|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налогообложение иностранных юридических лиц ("Налоговые известия Московского региона", 1999, N 1)
"Налоговые известия Московского региона", N 1, 1999
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В настоящей статье речь пойдет об активной форме деятельности иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации и возникающих в связи с этим налоговыми обязательствами. С одной стороны, порядок налогообложения иностранных компаний все более приближается к порядку налогообложения российских юридических лиц. С другой стороны, налоговое законодательство выделяет рассматриваемую категорию налогоплательщиков по многим позициям, определяет особенности режима налогообложения, предусматривает по многим позициям более льготный порядок налогообложения с целью предоставления иностранным инвесторам режима максимального благоприятствования, защиты их прав и гарантий, предусмотренных Законом. Несмотря на трудности развития экономики, Россия продолжает привлекать внимание иностранных инвесторов всех стран мира. Этому способствует и развитие российского законодательства. Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (далее - Закон об иностранных инвестициях) определил правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации. Основная его цель - привлечение и эффективное использование иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, управленческого опыта. Этим Законом иностранным предприятиям разрешено не только создавать предприятия с долевым или 100%-ным участием своего капитала (российские юридические лица), но и непосредственно работать на территории Российской Федерации, открывая свои филиалы. В СССР иностранные фирмы и компании могли создавать только представительства, функции и возможности которых были ограничены. С развитием рыночной экономики изменились и условия осуществления деятельности иностранных предприятий. Наряду с исполнением представительских функций иностранные предприятия самостоятельно ведут предпринимательскую деятельность, выполняют строительно - монтажные, ремонтные и реставрационные работы, проводят консультации, реализуют товары и услуги. Любая такая активная деятельность считается деятельностью, осуществляемой через отделение. Понятие "отделение " - общее, оно подразумевает по отношению к каждому иностранному предприятию или представительство, или бюро, или контору, или стройплощадку и т.д.
Организационно - правовые основы деятельности иностранных юридических лиц
Порядок создания представительств и филиалов определяется законодательством.
В соответствии с гражданским законодательством России представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Из данных определений следует, что ни представительство, ни филиал не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности. Одним из основных документов, регулирующих деятельность представительств иностранных юридических лиц, является Постановление Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. N 1074 "Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций", в котором устанавливается, что представительства иностранных фирм могут открываться лишь с особого разрешения, выдаваемого в зависимости от характера их деятельности МВЭС России, Центральным Банком России, другими министерствами и ведомствами. Регистрация представительств иностранных юридических лиц в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1994 г. N 655 "О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации" возложена на Государственную регистрационную палату при Минэкономики России. В октябре 1997 г. издан Приказ Центрального банка России N 02-437 "О порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций", содержащий подробный перечень документов, порядок осуществления деятельности, сдачи отчетности, а также продления действия разрешения на деятельность представительства. Аккредитация иностранных представительств имеет ряд положительных моментов для их работы. Аккредитация иностранной фирмы на территории Российской Федерации является одной из форм легализации ее деятельности на российском рынке. Представительство имеет право открыть текущий рублевый счет в уполномоченном банке Российской Федерации и вести нормальную хозяйственную деятельность. Счета типа "Т" могут быть открыты только тем нерезидентам, которые имеют на территории Российской Федерации представительства и филиалы. Открытие текущего рублевого счета решает многие проблемы, связанные с арендой помещения для офиса, содержанием представительства и иными расходами. На время аккредитации иностранные юридические лица при ввозе на территорию Российской Федерации транспортного средства освобождаются от уплаты налога на приобретение транспортных средств. Но в настоящий момент большое внимание законодательство уделяет не положению иностранной фирмы на мировом рынке, а определению иностранного юридического лица как объекта налогообложения.
Иностранное юридическое лицо как объект налогообложения
В развитие положений Закона об иностранных инвестициях, установивших обязанность как для предприятий с иностранными инвестициями, так и для самих иностранных инвесторов уплачивать налоги, установленные действующим законодательством, налоговое законодательство рассматривает иностранные юридические лица как отдельную категорию налогоплательщиков. Особо следует отметить, что налоговое законодательство устанавливает права, обязанности и ответственность за правильное исчисление и уплату налогов иностранного юридического лица, а не его отделения. Представительство, филиал, агентство, бюро представляют собой только организационную форму деятельности иностранного предприятия на территории Российской Федерации. В настоящее время только в Москве зарегистрировано более 12,5 тысяч представительств и филиалов иностранных юридических лиц из более 130 государств мира. Ежегодно на налоговый учет встают около 2 тысяч иностранных предприятий. Наибольшее количество своих представительств в Российской Федерации имеют иностранные юридические лица США - более 2000, Кипр - более 1000, Германия и Великобритания - около 1000 каждая, а также Австрия, Ирландия, Турция, Италия, Франция, Нидерланды. Основными видами деятельности, осуществляемыми иностранными фирмами на территории Российской Федерации, кроме представительских функций, является строительная деятельность, оказание юридических и консультационных услуг. Активно ведутся операции на рынке ценных бумаг, однако этот вид деятельности осуществляется преимущественно через брокеров и агентов с независимым статусом в рамках их обычной деятельности, что, как правило, не приводит к обложению налогом на прибыль в силу отсутствия статуса "постоянного представительства" (особенности будут рассмотрены ниже).
Налоговый учет иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации
В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах налоговой системы) налогоплательщиками являются предприятия, на которые на основании законодательных актов возложена обязанность уплачивать налоги в связи с выполняемой деятельностью. Таким образом, иностранные юридические лица, осуществляющие самостоятельно свою деятельность, являются и самостоятельными налогоплательщиками. В отличие от российских юридических лиц иностранные фирмы и компании являются налогоплательщиками по российскому законодательству только в части деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Согласно вышеназванному Закону, Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятии и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль), а также Инструкции Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (далее - Инструкция N 34) иностранные юридические лица, как аккредитованные, так и не аккредитованные, начинающие вновь или осуществлявшие свою деятельность в Российской Федерации ранее, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности через представительство, отделение и любое другое подразделение. Таким образом, если бюро, контора, стройплощадка иностранного юридического лица не прошли аккредитацию, обязанность встать на учет в налоговом органе и получить ИНН сохраняется. Учет иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через отделения, производится путем включения их в Государственный реестр налогоплательщиков, ведение которого осуществляется налоговыми органами. При постановке на учет в налоговом органе отделению иностранного юридического лица присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который указывается во всех документах, представляемых в налоговые органы. Процедура постановки на налоговый учет иностранных юридических лиц осуществляется на основании Положения Госналогслужбы России от 20 сентября 1996 г. N ВА-4-06/57н "Об особенностях учета в налоговых органах организаций, образованных в соответствии с законодательством иностранных государств, и международных объединений". Необходимо отметить более упрощенный порядок постановки на налоговый учет иностранного предприятия по сравнению с процедурой постановки на налоговый учет российских юридических лиц. Существуют различные формы постановки на налоговый учет с соответствующими обязательствами иностранного предприятия. 1. Иностранное юридическое лицо при намерении осуществлять деятельность через представительство представляет в налоговый орган следующие документы (некоторые позиции перечня документов даны в сокращенном варианте): - заявление о постановке на учет и присвоении идентификационного номера налогоплательщика; - карту постановки на учет в налоговом органе, заполняемую самостоятельно представителем или доверенным лицом от имени иностранной компании; - легализованные выписку из торгового реестра или сертификат об иностранной корпорации с нотариально заверенным переводом на русский язык. Официальные документы, исходящие из стран - участниц Гаагской конвенции 1961 г., отменившей требование дипломатической и консульской легализации, должны иметь апостиль. Ряд стран (Армения, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Венгрия, Кипр, Латвия, Македония, Словения, Югославия, Хорватия) в соответствии со ст.3 Гаагской конвенции могут представлять документы без дипломатической или консульской легализации, а также без проставления апостиля; - решение уполномоченного органа иностранного юридического лица о создании отделения в Российской Федерации. В ряде случаев вместо решения уполномоченного органа о создании представительства представляется копия контрактов и договоров на проведение, например, строительно - монтажных работ с нотариально заверенным переводом на русский язык; - доверенность, выданная иностранным юридическим лицом главе (управляющему) отделения или его заместителю, либо любому другому лицу, уполномочивающая его выполнять действия от имени иностранного юридического лица, с нотариально заверенным переводом на русский язык. 2. Для иностранных юридических лиц, не имеющих намерения осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через представительство или любое другое отделение, но открывающих счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации (например, валютные счета, счета типа "И", ссудные, депозитные и др.), предусмотрена особая форма постановки на налоговый учет. Она осуществляется на основании уведомления, направляемого иностранным юридическим лицом либо уполномоченным им по доверенности банком в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете соответствующий уполномоченный банк. Постановка на учет осуществляется без присвоения ИНН. Такие иностранные лица не несут обязательств российского налогоплательщика по исчислению и уплате налогов в связи с тем, что активная деятельность через представительство такими компаниями не осуществляется. При возникновении пассивных доходов на территории Российской Федерации (процентного дохода по счетам, доходов от купли - продажи акций и др.) они подлежат налогообложению российским источником выплаты дохода. Однако нельзя не учитывать тот факт, что если операции по вышеуказанным счетам фактически будут связаны с получением доходов от активной деятельности в Российской Федерации, приводящей к образованию постоянного представительства, то лицо, которому был открыт соответствующий счет, должно направить в налоговую инспекцию дополнительные документы для постановки на учет с присвоением ИНН. 3. Налоговое законодательство России также предусматривает для иностранных юридических лиц особый порядок постановки на налоговый учет в целях уплаты налога на имущество и налога на добавленную стоимость. Немаловажным является установление для иностранных юридических лиц минимального срока, в течение которого иностранное предприятие может активно функционировать на территории Российской Федерации без постановки на налоговый учет. Этот срок составляет 1 месяц. Такая деятельность, как правило, имеет место при краткосрочных ремонтных работах, работах, связанных с монтажом оборудования, техническим надзором за монтажом либо осуществлением обучения специалистов особенностям монтажа каких-либо систем и т.п. Доходы от проведения таких работ подлежат налогообложению источником выплаты дохода.
Ведение бухгалтерского учета
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) сфера действия настоящего Закона распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. На основании Закона N 129-ФЗ разработано Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н), которое вступает в силу с 1 января 1999 г. В соответствии с этим Положением филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Это же Положение не исключает возможности ведения представительствами и отделениями иностранных юридических лиц бухгалтерского учета по российским нормам и стандартам. Кроме того, существуют формы учета, которые будут применяться и в 1999 г. Это формы налогового учета, установленные Инструкцией N 34 и формы учета имущества в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 15 сентября 1995 г. N 38 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации". Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через отделения, не являющиеся постоянными представительствами, могут вести налоговый учет по упрощенным формам (N 1-воп "Ведомость учета финансирования отделения" и N 2-воп "Ведомость учета расходов отделения"). В случае когда налоговый статус отделения иностранного юридического лица не может быть определен заранее, но иностранное юридическое лицо предполагает, что его деятельность в Российской Федерации не будет образовывать постоянного представительства, оно может обратиться в соответствующий налоговый орган для согласования ведения налогового учета по упрощенной форме.
Особенности режима налогообложения иностранных юридических лиц. Налоговые льготы
Основополагающим документом налогового законодательства Российской Федерации является Закон об основах налоговой системы, согласно которому все вопросы, связанные с применением налогов и предоставлением налоговых льгот, должны регулироваться исключительно налоговыми законами. Законодательством Российской Федерации установлены определенные на федеральном уровне налоги и льготы, в том числе для иностранных инвесторов, и определена единственная возможность изменения или установления федеральных налогов и льгот - применение новых законов Российской Федерации. В целом иностранные инвесторы действуют в настоящее время в налоговых условиях, аналогичных условиям для российских субъектов предпринимательской деятельности. Они имеют право на те же льготы, что установлены действующим законодательством для российских предприятий и граждан. Помимо общих льгот, имеется ряд стимулов налогового характера, призванных поощрить активность иностранных юридических лиц в Российской Федерации. Вступающий в действие с 1 января 1999 г. Налоговый кодекс (часть первая) закрепляет и конкретизирует те льготы, которые были предоставлены иностранным юридическим лицам, не ухудшая при этом режим их деятельности в России. Рассмотрим особенности обложения отдельными видами налогов иностранных юридических лиц, являющихся налогоплательщиками по законодательству Российской Федерации.
Налог на прибыль
Режим налогообложения регламентируется Законом о налоге на прибыль и Инструкцией N 34. Суть этого режима сводится к следующим положениям. 1. В отличие от российских лиц, облагаемых по "мировому доходу", иностранные юридические лица облагаются только в части доходов, полученных от самостоятельной деятельности в России (активные доходы) либо от источников в России (пассивные доходы). 2. Основным положением, определяющим специфику режима налогообложения иностранных фирм и компаний, является то, что налогообложению подлежит прибыль постоянного представительства. Понятие представительства в организационно - правовом смысле слова не совпадает с понятием постоянного представительства. Термин "постоянное представительство" определяет налоговый статус иностранной компании в Российской Федерации. В соответствии с п.1.4 Инструкции N 34 для целей налогообложения под постоянным представительством иностранного юридического лица в Российской Федерации понимаются филиал, отделение, бюро, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, связанное с разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, оказанием услуг и осуществлением иных видов деятельности по извлечению дохода на территории Российской Федерации или за границей. Статус "постоянное представительство" по сущности и характеру соответствует определению предпринимательской деятельности, данному в Гражданском кодексе Российской Федерации. Кроме того, статус постоянного представительства образуется при следующих особых видах деятельности: - если иностранное юридическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через российскую организацию или физическое лицо, которые на основании договорных отношений с иностранным юридическим лицом а) представляют его интересы в Российской Федерации, б) действуют от его имени и в) имеют полномочия на заключение контрактов от имени данного иностранного юридического лица или имеющие полномочия обговаривать существенные условия контрактов; - если это деятельность иностранного юридического лица в части, касающейся представления на территории Российской Федерации интересов третьих юридических лиц (дочерних, материнской компаний, а также других компаний, не связанных родственными отношениями с иностранным юридическим лицом, имеющим представительство). Именно для такого рода деятельности российское налоговое законодательство предусматривает применение условного метода расчета налога на прибыль. Налогообложению подвергаются условно чистый доход, определяемый на основании мирового дохода иностранной компании, или расходы, понесенные в связи с названной деятельностью. 3. Налоговый статус иностранной компании определяется налоговым органом на основании ежегодно представляемой годовой налоговой декларации о доходах и отчета о деятельности на территории Российской Федерации. 4. Налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью в Российской Федерации. Для целей налогообложения не учитывается прибыль иностранного юридического лица, полученная по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица. 5. В отличие от российских предприятий годовая отчетность иностранными компаниями и фирмами представляется в особо предусмотренные сроки - не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. 6. На основании налоговой декларации рассчитывается налог на прибыль. Примечательно, что налог рассчитывается не налогоплательщиком, а налоговым органом. 7. Уплата налога производится в течение месяца после выписки платежного извещения, выставляемого налоговым органом. Таким образом, иностранные юридические лица уплачивают налог на прибыль только в следующем за отчетным году (май - июнь) и имеют так называемую отсрочку по уплате налога на прибыль в отличие от российских предприятий, рассчитывающих и уплачивающих налог на прибыль авансовыми платежами в течение всего отчетного года. 8. Налоговое законодательство Российской Федерации устанавливает и распространяет на иностранные юридические лица следующие льготы: а) не подлежит налогообложению прибыль иностранных юридических лиц, полученная за выполненные строительно - монтажные работы и оказанные консультационные услуги на весь период осуществления целевых социально - экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами исполнительной власти. В связи с осуществлением вышеизложенной деятельности предусмотрено также освобождение этих лиц от уплаты налогов на добавленную стоимость, на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы. б) при исчислении налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах уменьшается на: - сумму прибыли, направленную в Российской Федерации на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели; - сумму в размере 30% от капитальных вложений на проведение в Российской Федерации природоохранных мероприятий; - сумму взносов в Российской Федерации на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия и подобные цели, но не более 3% облагаемой налогом прибыли, а в чернобыльские благотворительные организации, в том числе и международные, и их фонды - не более 5% облагаемой налогом прибыли; в) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления устанавливается порядок предоставления дополнительных (кроме федеральных) льгот по налогу на прибыль в пределах сумм налога, направляемого в их бюджеты. Так, Законом г. Москвы от 18 февраля 1997 г. N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" с 1 июля 1997 г. для предприятий и организаций, расположенных на территории г. Москвы, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет, установлены дополнительные льготы.
Избежание двойного налогообложения доходов и имущества иностранных юридических лиц
Во многом льготный режим налогообложения иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации обеспечивают международные соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Российская Федерация в своем законодательстве предусматривает специальные положения относительно того, что в случае наличия международного соглашения его положения будут в любом случае превалировать над нормами национального налогового законодательства. Это нашло отражение в Законе об основах налоговой системы, а также в основных налоговых законах (о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц, о налоге на имущество). В настоящее время на территории Российской Федерации действуют соглашения с 39 государствами. С 1 января 1999 г. вступят в силу шесть новых соглашений. Действие соглашений в части установления режима обложения иностранных юридических лиц налогом на прибыль начинается с определения налогового статуса иностранного предприятия. Как правило, соглашения более широко рассматривают те виды деятельности, которые не приводят к образованию постоянного представительства. Наиболее яркий пример - строительные и строительно - монтажные работы (в ряде соглашений - строительные площадки). Для них устанавливаются сроки, которые ограничивают определение налогового статуса. Так, не образуют постоянного представительства строительная площадка или монтажный объект в случае, если срок их продолжительности не более 6 месяцев - Вьетнам и Индия (новое соглашение, вступающее в силу с 1 января 1999 г., увеличивает этот срок до 12 месяцев), не более 12 месяцев - Испания, Канада, Кипр, Молдова, Нидерланды и некоторые другие государства, не более 24 месяцев - Франция, Австрия, Бельгия, не более 36 месяцев - Италия и Финляндия (при вступлении в силу новых соглашений с этими странами срок будет уменьшен до 12 месяцев).
Налогообложение доходов иностранных юридических лиц, не связанных с их деятельностью через постоянное представительство
1. Налоговое законодательство Российской Федерации в отношении иностранных юридических лиц предусматривает налогообложение пассивных доходов, полученных из источников в Российской Федерации предприятием, выплачивающим эти доходы. Но законодательством установлено также, что если доходы, получаемые иностранным юридическим лицом от источников в Российской Федерации, имеют регулярный и однотипный характер и эти доходы в соответствии с международными соглашениями не подлежат налогообложению в Российской Федерации, то иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение таких доходов, может подать заявление в местный налоговый орган о предварительном освобождении от налогообложения у источника выплаты доходов. Такими доходами могут быть в основном только так называемые пассивные доходы, т.е. доходы, вид которых, источник выплаты, а зачастую и приблизительная сумма заранее известны, и их получение не связано с активной коммерческой деятельностью нерезидента в России. К таким доходам относятся, например, периодически выплачиваемые проценты по кредитным соглашениям и депозитным вкладам, корреспондентским или текущим счетам, дивиденды по акциям, платежи за использование авторских прав или по лизинговым контрактам. 2. В случае когда иностранное юридическое лицо получает пассивные доходы, выплаты по которым не носят регулярного и однотипного характера, либо когда иностранное предприятие не оформило вовремя заявление на предварительное освобождение от налогообложения доходов, российский источник выплаты удерживает налог по соответствующим ставкам: 6% - по суммам доходов от фрахта, 15% - по дивидендам и процентам, 20% - по другим доходам. Но если этот вид дохода в соответствии с Соглашением об избежании двойного налогообложения обложению не подлежит, иностранное предприятие имеет право подать в российский налоговый орган заявление о возврате налога. 3. Если иностранное юридическое лицо, осуществляющее активную деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство и являющееся самостоятельным налогоплательщиком, наряду с активными видами доходов получает пассивные доходы (например, процентный доход по счетам, открытым в целях функционирования представительства), и налог с последних удержал источник выплаты, при расчете налога на прибыль это иностранное юридическое лицо имеет право на зачет налога, удержанного источником выплаты дохода.
Налог на добавленную стоимость
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации. Иностранные организации, состоящие на учете в налоговом органе, при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации исчисляют и уплачивают налог в общем для всех категорий плательщиков порядке, установленном Законом РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон о НДС) и Инструкцией Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость". Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от реализации на территории РФ как ввезенных товаров, так и произведенных (приобретенных) на этой территории товаров (работ, услуг), и суммами налога, уплаченными таможенным органам при ввозе товаров, а также по материальным ресурсам (работам, услугам) производственного назначения, приобретенным на территории России. В случае реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговом органе, налог на добавленную стоимость уплачивается в полном размере организациями - источниками выплаты доходов за счет средств, перечисляемых иностранным организациям или другим лицам, указанным этими иностранными организациями. При этом в облагаемый оборот включается полная сумма выручки, полученная от российских организаций - покупателей. После уплаты налога предприятиями - источниками выплаты доходов иностранные организации имеют право на возмещение сумм НДС, фактически уплаченных в бюджет при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, а также по материальным ресурсам производственного назначения, приобретенным на территории Российской Федерации, при условии постановки на учет в качестве налогоплательщика. Иностранные юридические лица имеют определенные льготы по налогу на добавленную стоимость. 1. В случае аккредитации представительства имеется возможность не уплачивать налог на добавленную стоимость. Согласно пп."ш" п.1 ст.5 Закона о НДС освобождается от налога на добавленную стоимость сдача в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации, в случае если их национальным законодательством установлена аналогичная льгота в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации либо если эта льгота предусмотрена в международных договорах. Перечень зарубежных государств, в отношении граждан и юридических лиц которых применяется данная льгота, определяется МИД РФ и Госналогслужбой России (Письмо Госналогслужбы России от 13 июля 1994 г. N ЮУ-6-06/80н, а также последующие дополнения к списку стран). При применении данной льготы необходимо установить, является ли данное юридическое лицо резидентом той страны, в отношении которой применяется льгота, а также подтвердить факт аккредитации. При этом нельзя путать понятие "аккредитация представительства" в юридическом смысле слова с понятием "представительство", которое имеет только организационное значение, и тем более с понятием "постоянное представительство". 2. Законодательство по налогу на добавленную стоимость по отдельным категориям работ и услуг определяет место их реализации по месту экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель этих услуг находится в одном государстве, продавец - в другом. К таким работам и услугам относятся юридические, консультационные, бухгалтерские, рекламные, инжиниринговые и др. То есть если иностранное юридическое лицо, не являющееся плательщиком Российской Федерации (не имеющее зарегистрированного в Российской Федерации представительства), покупает подобные услуги у российской организации, то в Российской Федерации эти услуги налогом на добавленную стоимость облагаться не будут. 3. Статья 5 Закона о НДС содержит категории товаров, работ и услуг, обороты по реализации которых освобождаются от налога на добавленную стоимость. Весь этот перечень распространяется и на иностранные юридические лица. Особо следует отметить следующие льготы: - освобождаются от налога на добавленную стоимость экспортируемые за пределы государств - участников СНГ товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые за пределы государств - участников СНГ работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации. В связи с заключением Российской Федерацией межправительственных соглашений о воздушном сообщении с государствами - участниками СНГ от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушными судами не только за пределы территорий государств - участников СНГ, но и между Российской Федерацией и государствами - участниками СНГ; - освобождаются от налога на добавленную стоимость товары и услуги, предназначенные для официального пользования дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно - технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними. Сумма налога, уплаченного вышеназванной категорией организаций и граждан, по товарам и услугам, приобретенным в розничной торговой сети, подлежит возмещению из бюджета.
Налог на имущество
Исчисление и уплата налога на имущество для иностранных юридических лиц имеют некоторые особенности. 1. Иностранные юридические лица, не ведущие на территории Российской Федерации деятельность через представительство, отделение, но имеющие на территории Российской Федерации имущество на правах собственности, являются плательщиками налога на имущество. Для таких предприятий предусмотрен упрощенный порядок постановки на налоговый учет - путем подачи уведомления об имуществе на территории Российской Федерации. Дополнительных документов при постановке на учет не требуется. Такие предприятия представляют расчет налога и производят его уплату один раз в год. 2. Учет имущества осуществляется в валюте приобретения с последующим пересчетом остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого квартала по курсу, действующему на последнюю дату каждого квартала, с целью определения среднегодовой стоимости имущества. Переоценка имущества в целях исчисления налога на имущество для иностранных юридических лиц российским законодательством не установлена. 3. Начисление амортизации в целях расчета налога на имущество может производиться как в соответствии с российскими нормами, так и в соответствии с нормами законодательства иностранного государства, если они не превышают установленных российским законодательством предельных размеров. 4. В силу действия межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения не подлежит налогообложению в Российской Федерации движимое имущество компаний, зарегистрированных по законодательству Кипра. Не подлежит налогообложению движимое имущество, не являющееся частью постоянного представительства иностранного предприятия на территории Российской Федерации, а также имущество, не связанное с постоянной базой, находящейся у иностранного предприятия в Российской Федерации. В связи с отсутствием в соглашениях, действующих в 1998 г., статьи, регулирующей налогообложение имущества, вышеизложенное правило не распространяется на иностранные фирмы и компании следующих иностранных государств: Великобритании и Северной Ирландии, Вьетнама, Италии, Индии, Ирландии, Кореи, Малайзии, Швеции, Франции, Финляндии, Японии, Китая, Филиппин, а также на иностранные фирмы и компании, со страной происхождения которых Российская Федерация не имеет соглашений об избежании двойного налогообложения. С 1 января 1999 г. из приведенного списка стран исключаются Италия и Индия в связи с заключением Российской Федерацией новых соглашений, где предусмотрено регулирование режима налогообложения имущества.
Местные налоги и сборы в городе Москве
В соответствии с Законами г. Москвы от 15 июля 1998 г. N 12 "О льготах по налогу на рекламу", от 15 июля 1998 г. N 13 "О внесении дополнения в Закон города Москвы от 16 марта 1994 года N 5-25 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы", от 15 июля 1998 г. N 15 "О внесении дополнения в Закон города Москвы от 16 марта 1994 года N 7-27 "О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц", от 15 июля 1998 г. N 16 "О внесении дополнения в Закон города Москвы от 2 марта 1994 года N 2-17 "О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий" с 1 августа 1998 г. от уплаты налога на рекламу, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц, налога на имущество предприятий освобождены предприятия, осуществляющие производство современных средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов и их реализацию и послепродажное обслуживание, созданные на территории города Москвы при участии иностранных инвесторов, при условии, что вклад иностранных инвесторов составляет не менее 40% уставного капитала. От уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц, налога на имущество предприятий освобождены иностранные юридические лица (имущество иностранных юридических лиц), привлекаемые (используемое) на период реализации целевых социально - экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственной власти. Указанные льготы установлены Законами г. Москвы от 16 апреля 1994 г. N 5-25 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы" (с изменениями и дополнениями), ст.4; от 16 апреля 1994 г. N 7-27 "О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц" (с изменениями и дополнениями), ст.3; от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями), ст.4, п."р".
Подписано в печать М.В.Тавкина 10.01.1999 Н.А.Кускова
ГНИ по г. Москве
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |