, имея право на льготу по налогу на имущество в прошлых налоговых периодах в пределах одного финансового года, не воспользовалась ею по каким-либо причинам, она имеет право в текущем налоговом периоде обратиться с просьбой о предоставлении льготы за прошлый налоговый период до утверждения годового бухгалтерского отчета.

Налог на прибыль

Пунктом 9 ст.6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" органам государственной власти, национально - государственным и административно - территориальным образованиям, помимо льгот, предусмотренных Законом о налоге на прибыль, предоставлено право устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах суммы налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.

Так, к примеру, по Закону г. Москвы от 18 июня 1997 г. N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" сумма налога на прибыль по гостиницам (согласно перечню, утверждаемому Правительством Москвы) уменьшается на величину средств, фактически направленных в централизованный фонд Департамента внешних связей на покрытие затрат, связанных с проживанием беженцев в гостиницах города.

Перечень гостиниц, имеющих право на данную льготу, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 11 ноября 1997 г. N 785.

Гостиницы имеют некоторые особенности по налогообложению налогом на прибыль некоторых видов доходов.

Так, в Методических рекомендациях по отдельным вопросам налогообложения прибыли от 27 октября 1998 г. N ШС-6-02/768 Госналогслужба России сообщила о налогообложении доходов, получаемых гостиницей от трансляции системы платного телевидения, распространяемой по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одной организации.

Налогообложение предприятий - владельцев кабельного, эфирного, спутникового телевидения, а также студий, производящих и формирующих программное обеспечение коммерческого телевидения, производится в общеустановленном порядке по ставке налога на прибыль.

Такой же режим налогообложения применяется и к гостиницам, осуществляющим показ телепрограмм в номерах по системам кабельного телевидения.

К доходам, полученным гостиницей от демонстрации программ по каналам кабельного телевидения, поскольку они не подлежат регистрации в порядке, установленном для средств массовой информации, не может быть применен льготный порядок налогообложения прибыли, установленный для средств массовой информации.

Доходы, полученные гостиницами от демонстрации видеопрограмм в специально отведенных для этих целей местах за плату, подлежат обложению по ставке налога на прибыль, установленной для видеопоказа. (На момент написания статьи эта ставка составляла 70%.)

Гостиничный сбор

Гостиницы Москвы являются плательщиками гостиничного сбора, который введен и действует до настоящего времени согласно Закону г. Москвы от 23 ноября 1994 г. N 20-91 "О гостиничном сборе".

Порядок исчисления и уплаты гостиничного сбора установлен Госналогинспекцией по г. Москве 28 декабря 1994 г. в Инструкции N 5 "О порядке исчисления и уплаты гостиничного сбора в г. Москве".

Объектом налогообложения по данному сбору является объем реализации гостиничных услуг по проживанию в гостиницах.

Под объемом реализации указанных услуг понимается выручка от реализации этих услуг (учтенных на счете 46, субсчет "Реализация услуг гостиницы"), определяемая исходя из цен на гостиничные услуги без налога на добавленную стоимость.

Сбор уплачивается в размере 1 процента от объема реализации гостиничных услуг.

Гостиничный сбор в перечне местных налогов согласно ст.21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отсутствует.

Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1214 (п.2) поручено органам государственной власти субъектов Российской Федерации с 1 января 1997 г. отменить решения об установлении налогов и сборов, не предусмотренных Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Государственная пошлина

за регистрацию иностранного паспорта

Гостиницы должны взимать с иностранных граждан пошлину за регистрацию иностранного паспорта.

Федеральным российским законодательством (пп.7 п.6 ст.4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине") предусмотрена государственная пошлина за регистрацию или продление срока действия регистрации иностранного паспорта или заменяющего его документа в размере 20 процентов от минимального размера оплаты труда.

На гостиницы возложена обязанность по взиманию с иностранных граждан государственной пошлины. В данном случае имеет место возложение на гостиницы своего рода агентских функций между плательщиком государственной пошлины - иностранным гражданином и местным бюджетом. Уплата госпошлины гостиницей производится за счет ранее взимаемых средств с иностранного гражданина.

Поскольку Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 290 "О распространении действия правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств - участников содружества независимых государств и государств Балтии" на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств - участников СНГ и государств Балтии, распространены правила регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, предусмотренные для граждан Российской Федерации, этим гражданам не регистрируются их паспорта и они не являются плательщиками указанной государственной пошлины.

Продление действия регистрации иностранным гражданам производится в органах внутренних дел и гостиницах. Продление действия регистрации производится после продления органами внутренних дел срока действия визы на выезд.

В соответствии с Законом РФ N 4499-1 от 17 февраля 1993 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной пошлине" за регистрацию и продление срока действия регистрации иностранных паспортов или заменяющих их документов взимается госпошлина в размере 10% установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

При продлении срока регистрации гражданами уплачивается госпошлина в размере 1% от минимальной месячной оплаты труда.

Государственная пошлина за регистрацию (прописку) по месту жительства граждан России взимается в размере 1% установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в том случае, когда граждане России останавливаются в гостиницах, мотелях, туристских кемпингах, комнатах отдыха и т.п. на срок свыше 45 суток.

Госпошлина, взимаемая с иностранных граждан за регистрацию заграничных паспортов в гостиницах, перечисляется в местный бюджет на 10-е число каждого месяца.

В бухгалтерском учете сбор и перечисление государственной пошлины отражается следующими записями:

дебет счета 50 кредит счета 96 "Целевые финансирование и поступления", субсчет "Госпошлина за регистрацию иностранного паспорта" - на сумму денежных средств, поступивших от иностранного гражданина в качестве государственной пошлины;

дебет счета 96, субсчет "Государственная пошлина за регистрацию иностранного паспорта", кредит счета 68, субсчет "Государственная пошлина за регистрацию иностранного паспорта" - на сумму начисленной государственной пошлины;

дебет счета 68, субсчет "Государственная пошлина за регистрацию иностранного паспорта", кредит счета 51 - на сумму перечисленной государственной пошлины.

О документах строгой отчетности

В соответствии с Законом РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" гостиницы при оказании платных гостиничных услуг обязаны применять ККМ и выдавать клиенту кассовый чек для учета наличных денежных средств при расчетах с населением в целях обеспечения полного и своевременного сбора налоговых платежей, а также обеспечения защиты прав потребителей.

Согласно п.3 Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745, выдача гостиницами счетов, квитанций и других документов не освобождает эти гостиницы от применения контрольно - кассовых машин при приеме наличных денег от населения, если названные документы не утверждены Минфином России в качестве документов строгой отчетности.

Минфин России во исполнение Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 и по представлению Комитета РФ по муниципальному хозяйству Приказом от 13 декабря 1993 г. N 121 утвердил для гостиниц Российской Федерации в качестве документов строгой отчетности следующие формы бланков первичного учета, краткие указания по их применению и заполнению:

анкета (форма N 1-Г);

журнал регистрации иностранных граждан (форма N 2-Г);

счет (форма N 3-Г);

счет (форма N 3-Гм);

карта гостя (форма N 4-Г);

кассовый отчет (форма N 5-Г);

расчеты оплаты за бронирование и проживание по безналичному расчету (форма N 7-Г);

квитанция о возврате денег (форма N 8-Г);

акт о порче имущества гостиницы (форма N 9-Г);

заявка на бронирование мест (форма N 10-Г);

автостоянка (форма N 11-Г);

квитанция на предоставление дополнительных платных услуг (форма N 12-Г);

квитанция на прием вещей в камеру хранения (форма N 13-Г).

Указанные формы документов используются всеми гостиничными хозяйствами независимо от форм собственности при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно - кассовых машин.

Бухгалтерский учет

Ведение гостиницами бухгалтерского учета должно осуществляться в строгом соответствии с:

Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 27 июля 1998 г. N 34н;

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. N 56.

Ведение раздельного учета прибыли для целей налогообложения по каждому виду деятельности, по которым установлены разные налоговые ставки, означает:

а) описание в первичных учетных документах (счетах, актах выполненных работ, накладных, платежных поручениях и т.д.) содержания хозяйственной операции, позволяющее четко отнести такую операцию к определенному виду деятельности;

б) ведение для обобщения первичных учетных документов по каждой операции, связанной с получением прибыли по определенному виду деятельности, отдельных регистров синтетического учета (мемориальных ордеров, бухгалтерских проводок, журналов, книг, ведомостей, оборотно - сальдовых ведомостей, главной книги и др.);

в) отражение операций, связанных с получением доходов и осуществлением расходов по каждому виду деятельности, по которым установлены разные ставки налога на прибыль, по отдельным субсчетам соответствующих балансовых счетов.

Лицензирование гостиничной деятельности

В Российской Федерации принят и вступил в силу Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон о лицензировании), который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. В нем дан перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

До момента принятия Закона о лицензировании в Российской Федерации регулирование лицензируемых видов деятельности осуществлялось на основании следующих нормативных документов:

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" с изменениями и дополнениями;

Постановление Совмина РФ от 27 мая 1993 г. N 492 "О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности".

В перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, ни в одном из этих документов нет упоминания о лицензировании гостиничной деятельности. Но в соответствии со ст.6 Закона о лицензировании органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие предусмотренные настоящей статьей полномочия, определяются в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации и соответствующем основам конституционного строя Российской Федерации и установленным федеральным законом общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Федеральные органы государственной власти, осуществляющие предусмотренные настоящей статьей полномочия, вправе передавать их органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления только в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Это означает, что правила и порядок лицензирования гостиничной деятельности могут быть введены субъектами Российской Федерации или местными органами власти при выполнении оговоренных условий.

К примеру, действующий Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определяет гостиничную деятельность как составную часть туристской индустрии. А поскольку туристская деятельность должна лицензироваться в обязательном порядке, то и гостиничная деятельность должна лицензироваться.

Так, согласно ст.73 Конституции РФ Москва, на основании ст.65 Конституции РФ являющаяся субъектом Российской Федерации, обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации.

На территории Москвы Распоряжением мэра от 25 сентября 1996 г. N 324/1-РМ с 1 января 1997 г. введено лицензирование гостиничной деятельности (до принятия соответствующего закона Российской Федерации), а Временным положением о лицензировании гостиничной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 3 июня 1997 N 416, установлен порядок и условия лицензирования гостиничной деятельности, осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно - правовой формы и формы собственности, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Документы по Москве приняты с целью упорядочения ведения гостиничной деятельности, защиты интересов и прав потребителей, обеспечения унифицированного подхода к оценке уровня и стандартов предоставления услуг, усиления правопорядка и обеспечения безопасности проживания в гостиницах города.

С вступлением в силу Федерального закона о лицензировании законодательство Москвы, как и других субъектов Российской Федерации, должно быть приведено в соответствие с названным Законом.

Стандартом ГОСТ Р 50645-94 "Туристско - экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц" определен перечень дополнительных услуг, которые должны оказывать гостиницы разных категорий. Многие из этих услуг являются лицензируемыми. Таким образом, гостиницам, имеющим категорию "три звезды" и выше, необходимо, кроме лицензии на оказание гостиничных услуг, получать лицензии на осуществление дополнительных видов деятельности (осуществление розничной торговли и общественного питания, оказания телефонных услуг, телекоммуникационных услуг, пассажирских перевозок, проведение ограниченного количества валютных операций и др.).

Осуществление гостиницей лицензируемых видов деятельности без соответствующей лицензии может быть признано незаконным, что повлечет за собой изъятие в бюджет доходов, полученных гостиницей от таких видов деятельности.

Многие гостиницы заключают договоры комиссии или поручения с предприятиями, которые занимаются видами деятельности, являющимися для гостиницы вспомогательными. В этом случае в бухгалтерском учете посредническая деятельность выделяется в отдельный вид деятельности и ведется раздельно от основной производственной деятельности. Кроме того, при существовании льгот по одному из видов деятельности гостиница может ими воспользоваться только при наличии раздельного учета по льготируемым и нельготируемым видам деятельности.

Расходы по приобретению лицензии на право осуществления уставной деятельности гостиниц подлежат отражению гостиницами по дебету счета 04 "Нематериальные активы" и кредиту счета 51 "Расчетный счет" со списанием через счет 05 "Амортизация нематериальных активов" на затраты производства гостиничных услуг. Этот порядок действует при выдаче гостиницам лицензий на срок свыше года.

В случае приобретения гостиницей лицензии на срок до одного года ее стоимость учитывается на счете 31 "Расходы будущих периодов" с последующим отнесением на затраты производства ежемесячно равными долями на протяжении всего срока действия лицензии.

Подписано в печать Т.М.Панченко

10.01.1999

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Обязательно ли к применению Письмо Госналогслужбы России от 1 октября 1998 г. N ШС-6-02/683@ "По уплате налога на прибыль с курсовых разниц"? ("Консультант Бухгалтера", 1999, N 2) >
Статья: Особенности бухгалтерского учета и налогообложения на полиграфических предприятиях ("Консультант Бухгалтера", 1999, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.