Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Таможенный режим магазина беспошлинной торговли: понятие, содержание и порядок применения ("Налоговый вестник", 1999, N 1)



"Налоговый вестник", N 1, 1999

ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ МАГАЗИНА БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ:

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ

Особенности таможенного режима

Развитие международной торговли привело к появлению новых таможенных режимов, одним из которых является магазин беспошлинной торговли. Использование этого режима позволяет продавать товар под таможенным контролем на таможенной территории данной страны без взимания таможенных пошлин, НДС и акцизов и без применения к товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования).

Специфика беспошлинной торговли отчетливо проявляется в сравнении с другими таможенными режимами. От таможенного склада магазин беспошлинной торговли отличается прежде всего целью помещения под таможенный режим - не для хранения товаров в течение определенного срока, а для его скорейшей продажи. Тот факт, что товар иностранного производства реализуется на таможенной территории данного государства без взимания таможенных платежей и применения мер экономической политики, составляет основное отличие магазина беспошлинной торговли от режима выпуска для свободного обращения.

Покупателей привлекает в таких магазинах, в первую очередь, то, что товары продаются по ценам, в которые не включены таможенные налоги, значительно увеличивающие цену по сравнению с аналогичными отечественными товарами (особенно в отношении подакцизных товаров). Такие налоговые льготы существенно повышают конкурентоспособность товара, продаваемого в магазине беспошлинной торговли.

Под данный таможенный режим могут помещаться как товары иностранного производства, так и отечественные товары. Как те, так и другие предназначаются для продажи только физическим лицам и только выезжающим за пределы таможенной территории данного государства. Таким образом, вывоз товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, за пределы российской таможенной территории - непременное условие применения этого таможенного режима. С целью контроля за его соблюдением работники магазина беспошлинной торговли делают отметки о покупке товаров в проездных документах своих клиентов. Форма отметки определяется владельцем магазина по согласованию с таможенным органом.

Применительно к режиму магазина беспошлинной торговли деятельность таможенных органов сводится к контролю за:

- соблюдением таможенного законодательства в процессе торговли;

- фактическим вывозом товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли.

Как правило, магазины беспошлинной торговли открываются в залах ожидания для пассажиров, отъезжающих за границу, а также для транзитных пассажиров в крупных аэропортах, портах, открытых для международного пассажирского сообщения, в пунктах пропуска через государственную границу, предназначенных для пересечения границы физическими лицами. Торговые залы должны находиться обязательно за линией таможенного контроля, то есть за пределами места, отведенного для производства таможенного оформления товаров, вывозимых физическими лицами при их следовании через таможенную границу Российской Федерации. В то же время расположение торговых залов должно исключать возможность доступа в них лиц, въезжающих на территорию Российской Федерации (п.п.4.3 - 4.4 Положения о магазинах беспошлинной торговли).

Обустройство торговых залов, подсобных помещений и склада магазина беспошлинной торговли должно исключать возможность поступления и изъятия товаров помимо таможенного контроля и доступа к ним посторонних. Таможня, в регионе деятельности которой находится магазин беспошлинной торговли, имеет право устанавливать конкретные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений магазина.

Эти требования вытекают из положения о том, что территория магазина беспошлинной торговли (торговых залов, подсобных помещений и склада) является зоной таможенного контроля (п.1.5 Положения о магазинах беспошлинной торговли, утвержденного Приказом ГТК России от 09.06.1994 N 256). В п.2 Положения о зоне таможенного контроля в регионе деятельности Шереметьевской таможни, утвержденного Приказом ГТК России от 01.10.1997 N 579, зона таможенного контроля определяется как специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории Российской Федерации, в пределах которой в целях осуществления таможенного контроля признано необходимым поддержание особого режима перемещения лиц, товаров и транспортных средств, а также осуществления производственной и иной коммерческой деятельности.

Местом производства таможенного оформления товаров, помещаемых под режим магазина беспошлинной торговли, может быть только склад магазина, куда товары помещаются в присутствии или с ведома уполномоченных должностных лиц таможенного органа.

При помещении товара под режим магазина беспошлинной торговли взимается таможенный сбор за таможенное оформление в валюте Российской Федерации в размере 0,1% таможенной стоимости товаров и дополнительный сбор в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ, в размере 0,05% таможенной стоимости. Следует отметить, что сбор за таможенное оформление уплачивается и в случае помещения под режим магазина беспошлинной торговли российских товаров.

В российском таможенном законодательстве режим магазина беспошлинной торговля впервые появился с принятием в 1993 г. Таможенного кодекса Российской Федерации (ст.ст.52 - 57). В развитие соответствующих норм Таможенного кодекса Российской Федерации в июне 1994 г. было принято специальное Положение о магазинах беспошлинной торговли, утвержденное Приказом ГТК России от 09.07.1994 N 256 (в ред. Приказов ГТК России от 05.07.1994 N 343 и от 28.02.1997 N 90).

В зарубежных странах магазины беспошлинной торговли (duty free shop) существуют уже давно. В некоторых государствах (например, Югославия) таможенное законодательство по этому вопросу мало чем отличается от российского. В других же странах функционирование магазинов беспошлинной торговли отличается некоторой спецификой. Так, законодательство Нидерландов закрепляет за подобными магазинами, создаваемыми в аэропорту г. Амстердам, административный статус таможенных складов. В них товары (алкогольные напитки, табачные изделия, шоколад и др.), перечень которых определен нормативно, могут продаваться беспошлинно пассажирам, вылетающим из Нидерландов за пределы Европы. При этом законодательство проводит различие в правоспособности между иностранцами и голландскими подданными. Последние, например, не могут покупать в магазинах беспошлинной торговли фотоаппаратуру и другую оптику, кино- и фотопленку, парфюмерию.

Участники Европейского Союза (ЕС) выступают за закрытие магазинов беспошлинной торговли в портах государств - членов ЕС по причине их несоответствия отдельным нормам европейского права. Транспортные компании начали активную борьбу в поддержку магазинов беспошлинной торговли. По их мнению, закрытие магазинов нанесет значительный экономический ущерб международным перевозчикам пассажиров и грузов.

Порядок открытия и ликвидации магазина беспошлинной торговли

Магазины беспошлинной торговли могут учреждаться в Российской Федерации только российскими лицами. Условием, необходимым и достаточным для открытия магазина, является наличие специальной лицензии, выдаваемой ГТК России. Срок действия такого разрешения составляет три года, и за его выдачу взимается сбор, составляющий 5000-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.

Для получения лицензии владелец торговых помещений подает в ГТК России заявление, в котором указывает свои основные юридические и финансовые реквизиты (юридическое наименование заявителя, юридический и фактический адрес, номер свидетельства о государственной регистрации, номера банковских рублевых и валютных счетов и др.). В заявлении должен содержаться перечень видов товаров, предполагаемых для реализации, а также необходимая информация о помещениях, выделяемых под магазин. Сведения должны быть подтверждены документально (копии учредительных и регистрационных документов владельца помещений; планы и чертежи помещений, предназначенных для хранения и реализации товаров в соответствии с таможенным режимом магазина беспошлинной торговли; копии документов, подтверждающих право владения помещениями, и др.).

"Пограничный" характер расположения магазина предполагает необходимость получения специального разрешения на его открытие от Пограничных войск Российской Федерации, в котором подтверждалось бы, что учреждение магазина беспошлинной торговли совместимо с режимом, установленным в данном пункте пропуска через границу Российской Федерации. В Письме ГТК России от 20.01.1998 N 01-15/1067 "О согласовании выдачи лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли" отмечается, что такой документ должен быть выдан Федеральной пограничной службой Российской Федерации (ФПС России) и представлять собой письмо, выполненное на бланке Департамента пограничного контроля ФПС России, подписанное начальником Департамента или лицом, его замещающим, и заверенное гербовой печатью.

Таможня, в зоне деятельности которой предполагается учредить магазин беспошлинной торговли, выдает по письменному ходатайству владельца помещений (не позднее чем через 30 дней со дня его получения) письменное отношение, в котором подтверждает сведения, представляемые заявителем, и дает заключение о возможности и целесообразности выдачи лицензии. Полученное от таможни отношение прилагается к заявлению, направляемому в ГТК России.

Если того требует действующее законодательство Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, владелец магазина для получения лицензии на беспошлинную торговлю обязан представить копии регистрационных или разрешительных документов (лицензий) на осуществление торговой деятельности, разрешения ЦБ РФ на реализацию гражданам товаров за иностранную валюту, а также разрешение органа исполнительной власти на осуществление торговли в месте нахождения помещений, предназначенных для использования в качестве торговых залов.

Срок рассмотрения в ГТК России заявления о выдаче лицензии не должен превышать двух месяцев (с учетом времени, необходимого для проверки предоставленной и получения дополнительной информации). Лицензия оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в ГТК России и используется для ведения общего реестра магазинов беспошлинной торговли. Второй экземпляр вручается владельцу магазина.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут быть:

- неполный характер или недостоверность заявленных сведений;

- несоответствие заявителя и его помещений требованиям таможенного законодательства;

- несоответствие учреждения магазина беспошлинной торговли в каждом конкретном случае интересам экономической политики России;

- иные случаи, "когда имеются достаточные основания для отказа" (п.2.8 Положения о магазинах беспошлинной торговли).

Очевидно, что два последних случая наделяют таможенные органы полномочиями действовать в данном вопросе по собственному усмотрению.

В случае отказа в выдаче лицензии ГТК России письменно извещает об этом заявителя с изложением причин отказа. Решение ГТК России об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации (ст.ст.404 - 419). Повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено не ранее, чем через шесть месяцев со дня принятия решения об отказе при условии устранения причин, послуживших основанием для отказа.

При наличии достаточных оснований полагать, что владелец магазина беспошлинной торговли злоупотребляет своими правами, действие лицензии ГТК России может быть приостановлено на срок до трех месяцев. В этом случае продажа товаров в магазине беспошлинной торговли не разрешается.

Основаниями для ликвидации магазина беспошлинной торговли могут служить:

- соответствующее волеизъявление владельца магазина;

- истечение срока действия лицензии, выданной ГТК России;

- аннулирование лицензии;

- ликвидация лицензии.

При наличии одного из перечисленных оснований магазин беспошлинной торговли превращается в склад временного хранения, товары на котором хранятся в соответствии с нормами Таможенного кодекса Российской Федерации (ст.ст.145 - 156) и Положения о временном хранении (складах временного хранения), утвержденного Приказом ГТК России от 07.10.1993 N 388.

Лицензия на учреждение магазина беспошлинной торговли аннулируется, если она не могла быть выдана заявителю на основании установленного порядка либо если она была выдана на основе неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о ее выдаче. Лицензия может быть отозвана в следующих случаях:

- если владелец магазина нарушает правила пользования таможенным режимом магазина беспошлинной торговли либо если в качестве меры взыскания за нарушение таможенных правил решением компетентного органа ему определена мера взыскания в виде отзыва лицензии;

- если продолжение действия выданной лицензии более не соответствует экономической политике Российской Федерации.

Приостановление, отзыв, аннулирование действия лицензии оформляются распоряжением заместителя Председателя ГТК России с обязательным указанием причин такого решения. При отзыве лицензии в качестве меры взыскания такое решение оформляется в виде постановления о наложении взыскания по делу о нарушении таможенных правил.

Лицензия считается отозванной с даты принятия решения об отзыве, а при отзыве лицензии в качестве меры взыскания - с даты обращения постановления по делу к исполнению.

Обязанности владельца магазина беспошлинной торговли

Спецификой таможенных правоотношений объясняется, что правовой статус владельца магазина беспошлинной торговли устанавливается через определение его основных обязанностей. Характер закрепленных в Таможенном кодексе Российской Федерации (ст.55) основных обязанностей владельца магазина беспошлинной торговли обусловлен, во-первых, особенностями предпринимательской деятельности в условиях данного таможенного режима, а во-вторых, требованиями законодательства, направленными на соблюдение режима зоны таможенного контроля.

Основными требованиями к владельцу магазина являются:

1. Исключение возможности изъятия помимо таможенного контроля товаров, поступающих в магазин беспошлинной торговли.

2. Ведение учета поступающих и реализуемых товаров и предоставление таможенным органам отчетности обо всех операциях, совершенных в режиме магазина беспошлинной торговли.

Для этого владелец магазина обязан вести книгу учета, которую он хранит в течение трех лет после внесения последней записи. Книга учета ведется в обязательном порядке даже тогда, когда в магазине используются автоматизированные системы учета. Она предъявляется должностным лицам таможенного органа по первому требованию.

Отчетность о товарных операциях, подготавливаемая по установленной ГТК России форме, представляется владельцем магазина в соответствующий таможенный орган не реже одного раза в три месяца.

3. Соблюдение условий лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли и выполнение всех требований таможенных органов, связанных с реализацией данного таможенного режима.

С учетом мнения владельца магазина и по согласованию с ГТК России таможня, в зоне деятельности которой учрежден магазин, утверждает процедуру использования магазина беспошлинной торговли (требования к обустройству помещений магазина, режим работы, порядок замены и обмена товаров и др.).

Владелец магазина беспошлинной торговли несет в полном объеме ответственность перед таможенными органами за уплату таможенных платежей по товарам, помещенным под таможенный режим магазина беспошлинной торговли.

Особенности совершения торговых операций

Объектом таможенно - правового регулирования при режиме магазина беспошлинной торговли являются торговые операции, осуществление которых, в свою очередь, регулируется правовыми нормами административного и финансового характера.

Таможенное законодательство предполагает ряд ограничений в отношении товаров, которые могут продаваться в магазинах беспошлинной торговли. По общему правилу, в таких магазинах могут продаваться любые товары, за исключением запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из нее, а также запрещенных к реализации на российской территории (ст.53 Таможенного кодекса Российской Федерации). Положение о магазинах беспошлинной торговли (п.5.3) уточняет эту норму Таможенного кодекса Российской Федерации, дополняя ее новыми ограничениями. Не допускается помещение под таможенный режим магазина беспошлинной торговли:

- товаров, подлежащих контролю других государственных органов, при отсутствии разрешения этих органов;

- товаров производственно - технического назначения и иных товаров, явно не предназначенных для личного пользования или потребления физическими лицами;

- тяжеловесных (весом более 20 кг) и громоздких (при сумме размеров по длине, ширине и высоте более 200 см) товаров;

- российских товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, являющихся стратегически важными сырьевыми товарами или подлежащих лицензированию.

Следует отметить, что некоторые виды товаров, входящих в последнюю группу, все же могут служить предметом купли - продажи в магазинах беспошлинной торговли. Среди них, например, масла и смазочные материалы, упакованные для розничной продажи, изделия из рыбы и ракообразных (включая икру), также упакованные для розничной продажи и готовые к непосредственному употреблению, фармацевтическая продукция, если она может продаваться без рецепта врача, ювелирные изделия из драгоценных металлов и природных драгоценных камней и др.

Торговля в магазинах беспошлинной торговли ведется без посредников и только в розницу. Исключается возможность продажи даже мелким оптом (свыше 10 единиц товара).

Расчет за купленный товар осуществляется только наличными или по кредитным карточкам. Обращение иностранной наличной валюты в магазинах беспошлинной торговли регулируется Письмом ЦБ РФ от 27.12.1993 N 67 "О некоторых вопросах порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации" (с последующими изменениями). Расчеты наличной иностранной валютой за товары и услуги в магазинах беспошлинной торговли могут осуществляться при условии:

- соблюдения действующего порядка ведения кассовых операций применительно к работе с наличной иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте;

- сдачи в полном объеме валютной выручки для инкассации в уполномоченный банк в течение текущего банковского дня;

- применения при осуществлении расчетов в наличной иностранной валюте контрольно - кассовых машин, зарегистрированных в установленном порядке в налоговых органах.

Все товары, реализуемые в магазине беспошлинной торговли, должны иметь специальную маркировку, образец которой согласован с таможенным органом. Специфика таможенного режима магазина беспошлинной торговли исключает предоставление покупателям услуг, традиционных для современной коммерции, как-то: продажа товаров по образцам и предварительным заказам, с рассрочкой платежа, с доставкой на дом. Допускаются только предпродажная подготовка товара, операции по его упаковке и переупаковке.

В связи с изданием Правительством РФ Постановления от 02.02.1998 N 114 "О мерах по упорядочению ввоза на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции отдельных наименований" возник вопрос о порядке таможенного оформления крепких спиртных напитков, помещаемых под режим магазина беспошлинной торговли. В Письме ГТК России от 24.04.1998 N 01-15/8495 "О ввозе крепких спиртных напитков (крепостью 28 об.%) в магазины беспошлинной торговли" было разрешено производить таможенное оформление в соответствии с таможенным режимом магазина беспошлинной торговли крепких спиртных напитков (этилового спирта, водки и прочих спиртных напитков крепостью более 28 об.%) без наличия необходимых в данном случае лицензий на импорт, но при условии, что на каждый экземпляр товара будет нанесена надпись о необходимости реализации товаров только в магазинах беспошлинной торговли способом, при котором такую надпись нельзя удалить без повреждения.

При этом реализация крепких спиртных напитков должна производиться в торговых залах магазинов беспошлинной торговли только в целях ее дальнейшего немедленного вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации. Реализация крепких спиртных напитков в торговых залах магазинов беспошлинной торговли, где имеется вероятность ее поступления на внутренний рынок, а также покупки лицами, въезжающими на таможенную территорию Российской Федерации, запрещается.

Подписано в печать А.Н.Козырин

25.12.1998 Профессор,

доктор юридических наук

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: К чему приводит снижение налоговых платежей? ("Налоговый вестник", 1999, N 1) >
Вопрос: В настоящее время процедура реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет связана со значительными затратами средств и времени. Предусматривается ли ее упрощение? ("Налоговый вестник", 1999, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.