|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Система платежей в бюджет за воду ("Налоговые известия Московского региона", 1999, N 1)
"Налоговые известия Московского региона", N 1, 1999
СИСТЕМА ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ ЗА ВОДУ
В 1998 г. принят Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами". Плательщиками платы за пользование водными объектами (далее - плата) согласно ст.1 названного Закона признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством РФ. Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 383. В Москве этот вопрос регламентирует Положение о порядке предоставления в пользование поверхностных водных объектов, выдачи лицензии и заключения договоров водопользования, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 11 ноября 1997 г. N 796. Вышеназванный Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ установил минимальные и максимальные ставки платы, а минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам установлены Постановлением Правительства РФ от 22 июля 1998 г. N 818. Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. При этом при заборе воды (кроме забора для водоснабжения населения) и сбросе сточных вод сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в отношении пользования водными объектами в целях забора воды и сброса сточных вод. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения). Кроме того, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. В настоящее время в Москве рассматривается проект Закона о ставках и льготах по плате за пользование водными объектами, который планируется ввести в 1999 г. До введения такого закона эта плата на территории субъектов федерации не взимается. Исчисление и внесение в бюджет платы за пользование водными объектами определены Инструкцией Госналогслужбы России от 12 августа 1998 г. N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" (далее - Инструкция N 46).
Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях: - осуществления забора воды из водных объектов для ее использования в производственном, технологическом процессе и для собственных нужд, хозяйственно - питьевых и бытовых нужд; - удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде; - использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, изыскательских, строительных, ремонтных и иных работ; - осуществления сброса сточных вод, попадающих в водные объекты, от результата производственной и иной деятельности: дренажных, шахтных, карьерных вод (при концентрации вредных веществ в них выше, чем в водоприемнике); хозяйственно - бытовых стоков; сточных вод после использования забранной воды в технологическом процессе и для собственных нужд, для полива орошаемых земель) (п.5 Инструкции N 46). Не является объектом платы пользование водными объектами в целях: - забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; - забора воды сельскохозяйственными организациями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лиманного орошения и обводнения пастбищ), централизованного водоснабжения животноводческих ферм животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Настоящее положение действует до 1 января 2003 г.; - забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов; - размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; - проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, осуществляемого Министерством природных ресурсов РФ совместно со специально уполномоченными государственными органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в соответствии с Положением о ведении государственного мониторинга водных объектов, государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково - съемочных работ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 307; - осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства; - осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов; - забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков; - проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений; - использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения (плотины, шлюзы и т.п.); - строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно - болотные угодья); - сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике (п.6 Инструкции N 46). Платежной базой являются: а) объем воды, забранной из водного объекта; б) объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды, в том числе: - для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанции, - количество вырабатываемой электроэнергии; - для плательщиков, осуществляющих сплав леса, - объем сплавляемой без применения судовой тяги (в плотах и кошелях) древесины; в) площадь акватории используемых водных объектов; г) объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты (п.7 Инструкции N 46). Сумма платы за пользование водными объектами включается в себестоимость продукции (работ, услуг). Отчетным периодом, за который взимается плата за пользование водными объектами, является: для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, - каждый календарный квартал, для остальных плательщиков - каждый календарный месяц. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного периода производится не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода. В те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган: по месту регистрации - налоговую декларацию по форме, приведенной в Приложении 2 к Инструкции N 46, а по месту пользования водными объектами - копию налоговой декларации. Учет поступлений платы за пользование водными объектами по каждому водопользователю - плательщику ведется налоговыми органами отдельно на карточках лицевых счетов по уровням бюджетов. Карточки лицевых счетов ведутся налоговыми органами по месту регистрации плательщика и месту пользования водными объектами. При этом по месту регистрации плательщика в лицевом счете отражаются суммы платы в федеральный бюджет, а по месту пользования - суммы платы в бюджет субъекта Российской Федерации и местным бюджетам. Сроки представления налоговых деклараций, а соответственно и сроки внесения платы, приходящиеся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносятся на первый рабочий день после выходного или праздничного дня. Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем соотношении: в федеральный бюджет - 40%; в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся водные объекты, - 60%. При пользовании водными объектами, расположенными на территории двух или более субъектов Российской Федерации, часть суммы платы, направляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, вносится в бюджет субъекта Российской Федерации по месту государственной регистрации плательщика, в последующем распределяется между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется водопользование (на территории которых находятся такие водные объекты). При этом доля поступлений сумм платы в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации определяется бассейновыми соглашениями между субъектами Российской Федерации или соглашением между законодательными (исполнительными) органами власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Приказом Минфина России от 1 ноября 1998 г. N 49н при определении органом законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации конкретных ставок платы за пользование водными объектами Письмо Минфина РСФСР от 27 мая 1991 г. N 16/111 "Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду" на территории этого субъекта Российской Федерации не применяется. До принятия законов субъектов федерации о ставках платы за пользование водными объектами на территории субъекта взимается плата за воду, плательщиками которой являются промышленные предприятия, включая предприятия теплоэнергетики, в порядке, предусмотренном вышеуказанным Письмом Минфина России от 27 мая 1991 г. N 16/111. Тарифы на воду установлены за 1 кубический метр забранной воды. За сверхлимитный забор воды плата взимается в пятикратном размере. В настоящее время в Москве действуют тарифы, установленные Законом г. Москвы от 25 декабря 1996 г. N 33 "О бюджете г. Москвы на 1997 год", в следующих размерах: для поверхностных источников - 0,196 коп., для подземных источников - 0,324 коп. за 1 кубический метр. Затраты промышленных предприятий на плату за воду относятся на себестоимость продукции. Взносы в местный бюджет платы за воду производятся ежемесячно по фактическому забору воды не позднее 20-го числа следующего за отчетным месяца. Плата за пользование водными объектами в целях осуществления забора (добычи) воды из подземных источников осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах. При добыче подземных вод уплачиваются: - платежи за право на пользование недрами; - отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы. Общими моментами для указанных платежей являются следующие. Плательщиками отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы и платежей за пользование недрами при добыче подземной воды являются пользователи недр независимо от форм собственности (в том числе общественные организации и товарищества). В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (в редакции от 3 марта 1995 г.) деятельность по добыче полезных ископаемых, в том числе подземных вод, подлежит лицензированию. В лицензии, которая предоставляется соответствующим территориальным подразделением федерального органа управления государственным фондом недр (в Москве - Центральным региональным геологическим центром), устанавливаются форма внесения платы, размеры и условия платежей за право на пользование недрами. Освобождаются от платы за право на пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд. Использование подземных вод для своих нужд является для организаций их расходом на нужды социально - культурного и хозяйственно - бытового характера и не связано с основными видами деятельности. Использование подземных вод на производственные, технологические цели не относится к понятию "для своих нужд" и соответственно не освобождается от налогообложения. При этом решение об освобождении от платежей принимается органами, предоставляющими лицензии на право за пользование недрами. Основанием для освобождения пользователей недр от уплаты отчислений является свидетельство на право собственности, владения земельным участком, выданное в порядке, установленном Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", или договор аренды земельного участка, заключенный между пользователем недр и собственником земельного участка. Рассмотрим подробнее порядок исчисления и уплаты каждого из этих платежей.
1. Платежи за право на пользование недрами
Предельные уровни регулярных платежей за право на добычу подземных вод устанавливаются Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1992 г. N 828, и составляют от 2 до 8% от стоимости добытой воды. Взимание платежей за право на пользование недрами при добыче подземных вод производится в порядке, предусмотренном Инструкцией Минфина России от 4 февраля 1993 г. N 8, Госналогслужбы России от 30 января 1993 г. N 17 и Госгортехнадзора России от 4 февраля 1993 г. N 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами", по ставкам, устанавливаемым в лицензиях на право пользования недрами. При отсутствии лицензии предприятия и организации за самовольное пользование недрами несут ответственность, предусмотренную ст.49 Федерального закона от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах". Кроме того, в соответствии с совместным Письмом Госналогслужбы России от 7 октября 1998 г. N ВП-6-04/703 и Министерства природных ресурсов России от 25 сентября 1998 г. N ВБ-61/3852 "О порядке возмещения убытков при безлицензионном пользовании недрами" во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1214-р при определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, контролирующими органами применяются максимальные уровни платежей за пользование недрами, определенных вышеназванным Положением о порядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1992 г. N 828. При этом размер убытков определяется за весь период безлицензионного пользования. Платежи за право на пользование недрами вносятся в следующие сроки: а) предприятия со среднемесячными платежами от 100 до 300 руб. вносят платежи ежемесячно исходя из фактических объемов добычи (работ, услуг) за истекший календарный месяц и ставок платежей в срок не позднее 20-го числа следующего месяца; б) предприятия со среднемесячными платежами более 300 руб. уплачивают 13-го, 23-го числа текущего месяца и 3-го числа следующего месяца авансовые платежи в размере одной трети суммы налога по последнему месячному расчету; в) предприятия со среднемесячными платежами менее 100 руб. вносят платежи ежеквартально исходя из фактических объемов добычи (работ, услуг) за истекший квартал в срок не позднее 20-го числа, следующего за отчетным кварталом; г) предприятия со среднемесячными суммами налога менее 10 руб. с разрешения руководителей местных налоговых органов могут вносить платеж один раз в год не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным годом. Плательщики налога в сроки, установленные для уплаты налогов за отчетный период, представляют налоговым органам по месту пользования недрами, а в копии - по месту своего нахождения расчет платы за право на пользование недрами. Платежи за добычу подземных вод распределяются в соответствии с водным законодательством Российской Федерации, которым предусмотрено направление в федеральный бюджет 40%, а в бюджет субъекта Российской Федерации - 60% платы за пользование водными объектами (ст.124 Водного кодекса Российской Федерации). Лицевой счет плательщика ведется налоговым органом по месту его регистрации. На этот же счет зачисляются средства в федеральный бюджет.
2. Отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы
Отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы производятся в порядке, предусмотренном Инструкцией Госналогслужбы России от 31 декабря 1996 г. N 44 "О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы", по ставке в размере 5% от стоимости первого товарного продукта, установленной Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы". При определении отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы объектом налогообложения является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых подземных вод, рассчитываемая исходя из объема добытой и реализованной воды, в том числе прошедшей первичную обработку, и цены ее реализации. Технологией добычи полезных ископаемых, в том числе подземных вод, предусмотрено обеспечение достижения требуемого качества минерального сырья, т.е. приведения добываемых полезных ископаемых в соответствие со стандартами, техническими условиями на продукцию предприятия. Поэтому первым товарным продуктом является вода, прошедшая такую первичную обработку (обезжелезивание, хлорирование, фторирование и другие операции по доведению воды до норм ГОСТа, а для вод, используемых на технологические нужды, - соответствие требованиям технических условий), либо добытая вода без первичной обработки, соответствующая по качеству требованиям технологии добычи. Необходимые операции по доведению воды до требований ГОСТа устанавливаются при государственной экспертизе запасов, однако в налогооблагаемую базу включаются издержки по фактически выполняемым операциям. Таким образом, в стоимость первого товарного продукта включаются издержки по добыче воды, затраты по первичной обработке и транспортировке до накопительных емкостей (резервуаров) перед подачей в сеть для потребителей. Для предприятий и организаций, самостоятельно осуществляющих переработку первого товарного продукта с последующей реализацией продуктов его передела, при передаче первого товарного продукта на промышленную переработку на давальческой основе, реализации его в порядке натурального обмена на другие виды продукции, а также реализации первого товарного продукта по цене ниже себестоимости, стоимость первого товарного продукта определяется исходя из рыночных цен на аналогичную по качеству продукцию, сложившихся в отчетном периоде в данном регионе. Если в данном регионе отсутствует реализация аналогичной по качеству продукции, то стоимость первого товарного продукта определяется исходя из себестоимости первого товарного продукта с учетом рентабельности предприятия. Отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы в соответствии с п.п.2 и 6 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, у слуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552, с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 661, включаются в себестоимость продукции. Отчисления в фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы перечисляются налогоплательщиками в следующие сроки: - предприятия и организации со среднемесячной суммой отчислений не менее 10 тыс. руб. вносят отчисления ежемесячно исходя из фактических объемов реализации продукции за истекший месяц в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным; - предприятия и организации со среднемесячной суммой отчислений более 100 тыс. руб. уплачивают в сроки 15-го, 25-го числа отчетного месяца и 5-го числа месяца, следующего за отчетным, авансовые взносы по отчислениям в размере одной трети суммы платежа, начисленного за месяц, предшествующий отчетному; - предприятия и организации со среднемесячной суммой отчислений менее 10 тыс. руб., а также малые предприятия независимо от размера платежа вносят отчисления ежеквартально исходя из фактических объемов реализации продукции за истекший квартал в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В сроки, установленные для уплаты платежей за истекший период (кроме авансовых взносов по отчислениям), плательщики представляют налоговым органам по месту регистрации и по месту пользования недрами расчет отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы. Территориальные налоговые органы доводят до каждого предприятия - плательщика распределение отчислений по фондам воспроизводства минерально - сырьевой базы различных уровней, которые разрабатываются Министерством природных ресурсов РФ с участием Минэкономики РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При этом часть отчислений из направляемых в фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы субъектов РФ по представлению территориальных подразделений Министерства природных ресурсов РФ может передаваться добывающим организациям для самостоятельного финансирования геолого - разведочных работ.
Подписано в печать Н.Б.Прояева 10.01.1999 Н.А.Кускова
ГНИ по г. Москве
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |