|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Годовой отчет за 1998 год - требования налоговых органов по достоверности отчетности ("Налоговые известия Московского региона", 1999, N 1)
"Налоговые известия Московского региона", N 1, 1999
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ЗА 1998 ГОД - ТРЕБОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ДОСТОВЕРНОСТИ ОТЧЕТНОСТИ
Министерство финансов РФ не утвердило новые правила составления и представления годовой бухгалтерской отчетности за 1998 г. Уже третий отчетный период (начиная с годового отчета за 1996 г.) налогоплательщики применяют действующую Инструкцию о годовой бухгалтерской отчетности, утвержденную Приказом Минфина России 12 ноября 1996 г. N 97. Изменения и дополнения к ней, утвержденные Приказом Минфина России от 20 октября 1998 г. N 47н коснулись только общественных организаций (объединений), осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), для которых дополнительно введена отчетная форма N 6 "Отчет о целевом использовании полученных средств", а объем годовой бухгалтерской отчетности для таких общественных организаций (объединений) установлен в сокращенном объеме форм: форма N 1 "Бухгалтерский баланс", форма N 2 "Отчет о финансовых результатах", форма N 6 "Отчет о целевом использовании полученных средств". Этим же Приказом разрешено составление и представление годовой бухгалтерской отчетности в целых рублях для субъектов малого предпринимательства, общественных организаций (объединений) и иных организаций при незначительной сумме активов, учитываемых в бухгалтерском балансе. Для остальных организаций и предприятий объем годовой отчетности за 1998 г., сроки и адреса представления, порядок заполнения форм отчетности и другие требования, связанные с формированием годовой бухгалтерской отчетности, не претерпели изменений. В данной ситуации важно четко определить нормативную базу по бухгалтерскому учету, правильно и своевременно отразить все изменения и дополнения, которые вносились Минфином России в правила ведения бухгалтерского учета, а также Госналогслужбой России в правила формирования показателей бухгалтерского учета для целей налогообложения. Остановимся на основных из них.
1. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н (далее - Методические указания). Этот документ определяет порядок организации бухгалтерского учета основных средств на основе ПБУ 6/97 - Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств", утвержденного Приказом Минфина России от 3 сентября 1997 г. N 65н (действует с 1 января 1998 г.). Новые правила и требования по учету основных средств следует выполнять начиная с оборотов по операциям с 1 января 1998 г. С изданием настоящих Методических указаний все ранее утвержденные нормативные документы по учету основных средств отменены. 2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н (далее - Положение по бухгалтерскому учету). Вводится в действие с 1 января 1999 г. вместо Положения по бухгалтерскому учету и отчетности, утвержденного Приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. N 170.
3. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов" (ПБУ - 5/98), утвержденное Приказом Минфина России от 15 июня 1998 г. N 25н. Вводится в действие с 1 января 1999 г. для учета всех видов имущества, относимого к средствам в обороте: материалов, готовой продукции, товаров, малоценных и быстроизнашивающихся предметов. После разработки методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов будут упразднены все ранее действующие нормативные указания по этому вопросу, в том числе Основные положения по учету материалов на предприятиях и стройках, утвержденные Письмом Минфина СССР от 30 апреля 1974 г. N 103, и Положение по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов, утвержденное Письмом Минфина СССР от 18 октября 1979 г. N 166 и др. Новые правила ведения бухгалтерского учета, вытекающие из вышеупомянутых нормативных документов, а также случаи целесообразности применения конкретного способа (метода) в бухгалтерском учете предприятия, организации должны быть отражены в учетной политике на 1999 г. 4. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 627 (далее - Постановление N 627), которым был уточнен начиная с 1998 г. порядок расчета амортизационных отчислений и переоценки основных средств в 1998 г., а именно: сняты ограничения в части применения понижающего коэффициента к норме амортизационных отчислений, т.е. с 1 октября 1998 г. организациям независимо от организационно - правовой формы разрешается применять понижающие коэффициенты без ограничений, а не до 0,5 как ранее. Размер этих коэффициентов должен определяться организациями самостоятельно. Кроме этого, Правительство РФ разрешило провести в 1998 г. уценку основных средств в тех случаях, когда по результатам проведенной в 1997 г. переоценки основных фондов балансовая стоимость некоторых из них оказалась выше текущей рыночной стоимости. В результате проведения такого мероприятия может возникнуть ситуация, когда начисленная амортизация (износ) будет превышать первоначальную стоимость. По таким уцененным объектам следует определить процент изношенности по состоянию на 1 октября 1998 г., определить расчетным путем (процентным отношением) износ основных фондов и остаточную стоимость основных средств после их уценки. Разъяснение по практическому применению Постановления N 627 дано в Письме Госкомстата Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. N ВГ-1-23/3747. 31 декабря 1998 г. истек срок применения форм первичной учетной документации, утвержденных ЦСУ СССР в виде двух альбомов типовых межведомственных форм первичной учетной документации. В 1998 г. Госкомстатом РФ утверждены новые альбомы унифицированных форм первичной учетной документации и их электронные версии - три альбома по 11 разделам учета. Обеспечение пользователей такими альбомами и их электронными версиями осуществляют территориальные органы статистики. Введение их как элемента учетной политики начинается с 1 января 1999 г. Налогоплательщики - акционерные общества до конца 1998 г. обязаны были провести ряд мероприятий по приведению в соответствие величины уставного капитала и номинала ценных бумаг, а также чистых активов. Перечень этих мероприятий определен Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 217 "Об особенностях обращения ценных бумаг в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 апреля 1998 г. N 6. Указанными Постановлениями были установлены особенности пересчета ценных бумаг в связи с деноминацией российских денежных знаков и изменением масштаба цен, в том числе определен перечень объектов пересчета (акции, облигации, дивиденды и другие доходы, начисленные, но не выплаченные до 1 января 1998 г.), особый порядок округления числовых показателей этих объектов, несколько отличный от ранее общеустановленного, отражены также вопросы внесения изменений в учредительные документы, проспекты эмиссий и планы приватизации, связанные с деноминацией российского рубля. Учитывая, что срок завершения этих мероприятий для акционерных обществ установлен до 1 января 1999 г., в годовом отчете за 1998 г. должны найти отражение результаты работы по приведению к норме соотношений величины уставного капитала и номинала ценных бумаг, а также чистых активов. К текущим проблемам годового отчета следует отнести вопросы, возникающие у налогоплательщиков в связи с финансовым кризисом и банкротством кредитных учреждений, в том числе: а) потери денежных средств, хранящихся в кредитных учреждениях, в связи с их банкротством. В бухгалтерском учете остатки таких денежных средств учтены на счетах 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет", 55 "Специальные счета в банках". При этом по остаткам валютного счета сохраняется обязательство начислять курсовую разницу ежемесячно с отражением на счете 80 "Прибыли и убытки" либо на счете 83 "Доходы будущих периодов" (в зависимости от того, как предусмотрено учетной политикой организации) с перенесением в конце года итогового сальдо счета 83 на счет 80. В случае обращения налогоплательщиков в суд допускается списание денежных средств на счет 63 "Расчеты по претензиям", но это не освобождает налогоплательщика от начисления курсовой разницы на счете 63. Списать данные средства с баланса как потери можно только после признания банка банкротом и его ликвидации по решению соответствующих органов. С кредита счетов 51, 52, 55 в дебет счета 84 "Недостача и потери от порчи ценностей" компенсируемые потери отражаются по дебету счетов 51, 52, 06, 10, 41 и т.п. в зависимости от конкретного возмещения с кредита счета 84, а остальная невозмещенная разница списывается на финансовые результаты в дебет счета 80; б) учет суммовых разниц в случаях, если сделки (договора) заключаются юридическими лицами в иностранной валюте, условных денежных единицах (Экю, "специальных правах заимствования"). Правила учета суммовых разниц в бухгалтерском учете установлены Приказом Минфина России от 12 ноября 1996 г. N 97 с отнесением суммовых разниц на финансовые результаты деятельности организации. В то же время нормами налогового законодательства в расчете налогооблагаемой прибыли участвуют только положительные суммовые разницы. Отрицательные суммовые разницы не уменьшают налогооблагаемую прибыль. При составлении расчетов по налогу на прибыль на сумму отрицательных суммовых разниц должна быть увеличена прибыль для целей налогообложения. Аналогичен метод учета суммовых разниц и в расчете налога на добавленную стоимость; в) обеспечение подтверждения статей бухгалтерского баланса результатами годовой инвентаризации согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49. Основные требования к проведению этого мероприятия не изменились, если не считать обязательного оприходования неучтенных объектов основных средств, выявленных при инвентаризации по рыночной стоимости с отражением на увеличение финансовых результатов (п.34 Методических указаний). Обоснованность остатка резервов предстоящих расходов и платежей в балансе на 1 января 1999 г. (кредитовое сальдо) по счету 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей" подтверждается годовой инвентаризацией. При этом следует иметь в виду, что для целей налогообложения будет приниматься только остаток резерва по ремонту основных фондов, по ремонту особо сложных видов, выполняемому в течение ряда лет, что соответствует п.10 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552 (далее - Положение о составе затрат) с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 661. На остаток резерва отпусков на 1 января 1999 г., не списанного в конце отчетного года, следует увеличить налогооблагаемую прибыль исходя из Разъяснений Госналогслужбы России от 30 августа 1996 г. N ВГ-6-13/616, согласно которым на затраты для целей налогообложения принимается сумма фактических выплат очередных и дополнительных отпусков, а не сумма образованного резерва на отпуска. Для организаций, принимающих решение о нецелесообразности начислять резервы предстоящих расходов и платежей в 1999 г., необходимо остатки средств резервов, образовавшихся на 31 декабря 1998 г., зачислить на увеличение прибыли. При применении в бухгалтерском учете норм Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н) следовало с 1 января 1998 г. учет основных средств привести в соответствие с правилами и процедурами этого документа. Необходимо заметить, что некоторые положения Методических указаний не вполне соответствуют нормам Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н). В случаях расхождений в методологии учета основных средств между этими документами с 1 января 1999 г. следует применять методику, предусмотренную Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности как документом второго уровня и более высокой значимости. На некоторых из новых правил ведения бухгалтерского учета основных средств целесообразно остановиться. В Методических указаниях широко используется термин "рыночная стоимость" основных средств, по которой налогоплательщики обязаны отражать в бухгалтерском учете оприходование объектов основных средств и по операциям их движения (например, по операциям безвозмездного получения, дарения (п.25), оприходования неучтенных объектов основных средств, обнаруженных при инвентаризации (п.34), и др.). Необходимо обратить внимание налогоплательщиков на то, что неисполнение этого требования ведет к искажению (занижению) объектов налогообложения по налогу на имущество и налогу на прибыль согласно действующему налоговому законодательству. Методика определения рыночной стоимости известна. Впервые она была предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. N 967 для решения вопросов, связанных с переоценкой основных средств. Методические указания также устанавливают (дублируют методы) источники информации о формировании рыночной стоимости основных средств (п.25). Пунктом 102 Методических указаний предусмотрена норма, разрешающая при списании основных средств в условиях недоначисленной амортизации направлять сумму дооценки, приходящуюся на конкретный объект, на закрытие отрицательного результата по счету 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" (бухгалтерская запись по дебету счета 87 "Добавочный капитал", субсчет "Прирост стоимости имущества по переоценке", с кредитом счета 47 в пределах имеющейся суммы). При этом, п.96 предусмотрено также и условие оприходования деталей, узлов и агрегатов разобранного и демонтированного имущества, а также лома, утиля по цене возможной реализации (бухгалтерская проводка по дебету счетов 10, 12 и кредиту счета 47). Налогоплательщикам необходимо учитывать, что эта норма предусмотрена и в новом Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, но в более жестком варианте. Согласно п.54 названного Положения с 1 января 1999 г. материальные ценности, полученные от списания основных средств и малоценных предметов, приходуются по рыночной стоимости на дату списания с зачислением на финансовые результаты (бухгалтерская запись: Д-т счетов 10, 12 - К-т счета 80). Методические указания (п.28) предусматривают принятие к бухгалтерскому учету основных средств, не принадлежащих организации на правах собственности, а полученных, например, в хозяйственное ведение или оперативное управление от государственного или муниципального органа (с отражением бухгалтерской записи по дебету счета 01 и кредиту счета 87). Важным при составлении годового отчета за 1998 г. является четкое представление о способах начисления амортизации основных средств и перечне объектов, на которые не начисляется амортизация. Начиная с 1998 г. организации получили право начислять амортизацию основных средств для целей бухгалтерского учета с применением четырех новых способов (п.56 Методических указаний). В то же время для целей налогообложения будут приниматься амортизационные отчисления, рассчитанные по старой методике исходя из норм амортизации, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072, включая и ускоренную амортизацию в размере, не превышающем коэффициента 2, а по лизинговым операциям - коэффициента 3, в размере, установленном договором лизинга. Это соответствует п.9 Положения о составе затрат. Перечень объектов основных средств, на которые не начисляется амортизация, приводится в п.п.48 и 49 Методических указаний. При этом действие нормы, предусмотренной п.49 о неначислении амортизации по основным фондам, приобретенным за счет бюджетных ассигнований, начинается с оборотов за 1998 г. Согласно п.38 Методических указаний предприятиям, организациям разрешено самостоятельно 1 раз в год на 1 января отчетного года переоценивать основные средства путем индексации или прямого пересчета по документально обоснованным рыночным ценам. Таким правом организации могут воспользоваться, предусмотрев его в учетной политике на 1999 г. и уточнив стоимость всех объектов учета основных средств либо отдельных единиц в 1999 г. Этим же пунктом изменен порядок отражения результатов переоценки объектов основных средств - по всем видам, включая основные средства непроизводственного назначения, на счете 87 "Добавочный капитал". Новшества и изменения в бухгалтерском учете и отчетности, предусмотренные новым Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны быть предусмотрены в учетной политике на 1999 г. Новые нормы либо дополнения, уточнения к ранее действующим, а также расширение понятия отдельных бухгалтерско - экономических категорий содержат следующие пункты нового Положения по бухгалтерскому учету: 9, 14, 22, 28, 36, 44, 50, 51, 56, 70, 72, 77, 78, 86 и др. Поясним некоторые из них: пункт 14 - дает разъяснение по требованию обязательной подписи главного бухгалтера на финансовых и кредитных обязательствах, под которыми понимаются договоры по товарному и коммерческому кредиту, займа, финансовые вложения. Эта норма потребует уточнить систему документооборота организации и предусмотреть изменения в учетной политике организации; пункты 22, 86 - введено новое требование к использованию информации первичных документов и бухгалтерской отчетности, содержащих показатели, отнесенные к государственной тайне. Требования к лицам, имеющим доступ к такой информации, изложены в п.22; пункт 44 - метод амортизирования, постепенного списания разницы между номинальной стоимостью долговой ценной бумаги и фактическими затратами на ее приобретение по мере начисления доходов по ценной бумаге установлен по всем видам вложений, а не только по государственным ценным бумагам; пункт 50 - при определении лимита стоимости малоценных предметов и других ценностей, относящихся к средствам в обороте (критерии отнесения сохранены на уровне 1998 г.), организации предоставлено право самостоятельно установить меньший лимит. Это означает, что, исходя из конкретных задач, руководитель имеет право установить лимит стоимости малоценных предметов в размере, например, 20-кратного, 60-кратного и т.п. установленного законодательством РФ минимального размера месячной оплаты труда. При этом у налогоплательщика должен быть утвержден перечень объектов основных средств, которые независимо от стоимости относятся к основным средствам; пункты 51, 56 - предусмотрены отличные от ранее действующих способы списания стоимости малоценных предметов и нематериальных активов, а именно: посредством начисления амортизации - процентный способ (только для малоценных предметов) - исходя из фактической себестоимости малоценных предметов и ставки в 50 или 100% при передаче его в производство или эксплуатацию; линейный способ - исходя из фактической стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной в зависимости от срока его полезного использования; и способ списания пропорционально объему продукции (работ, услуг). При этом п.54 предусматривает списание на увеличение финансовых результатов по рыночной стоимости материальных ценностей, остающихся от списания непригодных предметов в обороте; пункты 52 и 56 - поименованы малоценные предметы и нематериальные активы, на которые не начисляется амортизация, по аналогии с основными средствами, а именно: полученные по договору дарения и безвозмездно, приобретенные с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (например, гранты); пункты 77, 78 - утверждена новая редакция оформления фактов списания дебиторской и кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности (три года или четыре месяца), других долгов, не реальных для взыскания. Процедура списания таких сумм ужесточена, а именно: по данным проведенной инвентаризации расчетов по каждому обязательству, при наличии письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации; пункт 70 - введено одно новшество - резерв сомнительных долгов в 1999 г. можно создавать поквартально, в остальном техника образования и использования резерва сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами (балансовый счет 82, субсчет 1 "Резервы по сомнительным долгам") не претерпела каких-либо изменений; пункт 86 - срок представления годовой бухгалтерской отчетности не изменен - в течение 90 дней по окончании года (годовых отчетов за 1998 г. - не позднее 31 марта 1999 г.). В то же время предусмотрена ограничительная норма более раннего срока представления годового отчета - не ранее 60 дней по окончании отчетного года. Исходя из этого конкретная дата представления годовой бухгалтерской отчетности, устанавливаемая учредителями, участниками, вышестоящей организацией, - не ранее 1 марта. В заключение следует заметить, что годовой бухгалтерский баланс за 1998 г. - основной финансовый документ, данные которого используются в том числе и налоговыми органами для исчисления всех налогов, предусмотренных Законом. Из этого следует, что по завершении мероприятий, связанных с составлением годовой отчетности за 1998 г., налогоплательщики обязаны перейти к не менее важному этапу: формированию показателей бухгалтерской отчетности для целей налогообложения путем корректирования показателей бухгалтерской отчетности, в том числе: валовой прибыли, себестоимости, выручки от реализации по методу оплаты, руководствуясь при этом Положением о составе затрат с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 661, а также Постановлениями Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. N 1133, от 22 ноября 1996 г. N 1387, от 11 марта 1997 г. N 273, от 27 мая 1998 г. N 509, от 5 сентября 1998 г. N 1048, от 11 сентября 1998 г. N 1099, а также законодательными актами, разъяснительными письмами и рекомендациями Госналогслужбы России и Минфина России по этому вопросу.
Подписано в печать В.С.Лубяная 10.01.1999 ГНИ по Московской области
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |