Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О мерах Правительства РФ и ЦБ РФ по стабилизации социально - экономического положения в стране ("Налоговый вестник", 1999, N 1)



"Налоговый вестник", N 1, 1999

О МЕРАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ И ЦБ РФ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СТРАНЕ

Опубликованный 17 ноября 1998 г. в "Российской газете" документ "О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально - экономического положения в стране" был одобрен Правительством РФ и Советом директоров ЦБ РФ.

Правительству в целом удалось, по нашему мнению, сформировать реальный инструмент для противодействия негативным кризисным явлениям в экономике страны и создания предпосылок ее вывода из опасной зоны системного кризиса.

Своей первоочередной задачей Правительство РФ считает "обеспечение выхода страны из острого экономического кризиса". Для решения последующих задач потребуется новый этап, в процессе которого будет реализован дополнительный комплекс мероприятий, направленных на нормализацию хозяйственного оборота путем обеспечения его необходимыми денежными средствами и организационно - правовыми мерами. Основными задачами будущего этапа, как считают авторы документа, станут совершенствование платежного баланса страны, накопление валютных резервов, санация предприятий и организаций, формирование более жизнеспособных рыночных структур. На этой основе необходимо будет добиться решительного снижения неоправданных издержек в процессе движения товаров от производителей к конечным потребителям.

Важнейшим рычагом оздоровления экономики авторы документа считают "повышение организующей роли государства в обеспечении эффективности производства" в промышленности и сельском хозяйстве. Определяющим условием такого оздоровления кризисной экономики является рост эффективности производства при помощи объединения "проблемных" предприятий в крупные корпорации. Без кардинального повышения организующей роли государства в этом деле не обойтись.

Государство совместно с органами местного самоуправления окажет всемерную поддержку малому и среднему бизнесу. Практика решения текущих социальных и экономических проблем на местах будет осуществляться в рамках согласованной политики государственных органов власти и органов местного самоуправления в основном через создаваемые целевые программы развития. Наиболее приоритетными из них, как считают авторы документа, являются: "наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью, обеспечивающих товарное наполнение потребительского рынка; поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой степенью обработки, в том числе на базе развития кооперативных связей с иностранными компаниям; производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы технической реконструкции экономики; сохранение и увеличение занятости населения". В основу ряда наиболее приоритетных целевых программ следовало бы положить общероссийскую программу компьютеризации экономики страны, и прежде всего ее кредитно - финансовой системы.

Таким образом, Правительство РФ выступает за решительное усиление роли государства в процессе формирования и развития рыночных отношений. Это принципиальное решение огромной политической важности. Только при использовании властными структурами оптимальных для условий нашей страны государственных методов регулирования может быть наведен должный хозяйственный и правовой порядок в экономике. Проблемы "формирования и соблюдения реального бюджета, усиления основ контрактного права, защиты прав собственности, проведения приватизации на цивилизованной основе с ориентацией на экономическую и социальную эффективность, усиления контроля за управлением и результатами использования государственной собственности, своевременной и в полном объеме уплаты налоговых платежей, вытеснения теневого оборота", борьбы с организованной преступностью, заказными убийствами, наркобизнесом и другими особо опасными уголовными преступлениями без авторитетной государственной власти не разрешить. При решении задач вывода страны из кризиса государство будет опираться на соответствующую законодательную и нормативную базу, систему контроля, станет применять административные запреты и ограничения.

Представленная в документе взаимосвязанная система задач, как нам представляется, выражает принципиально новый подход Правительства РФ к дальнейшему развитию российской государственности на принципах экономической целесообразности, социальной справедливости и устойчивого развития общества.

Преодоление острой фазы кризиса и стабилизация социально - экономической ситуации в стране в сложившихся условиях являются главной и первоочередной задачей государственной власти. Данная задача решается при помощи мер, которые представлены в документе в виде четырех блоков мер или разделов мероприятий.

В первом разделе документа ("Нормализация условий жизни населения") приводятся меры, имеющие четкую социальную поддержку жизненно важных потребностей населения страны.

Правительство РФ рассматривает дальнейшее совершенствование социальной инфраструктуры в стране как один из важнейших элементов обеспечения жизнедеятельности населения. Уже принято постановление, отменяющее ограничения на внебюджетную деятельность учреждений образования, науки, здравоохранения, культуры. Предусматриваются меры по обеспечению должного качества образования, расширению его доступности, а также увеличению общедоступности услуг в сфере здравоохранения и культуры. В целях расширения возможностей населения получать образование разрабатывается новый правовой механизм предоставления адресного образовательного кредита.

Второй раздел программы ("Создание условий устойчивого функционирования экономики") по своему содержанию, направленности и составу практических мер занимает центральное место в документе. Достижение в стране стабилизации обстановки - это необходимое условие для перехода к социально ориентированному росту рыночной экономики.

В подразделе "Стабилизация денежной системы и курс рубля" отмечается, что одна из основных задач Правительства РФ на 1999 г. - удержать инфляцию на уровне не более 30 процентов. Это сохранит уровень реальных доходов населения и обеспечит государству выполнение взятых на себя обязательств. В интересах смягчения проблемы платежного баланса будет определен новый порядок формирования курса рубля. Его динамику "будет определять денежно - кредитная политика, строго обеспечивающая соблюдение установленных ориентиров роста денежного предложения".

Поскольку в ближайшей перспективе единственным масштабным ресурсом кредитования промышленности и сельского хозяйства остаются сбережения граждан, на этом этапе, как считает Правительство РФ, необходимо восстановить доверие населения к российской банковской системе.

В целях поддержки малого и среднего бизнеса решено до 2001 г. не применять принудительные меры воздействия в отношении банков с капиталом ниже 1 млн. ЭКЮ, а также небанковских кредитных организаций, размер капитала которых ниже 100 тыс. ЭКЮ. В целом все меры, предусмотренные в этом подразделе, носят рациональный и полезный характер.

В подразделе "Совершенствование бюджетного процесса" представлены меры повышения эффективности бюджетной политики Правительства РФ. Устойчивая экономика и социальная стабильность, как известно, строятся на постоянном росте объемов дохода федерального бюджета при одновременном сокращении неоправданных его расходов. В этой связи основной задачей Правительства РФ является постоянная забота о расширении в хозяйственном обороте налоговой базы федерального бюджета и забота о снижении уровня задолженности его доходной части.

Среди других мер данного подраздела представляет интерес предложение рассмотреть "вопрос об объемах и механизме финансирования аппаратов государственных внебюджетных фондов с целью сокращения расходов на их содержание и использования сэкономленных сумм для решения функциональных задач фондов".

На наш взгляд, второй раздел Программы достаточно насыщен нужными и полезными мероприятиями, подтверждающими высокий профессиональный уровень его авторов, их заинтересованность в подготовке действенного инструмента для выведения страны из экономического кризиса.

В третьем разделе ("Восстановление и развитие реального сектора") представлено пять подразделов, которые в своей совокупности нацелены на восстановление работы реального сектора экономики страны.

В подразделе "Совершенствование налоговой системы" сосредоточены меры, нацеленные на "расшивку" негативных последствий действующей системы налогообложения, неоправданно обременяющей экономический потенциал страны. Большинство включенных в подраздел мероприятий связаны с проблемами уменьшения или совершенствования налогообложения по конкретным налогам. Например, "обеспечить перерасчет задолженности по уплате пеней и штрафов, начисленных по обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды на 1 октября 1998 г., имея в виду их сокращение в 7 раз", с 1 января 1999 г. ввести "новую, социально ориентированную шкалу подоходного налогообложения физических лиц", установить предельную ставку "налогообложения имущества физических лиц в размере 0,5 процента зарегистрированной стоимости имущества с одновременным введением душевого необлагаемого минимума", и т.д.

Упомянутые и другие аналогичные меры вносят кардинальные изменения в фискальную политику Правительства РФ и, безусловно, окажут на экономику позитивное влияние.

Ряд положений вносит коррективы в законодательные принципы налогообложения. Например, авторы предлагают пересмотреть существующие налоговые льготы, не имеющие социальной направленности и не связанные с научной и инновационной деятельностью, по всему перечню действующих налогов, а также сократить перечень льгот по уплате таможенных платежей. Для привлечения инвестиций и других ресурсов в науку, образование, здравоохранение и культуру предлагается шире использовать механизмы налогового и таможенного стимулирования, вывести из-под налогообложения прибыль, инвестируемую на развитие производства, его модернизацию и внедрение новой техники.

Среди других мер в деле совершенствования системы налогообложения обращает на себя внимание давно назревшее предложение "создать единый государственный реестр налогоплательщиков", который обеспечит автоматизированный учет всех налогоплательщиков. Предлагается также "разработать и реализовать комплекс мер по ужесточению налогового администрирования, включая внесение необходимых изменений в уголовное и гражданское законодательство, законодательство о банках и другие отрасли законодательства".

Анализ мер по совершенствованию системы налогообложения свидетельствует о кардинальном повороте налоговой политики Правительства РФ к расширению сферы производительной деятельности налогоплательщика, развитию реальной налогооблагаемой базы и упрощению самой этой системы. В целом эти меры будут, по нашему мнению, способствовать улучшению системы налогообложения, позитивному изменению психологии налогоплательщика.

Четвертый раздел ("Укрепление российской государственности и единой системы исполнительной власти как ресурса повышения эффективности экономики") в рассматриваемом документе представлен тремя пунктами:

"1) уточнить расходные полномочия федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей оптимизацией распределения между ними источников доходов;

2) активизировать процесс передачи полномочий оперативно - исполнительского характера по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов от федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) привести в соответствие законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов в части разграничения полномочий и ответственности по управлению государственной собственностью, природопользованию и охране окружающей среды, развитию экономики и социальной сферы, осуществлению внешнеэкономической и инвестиционной деятельности и др.".

Оценивая документ в целом, следует отметить, что вся совокупность представленных здесь оценок, задач, средств и мероприятий, на наш взгляд, является комплексной и действенной системой мер по реализации выхода страны из кризиса.

Подписано в печать Р.Л.Луговец

25.12.1998 Кандидат юридических наук

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Бухгалтерский и налоговый учет: различия и взаимодействие ("Налоговый вестник", 1999, N 1) >
Статья: Налоговый кодекс и бюджет ("Налоговый вестник", 1999, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.