|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...Организация приобрела в производственных целях материалы. Материалы оплачены и оприходованы, НДС во всех документах выделен отдельной строкой. Однако поставщиком не выдан счет - фактура. Имеет ли организация право на возмещение НДС? В Постановлении Правительства РФ N 914 и в Письме N ПВ-6-03/393 сказано, что для возмещения необходим счет - фактура. ("Консультант Бухгалтера", 1999, N 2)
"Консультант Бухгалтера", N 2, 1999
Вопрос: Организация приобрела в производственных целях материалы. Материалы оплачены и оприходованы, НДС во всех документах выделен отдельной строкой. Однако поставщиком не выдан счет - фактура. Имеет ли организация право на возмещение НДС? В Постановлении Правительства РФ N 914 и в Письме Госналогслужбы России от 23 мая 1997 г. N ПВ-6-03/393 сказано, что для возмещения необходим счет - фактура.
Ответ: Как сказано в п.16 Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. N 914), суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарам (работам, услугам) принимаются к зачету (возмещению) у покупателя только при наличии счетов - фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, и соответствующих записей в книге покупок. В то же время в п.1 сказано, что счет - фактура представляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом. Однако до настоящего времени такого закона не принято. Порядок исчисления и уплаты НДС регулируется Законом РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", а также Инструкцией о порядке исчисления НДС. Законом определено, что основанием для уплаты налога на добавленную стоимость является факт совершения оборота от реализации товаров, работ, услуг (объект налогообложения), а не счет - фактура. Счет - фактура вообще никоим образом не упоминается в Законе. В соответствии с Законом "О налоге на добавленную стоимость" и Инструкцией о порядке исчисления НДС счета - фактуры не являются документами, необходимыми для исчисления и уплаты налога. В данных нормативных актах нет указаний о том, что отсутствие счета - фактуры поставщика является основанием для отказа в возмещении НДС.
Как сказано в Инструкции о порядке исчисления НДС, документами, необходимыми для исчисления и уплаты налога, являются счета, накладные, акты выполненных работ, расчетные документы (поручения, требования - поручения, требования), приходные кассовые ордера и др. Суммы НДС в документах должны быть отражены обособленно. Однако даже в случае неуказания отдельной строкой суммы налога на добавленную стоимость в расчетных документах на оплату товаров (работ, услуг) налогоплательщики (продавец и покупатель) вправе доказывать, что по соответствующей сделке сумма налога на добавленную стоимость уплачена покупателем продавцу в составе цены за товары (работы, услуги) (см. п.8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 декабря 1996 г. N 9 "Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость"). В Письме Госналогслужбы России от 23 мая 1997 г. N ПВ-6-03/393 "О счетах - фактурах" указывалось, что суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарам (работам, услугам) принимаются к зачету (возмещению) у покупателя только при наличии счетов - фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, и соответствующих записей в книге покупок. Однако необходимо принять во внимание следующее. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Кроме того, согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут. Эти положения нашли также отражение в Письме Госналогслужбы России от 18 декабря 1997 г. N 18-1-06/849. Указанное Письмо Госналогслужбы России от 23 мая 1997 г. N ПВ-6-03/393 "О счетах - фактурах" в установленном порядке не зарегистрировано и не является нормативным актом, обязательным к применению. На него нельзя ссылаться при разрешении споров. Отметим также следующее. Обязанность составления счета - фактуры устанавливается Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины". Указом Президента РФ N 685 и Постановлением Правительства РФ N 914 фактически введен новый порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. В противоречие ст.75 Конституции РФ и ст.2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Указом Президента РФ N 685 и Постановлением Правительства РФ N 914 регулируются вопросы налогообложения. В случае разногласий с налоговыми органами налогоплательщик вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта государственного органа (решения о применении финансовых санкций), нарушающего его права и законные интересы. Остается надеяться, что Арбитражный Суд, руководствуясь ст.120 Конституции РФ, ст.11 Арбитражно - процессуального кодекса РФ, введенного Федеральным законом от 5 мая 1995 г. N 70-Ф3, не применит нормативные акты, не соответствующие законодательству.
Подписано в печать 10.01.1999
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |