Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Федеральный закон от 20.07.1998 N 116-ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" (комментарий) ("Налоговый вестник", 1999, N 1)



"Налоговый вестник", N 1, 1999

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 20.07.1998 N 116-ФЗ

"О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ

КРУПНЫХ РАСХОДОВ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКИ

ПОЛУЧАЕМЫМ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДОХОДАМ"

(КОММЕНТАРИЙ)

Наряду с решением задачи усиления контроля за правомерностью расходов на потребление Федеральный закон от 20.07.1998 N 116-ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" (далее по тексту - Закон) имеет целью увеличить поступления в бюджет подоходного и имущественных налогов и создать в стране определенный социально - политический климат, гарантирующий способность государства пресекать попытки некоторой части населения укрывать свои доходы от налогообложения.

Закон официально опубликован в "Российской газете" 24 июля 1998 г. и вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, то есть с 24 января 1999 г.

К имуществу, приобретение которого физическим лицом обусловливает государственный контроль за соответствием крупных расходов доходам этого лица, относятся: недвижимое имущество; воздушные суда, морские суда и суда внутреннего плавания; наземные транспортные средства; акции, доли участия в уставных капиталах хозяйственных товариществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты; культурные ценности; золото в слитках.

Закон распространяется на всех без исключения физических лиц, включая иностранных граждан независимо от времени их проживания на территории России, приобретающих указанное имущество. Действие Закона распространяется и на пенсионеров, военнослужащих, сотрудников МВД и другие категории граждан, которые являются плательщиками подоходного налога, но освобождены от его уплаты в соответствии с действующими льготами. Однако фактически государственным контролем будут затронуты обеспеченные слои населения.

Подлежат государственному контролю также расходы на приобретение российскими гражданами указанного выше имущества при регистрации вывоза культурных ценностей за пределы Российской Федерации. Например, при регистрации вывозимых из России культурных ценностей физическим лицом, осуществляемой в соответствии с Законом РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", возникает объект государственного контроля.

Под приобретением понимается купля, обмен, новое строительство или реконструкция недвижимого имущества. Например, в случае строительства физическим лицом коттеджа, объект государственного контроля возникает при государственной регистрации и оформлении права собственности на коттедж в регистрационной палате или ином органе Минюста России. В понятие "приобретение" не включено дарение, так как одариваемый не несет затрат при получении подарка.

Налоговые органы имеют право осуществлять государственный контроль за соответствием крупных расходов доходам физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, и по недвижимому имуществу, приобретенному за рубежом, в случае поступления в налоговый орган документов, свидетельствующих о приобретении недвижимости и ее стоимости. Источником получения сведений о приобретениях за рубежом может являться оперативная информация соответствующих служб.

Имущество, приобретенное до 24 января 1999 г., государственному контролю не подлежит, и расходы физических лиц на его приобретение налоговыми органами не анализируются.

В первый год действия Закона - с 24 января 1999 г. по 23 января 2000 г. - государственному контролю подлежит приобретение в течение одного календарного года одного объекта, указанного в перечне имущества, стоимость которого составляет не менее 1500-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации (далее по тексту - МРОТ) на дату совершения сделки. Государственному контролю подлежит также приобретение в течение одного календарного года нескольких объектов, указанных в перечне имущества, хотя бы и меньшей стоимостью, но суммарная стоимость которых составляет не менее 4500-кратного МРОТ на дату совершения сделки по приобретению каждого объекта.

Начиная с 24 января 2000 г. государственному контролю подлежит приобретение в течение одного календарного года одного объекта из указанного перечня имущества, стоимость которого составляет не менее 1000-кратного МРОТ на дату совершения сделки, или нескольких указанных объектов, суммарная стоимость которых составляет не менее 3000-кратного МРОТ на дату совершения сделки по приобретению каждого объекта.

При приобретении указанного имущества за валюту иностранная валюта пересчитывается в российские рубли по курсу Банка России на дату приобретения.

Пример 1. В марте 1999 г. гражданин зарегистрировал построенный им коттедж стоимостью 140 000 руб. (при МРОТ - 100 руб.), в апреле - катер стоимостью 80 000 руб. (при МРОТ - 100 руб.), в мае - квартиру стоимостью 145 000 руб. (при МРОТ - 100 руб.), в декабре 1999 г. купил автомобиль стоимостью 120 000 руб. (при МРОТ - 120 руб.).

Так как суммарная стоимость приобретенного имущества превысила 4500-кратный МРОТ на дату совершения сделки по приобретению каждого объекта ((140 000 : 100) + (80 000 : 100) + (145 000 : 100) + (120 000 : 120 = 4650), гражданин после приобретения автомобиля должен быть привлечен к подаче специальной декларации.

Пример 2. Лицо А заключило с лицом Б договор мены, зарегистрированный в регистрационной палате 25 января 1999 г., об обмене однокомнатной квартиры стоимостью 90 000 руб. на 2-х комнатную стоимостью 180 000 руб. (при МРОТ - 83 руб. 49 коп.). Поскольку физическим лицом А по договору мены приобретен объект (2-х комнатная квартира) стоимостью, превышающей 1500-кратный МРОТ на дату совершения сделки (83,49 руб. х 1500 = 125 235 руб.), налоговый орган после получения сведений о сделке от регистрационной палаты направит ему требование о представлении специальной декларации. При этом физическое лицо при указании источников и размеров средств, израсходованных на приобретение 2-х комнатной квартиры, вправе учесть стоимость однокомнатной квартиры.

Налоговый орган не будет направлять физическому лицу Б требование о представлении специальной декларации в связи с данной сделкой, так как стоимость приобретенного им объекта не превышает 1500-кратный МРОТ.

Как правило, регистрация имущества, приобретение которого физическим лицом обусловливает государственный контроль за соответствием крупных расходов доходам этого лица, ведется следующими организациями:

а) недвижимого имущества - регистрационными палатами, государственными нотариальными конторами, другими органами Минюста России, частными нотариусами;

б) акций, долей участия в уставных капиталах хозяйственных обществ и складочных капиталах хозяйственных товариществ, государственных и муниципальных ценных бумаг, сберегательных сертификатов - профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организациями, уполномоченными осуществлять государственную регистрацию имущества;

в) культурных ценностей - структурными подразделениями Минкультуры России, Госкомэкологии России (по зоологическим коллекциям) и другими уполномоченными организациями;

г) мерных слитков золота - структурными подразделениями Банка России и другими уполномоченными организациями;

д) наземных транспортных средств, морских судов, судов внутреннего плавания, воздушных судов - соответственно структурными подразделениями ГИБДД (ГАИ) МВД России, МПС России, Морфлота и Речфлота России, Главного управления государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, ФАС России и другими организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

В обязанности лиц и организаций, осуществляющих регистрацию имущества (приобретения имущества), указанного в п.1 ст.3 Закона, или нотариальное удостоверение сделок с ним, а также лиц и организаций, осуществляющих регистрацию сделок с ценными бумагами, вменено представление сведений о совершенных физическими лицами сделках в налоговый орган по месту их жительства в 15-дневный срок с даты регистрации или нотариального удостоверения.

Сведения подаются независимо от стоимости указанного имущества.

Следует обратить внимание на то, что в 15-дневный срок организации (лица), осуществляющие регистрацию имущества (приобретения имущества), должны в письменной форме сообщить о сделках, то есть направить сведения в налоговый орган, а фактически, в случае отправления по почте, получить сведения налоговый орган может по истечении 15 дней, и это не будет считаться нарушением срока представления указанных сведений (датой направления сведений будет считаться дата на почтовом штемпеле конверта).

В настоящее время решается вопрос о возможности направлять сведения о сделках с сопроводительным реестром не в налоговую инспекцию по месту жительства граждан, а в налоговую инспекцию по месту регистрации сделки, так как регистрирующей сделку организации (лицу), как правило, не известен адрес налоговой инспекции по месту жительства лица, приобретающего имущество, но в то же время хорошо известен адрес инспекции, в которой она состоит на налоговом учете. К тому же проверять порядок представления сведений все равно будет та налоговая инспекция, в которой организация (лицо), осуществляющая регистрацию, состоит на налоговом учете, тогда как в случае отправки сведений напрямую в налоговую инспекцию по месту жительства физического лица проверить, отправлены ли сведения в действительности, представляется проблематичным и могут возникнуть нежелательные осложнения при проверке.

За нарушение порядка представления сведений налоговым органам на лица или организации, осуществляющие регистрацию имущества (приобретения имущества) или нотариальное удостоверение соответствующих сделок, может быть наложен штраф в размере 100-кратного МРОТ на момент наложения штрафа по каждому факту нарушения.

Штраф может быть уплачен добровольно в 15-дневный срок, а в случае неуплаты взыскан в судебном порядке.

При получении письменного требования налогового органа, основанного на имеющихся у него сведениях, физические лица, приобретшие в собственность или оказавшие другим лицам финансовое содействие в приобретении имущества, расходы на приобретение которого подлежат государственному контролю, обязаны в течение 60 календарных дней представить специальную декларацию по форме, утверждаемой Правительством РФ, с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа.

При этом следует отметить, что физическое лицо не обязано само подавать декларацию после приобретения имущества в размерах, подлежащих контролю - обязанность подачи декларации возникает лишь при получении письменного требования налогового органа и только по тому имуществу, которое указано в требовании.

Налоговый орган не вправе направлять требование о представлении специальной декларации физическому лицу, приобретающему имущество, не указанное в п.1 ст.3 Закона, а также о сумме расходов, размеры которых не подпадают под действие Закона.

Все физические лица, у которых соответствие крупных расходов доходам подлежит государственному контролю, имеют право получать в налоговых органах бесплатные консультации о форме и содержании представляемых документов и порядке заполнения деклараций. Закон предоставляет физическому лицу выбор: или подать декларацию лично, или доверить представлять свои интересы в налоговых органах, в частности сдачу специальной декларации, своему уполномоченному представителю, однако при этом у представителя обязательно наличие заверенной доверенности на совершение указанных действий.

К специальной декларации физическое лицо вправе приложить копии документов, заверенные в установленном законом порядке, подтверждающих указанные сведения.

Следует подчеркнуть, что обязательного приложения копий документов к декларации Законом не предусмотрено. В случае если копии документов будут приложены, налоговые органы имеют право потребовать для ознакомления подлинники документов, копии которых были приложены к декларации.

В случае непредставления специальной декларации в течение 60 календарных дней с момента вручения письменного требования налогового органа на физическое лицо может быть наложен административный штраф в размере до 100-кратного МРОТ на момент наложения штрафа.

При непредставлении декларации в течение 90 календарных дней с момента вручения письменного требования налогового органа на физическое лицо может быть наложен административный штраф в размере до 1000-кратного МРОТ на момент наложения штрафа.

Второй из названных штрафов налагается независимо от наложения первого штрафа.

Физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, до вступления в силу Закона, то есть до 24 января 1999 г., имеют право составить декларацию об имуществе по форме, утверждаемой Правительством РФ, с указанием размеров имущества на дату составления указанной декларации и передать ее в запечатанном виде на хранение нотариусу. Право составления декларации об имуществе утрачивается после 24 января 1999 г.

Нотариусы обязаны принять декларацию об имуществе, выдать соответствующее свидетельство лицу, сдавшему декларацию об имуществе на хранение, и уведомить налоговые органы о составлении этим лицом декларации об имуществе.

В декларации об имуществе физическое лицо указывает перечень находящегося в собственности имущества, в том числе денежные средства в российских рублях и иностранной валюте, которое может служить источником доходов, необходимых для приобретения (финансового содействия в приобретении) объектов, указанных в п.1 ст.3 Закона.

Следует отметить, что физическое лицо, составившее декларацию об имуществе, обязано приложить к ней документы или их копии, заверенные в установленном законом порядке, подтверждающие наличие объектов, указанных в этой декларации. В декларации об имуществе не могут быть указаны наличные деньги в сумме более 1000-кратного МРОТ, не находившиеся на счетах в кредитной организации на день вступления в силу Закона. Иностранная валюта в декларации об имуществе пересчитывается в российские рубли по курсу Банка России, установленному на день заполнения декларации об имуществе, а не на день вступления в силу Закона.

Уполномоченные должностные лица налоговых органов, которым поручена проверка сведений, указанных в специальной декларации, где имеются ссылки на сведения, указанные в декларации об имуществе, не имеют права самостоятельно знакомиться у нотариуса с содержанием декларации об имуществе. Упаковка с декларацией об имуществе может быть вскрыта в помещении нотариальной конторы только по просьбе лица, сдавшего указанную декларацию на хранение, в его присутствии и в присутствии нотариуса, принявшего декларацию на хранение, при предъявлении свидетельства о сдаче декларации об имуществе на хранение. О вскрытии декларации об имуществе составляется акт, который подписывается нотариусом и лицом, сдавшим указанную декларацию на хранение. После вскрытия упаковки с декларацией об имуществе уполномоченные должностные лица налоговых органов могут ознакомиться с ней в присутствии и по просьбе лица, сдавшего ее на хранение, и сделать из нее необходимые выписки. Уполномоченные должностные лица налоговых органов не имеют права изымать декларации об имуществе, а также снимать с них копии. После знакомства должностных лиц налоговых органов с содержанием декларации об имуществе, лицо, сдавшее указанную декларацию на хранение, может вновь передать ее на хранение нотариусу в установленном порядке.

В соответствии с Законом сведения, содержащиеся в декларации об имуществе, не могут служить основанием для взыскания и (или) доначисления каких-либо налогов, а также для привлечения к ответственности лиц, представивших данную декларацию.

Налоговый орган по получении специальной декларации обязан зарегистрировать ее и в месячный срок проверить достоверность заявленных в ней сведений о средствах, имевшихся у физического лица. О результатах указанной проверки руководитель налогового органа уведомляет в письменной форме физическое лицо, подавшее специальную декларацию.

При необходимости проведения дополнительной проверки начальники вышестоящих налоговых органов могут продлить срок проверки, но в любом случае проверка не может длиться более 4-х месяцев со дня подачи специальной декларации в налоговый орган.

Если при проверке специальной декларации будут установлены факты занижения суммы доходов и (или) неуплаты с таких доходов налогов, неполной их уплаты, а также представления фиктивных документов, соответствующее физическое лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация, указанная в декларации, является конфиденциальной.

Подписано в печать П.П.Грузин

25.12.1998 Советник налоговой службы

I ранга

Госналогслужба России

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Подоходный налог с доходов, полученных физическими лицами по договорам страхования ("Налоговый вестник", 1999, N 1) >
Вопрос: ...Федеральный закон от 25.07.1998 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон "О плате за землю" полностью изменил порядок перечисления средств, поступающих от взимания платы за землю, в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и бюджеты органов местного самоуправления. Распространяется ли этот порядок на перечисление арендной платы за землю в соответствующие бюджеты? ("Налоговый вестник", 1999, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.