|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Лицензирование деятельности предприятий ("Консультант Бухгалтера", 1999, N 2)
"Консультант Бухгалтера", N 2, 1999
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п.1 ст.49 ГК РФ). Коммерческие организации по общему правилу, предусмотренному указанной статьей ГК РФ, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Вместе с тем ГК РФ, предоставляя коммерческим организациям (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества) возможность иметь гражданские права, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности, содержит специальную норму - ограничитель: "Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)" (ч.3 п.1 ст.49 ГК РФ). Указанная норма ГК РФ нашла свое закрепление и в специальном законодательстве, регулирующем вопросы деятельности коммерческих организаций. Так, в соответствии с п.3 ст.2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 65-ФЗ) "Об акционерных обществах" акционерное общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью, как исключительной, то общество в течение срока действия лицензии не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных лицензией и им сопутствующих. Аналогичная норма содержится и в п.2 ст.2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. Федерального закона от 11 июля 1998 г. N 96-ФЗ) .
Что такое лицензирование?
Статья 2 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 178-ФЗ) под лицензированием понимает мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами (юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности) при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. В свою очередь термином "лицензия" Закон о лицензировании определяет разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Если отвлечься от юридической терминологии Закона о лицензировании, то в самом общем виде можно дать следующие определения лицензии и лицензирования.
Лицензия - выданное компетентным государственным органом (органом местного самоуправления) разрешение, дающее юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю право на осуществление деятельности, лицензирование которой предусмотрено федеральными законами, при условии соблюдения определенных требований и условий. Лицензирование - деятельность компетентных государственных органов (органов местного самоуправления) по выдаче лицензий и осуществлению надзора за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности.
Правовое регулирование лицензирования
Одним из существенных недостатков действующего российского законодательства является наличие множества нормативных актов различной юридической силы, принятых в разное время и зачастую противоречащих друг другу. Особая система лицензирования сложилась в г. Москве. В этом многообразии нормативно - правовых актов часто теряются даже юристы, не говоря уже о предпринимателях, не имеющих существенных правовых познаний. В этой связи необходимо отметить следующие обстоятельства: 3 октября 1998 г. в "Российской газете" был официально опубликован текст Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон о лицензировании). В силу п.1 ст.19 Закона о лицензировании дата официального опубликования Закона стала датой его вступления в силу. В настоящее время Закон о лицензировании является основополагающим актом по лицензированию предпринимательской деятельности в нашей стране. Вместе с тем сохраняют свое действие принятое ранее Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Постановления Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1513), многочисленные положения о лицензировании отдельных видов деятельности, принятые до вступления в силу Закона о лицензировании. Вместе с тем необходимо помнить норму, закрепленную п.2 ст.19 Закона о лицензировании, в соответствии с которой со дня вступления в силу Закона о лицензировании указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, регулирующие осуществление отдельных видов деятельности на территории РФ, применяются в части, не противоречащей Закону о лицензировании. Принципиальное значение имеют следующие нормы Закона о лицензировании. В соответствии со ст.18 Закона о лицензировании со дня вступления его в силу введение лицензирования видов деятельности, не предусмотренных Законом о лицензировании, допускается только путем внесения изменения и дополнений в установленный ст.17 Закона о лицензировании перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Виды деятельности, не предусмотренные Законом о лицензировании, осуществляются со дня вступления в силу Закона о лицензировании без лицензий. Исключение составляют лишь случаи, когда лицензирование того или иного вида деятельности было введено федеральным законом, вступившим в силу до Закона о лицензировании (п.2 ст.19 Закона о лицензировании). Таким образом, основополагающей идей нового Закона стало то, что лицензирование может вводиться только законом, а не подзаконными актами, как это было до недавнего времени. Говоря о правовом регулировании лицензирования, необходимо отметить п.2 ст.1 Закона о лицензировании, согласно которому действие Закона о лицензировании не распространяется на внешнеторговую деятельность, таможенную деятельность, деятельность по охране окружающей среды, деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, и на отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности. Отношения по лицензированию в указанных сферах регулируются специальным законодательством, например Федеральным законом от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (в ред. Федерального закона от 8 июля 1997 г.) от 18 июня 1993 г. N 5221-1 Таможенным кодексом РФ, Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (с изменениями и дополнениями от 21 февраля 1992 г. и 2 июня 1993 г.) и другими законами. В соответствии со ст.5 Закона о лицензировании Президент РФ и Правительство РФ осуществляют утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Таким образом, в настоящее время законодательство предусматривает двухзвенную систему правового регулирования вопросов лицензирования: федеральный закон, предусматривающий лицензирование того или иного вида деятельности и нормативный акт органа исполнительной власти, конкретизирующий вопросы лицензирования того или иного вида деятельности. Закон о лицензировании (в ред. Федерального закона от 26 ноября 1998 г.) в ст.17 содержит перечень из 211 видов деятельности, подлежащих лицензированию. В этот перечень включены как весьма специфические виды деятельности (производство военной техники и боеприпасов, взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий, гидрометеорологическая экспертиза проектов строительства и освоения территорий и др.), виды деятельности, для осуществления которых необходимы большие материальные ресурсы и поэтому недоступные для подавляющего большинства российских предпринимателей (строительство и эксплуатация магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов, деятельность по производству электрической и тепловой энергии, переработка нефти и газа и др.), так и виды деятельности широко распространенные в практике делового оборота отечественных предпринимателей и не требующие для своего осуществления значительных финансовых ресурсов. В этой связи целесообразно отметить те широко распространенные виды предпринимательской деятельности, на осуществление которых в соответствии с Законом о лицензировании требуется лицензия. К таким видам деятельности относятся: заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов, деятельность по производству муки, крупы и других пищевых продуктов из зерна, деятельность по производству хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, медицинская деятельность, производство лекарственных средств, производство изделий медицинского назначения, деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг, деятельность по утилизации отходов производства и потребления, распространение и ремонт контрольно - кассовых машин, эксплуатация автозаправочных станций, деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, деятельность по производству и розливу минеральной и природной питьевой воды, риэлторская деятельность. Необходимо отметить, что в заключении ст.17, содержащей перечень лицензируемых видов деятельности, содержится прямое указание на то, что лицензированию подлежат также те виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено федеральными законами, вступившими в силу до момента вступления в силу Закона о лицензировании. Другими словами, перечень лицензируемых видов деятельности, указанный в ст.17 Закона о лицензировании, не является исчерпывающим. Лицензирование значительного количества видов деятельности было введено законами еще до вступления в силу Закона о лицензировании. К таким видам деятельности относятся, например, перевозка пассажиров и грузов автомобильным транспортом, торговля транспортными средствами и номерными агрегатами, транспортно - экспедиционное обслуживание и другие виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено ст.7 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Что необходимо знать предпринимателю о лицензировании? Помимо того, какие виды деятельности подлежат лицензированию и какими нормативно - правовыми актами осуществляется лицензирование этих видов деятельности, предприниматель должен ясно представлять механизм получения лицензии, а также свои права, закрепленные законодательством. В этой связи необходимо обратиться к наиболее важным нормам, содержащимся в Законе о лицензировании. В соответствии с п.1 ст.7 Закона о лицензировании лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. При этом вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим ее юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В соответствии со ст.8 Закона о лицензировании срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Закон о лицензировании четко закрепляет положение о том, что лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии. В связи с этим являются незаконными действия некоторых лицензирующих органов по своему усмотрению определяющих срок, на который выдается та или иная лицензия. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению владельца лицензии, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом в соответствии с Законом о лицензировании (ст.8) в продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий. Статья 2 Закона о лицензировании определяет лицензионные требования и условия как совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых владельцем лицензии (лицензиатом) обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. В силу п.1 ст.9 Закона о лицензировании одним из обязательных требований и условий при осуществлении лицензиатом лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства РФ, экологических, санитарно - эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Статья 10 Закона о лицензировании устанавливает перечень документов, необходимых для получения лицензии. В соответствии с п.1 указанной статьи для получения лицензии соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган: заявление о выдаче лицензии, с указанием наименования и организационно - правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности; копии учредительных документов и копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица либо копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; справку о постановке на учет в налоговом органе; документ о внесении платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии. В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям. При этом исключительно важное значение имеет норма, содержащаяся в п.1 ст.10 Закона о лицензировании, согласно которой требование от соискателя лицензии представления иных документов, не предусмотренных Законом о лицензировании, иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается. Важное значение имеет установление исчерпывающего перечня оснований для отказа в выдаче лицензии. В соответствии с п.4 ст.10 Закона о лицензировании такими основаниями являются: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Уведомление об отказе в выдаче лицензии должно быть направлено соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа. В соответствии с п.5 ст.10 Закона о лицензировании соискатель лицензии имеет право обжаловать отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии. Важное значение для предпринимателя имеют основания приостановления действия и аннулирования лицензии. В соответствии с п.1 ст.13 Закона о лицензировании лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в следующих случаях: выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства; невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих его устранить выявленные нарушения. Закон о лицензировании радикально изменил порядок аннулирования выданных лицензий. Если в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" был установлен административный порядок аннулирования лицензии органом, ее выдавшим, то в соответствии с п.3 ст.13 Закона о лицензировании вводится судебный порядок аннулирования лицензий. Тем самым предприниматели получают важную гарантию своих прав перед нечистоплотными чиновниками для которых возможность аннулирования лицензии представляла замечательный способ вымогательства. Теперь в соответствии с указанным пунктом ст.13 Закона о лицензировании лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или государственного органа в пределах его компетенции. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановит действие лицензии на период до вступления в силу решения суда. Пункт 3 ст.13 Закона о лицензировании содержит перечень оснований для аннулирования лицензии: обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии; неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий; незаконность решения о выдаче лицензии. Кроме того, в соответствии с п.2 ст.13 Закона о лицензировании лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в случае, если лицензиат в течение трех месяцев не оплатил лицензионный сбор, либо с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Переоформление выданных лицензий
В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения лицензиат - юридическое лицо или его правопреемник - обязан в соответствии с п.1 ст.11 незамедлительно подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. Такая же обязанность возложена и на индивидуального предпринимателя в случае изменения его имени или места жительства. В случае переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается плата. Размер указанной платы устанавливается Правительством РФ и в соответствии с п.3 ст.11 Закона о лицензировании не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Финансовые издержки, связанные с получением лицензии
В соответствии с п.2 ст.10 Закона о лицензировании за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. При этом размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством РФ. За выдачу самой лицензии в соответствии со ст.15 Закона о лицензировании взимается лицензионный сбор. Его размер устанавливается Правительством РФ в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. При этом максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии в соответствии со ст.15 Закона о лицензировании не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Негативные последствия осуществления предпринимательской деятельности без лицензии
Многие отечественные предприниматели, осуществляя тот или иной лицензируемый вид деятельности без соответствующей лицензии, часто не догадываются о тех негативных последствиях, которые могут наступить для них в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем эти последствия весьма и весьма серьезны и о них должен знать каждый предприниматель. Прежде всего, необходимо отметить нормы действующего ГК РФ, посвященные ответственности юридического лица, осуществляющего лицензируемую деятельность без лицензии. В соответствии с п.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). При этом в соответствии с п.3 ст.61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица, осуществляющего свою деятельность без лицензии, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление данного требования предоставлено законом. В соответствии с действующим законодательством такими правами обладают налоговые органы, органы, осуществляющие лицензирование. Например, в соответствии со ст.31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности, предъявлять в суды иски о ликвидации организаций любой организационно - правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ, о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества в случаях, предусмотренных законодательством РФ. В этой связи важное значение имеет норма ст.173 ГК РФ, посвященная недействительности сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности. В соответствии с указанной статьей сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. Поэтому в интересах предпринимателя перед совершением любой сделки, связанной с лицензируемой деятельностью, проверять наличие у контрагента лицензии на право осуществления соответствующей деятельности. Помимо гражданско - правовой ответственности существуют также административная и весьма суровая уголовная ответственность за осуществление деятельности, подлежащей лицензированию без соответствующей лицензии. Например, в соответствии со ст.146.3 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством влечет за собой наложение штрафа от трех до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или предметов продажи либо без таковой. В соответствии со ст.171 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей уголовную ответственность за незаконное предпринимательство, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. То же деяние в соответствии с ч.2 ст.171 Уголовного кодекса РФ: а) совершенное организованной группой; б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере; в) совершенное лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового. Применительно к ст.171 Уголовного кодекса доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает двести минимальных размеров оплаты труда, доходом в особо крупном размере - доход, сумма которого превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, предприниматель должен четко представлять, что осуществляя тот или иной вид деятельности без лицензии, он рискует не только своей репутацией, но и своими денежными средствами, своей фирмой, своей свободой. Поэтому есть смысл серьезно задуматься на тем, что проще: потратить некоторое время и деньги на получение лицензии или постоянно жить под дамокловым мечом разоблачения незаконной деятельности.
Подписано в печать Д.П.Звоненко 10.01.1999 Юрист
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |