|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Создание, деятельность и налогообложение общественных фондов ("Налоговый вестник", 1999, N 1)
"Налоговый вестник", N 1, 1999
СОЗДАНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОНДОВ
Согласно ст.6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее по тексту - Федеральный закон N 7-ФЗ) одной из форм некоммерческих организаций являются общественные объединения. Особенности правового положения указанных организаций определяются Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изм. от 17.05.1997, вступившим в силу ранее Федерального закона N 7-ФЗ. Согласно ст.5 Федерального закона "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединяющихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица с организационно - правовой формой "общественное объединение". Статья 7 Федерального закона "Об общественных объединениях" содержит перечень организационно - правовых форм общественных объединений: 1) общественная организация; 2) общественное движение; 3) общественный фонд; 4) общественное учреждение; 5) орган общественной самодеятельности.
В настоящей статье предлагается рассмотреть порядок создания, деятельности, налогообложения общественных фондов. Положение ст.10 Федерального закона "Об общественных объединениях", гласящее: "...общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов", - указывает на то, что положения Федерального закона N 7-ФЗ, касающиеся создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих фондов, распространяются и на общественные фонды. Общественный фонд представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (социальные, благотворительные, культурные, образовательные и т.д.). Общественный фонд, созданный в установленном порядке, может быть зарегистрирован в органах юстиции в порядке, определяемом Федеральным законом "Об общественных объединениях", а значит, с момента регистрации приобретет права юридического лица, предусмотренные действующим гражданским законодательством. В то же время законодательство дает возможность общественному фонду создаваться и осуществлять свою деятельность без процедуры государственной регистрации (ст.ст.3, 21 Федерального закона "Об общественных объединениях"); соответственно, в этом случае он не может осуществлять действия, связанные с реализацией прав юридического лица, поскольку статус юридического лица приобретается только с момента государственной регистрации.
Виды общественных фондов в зависимости от территориальной сферы деятельности
В зависимости от территориальной сферы деятельности в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды общественных фондов.
1. Международный общественный фонд
Международным общественным фондом признается общественный фонд, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение, филиал или представительство. Регистрация производится Минюстом России.
2. Общероссийский общественный фонд
Общероссийским общественным фондом признается фонд, который осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения, филиалы или представительства. Поскольку в Российской Федерации насчитывается 89 субъектов, для признания фонда общероссийским достаточно наличия структурных подразделений в 45 субъектах. Регистрация производится Минюстом России.
3. Межрегиональный общественный фонд
Межрегиональным общественным фондом признается фонд, который осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения, филиалы или представительства. Регистрация производится органом юстиции того региона, где постоянно находится руководящий орган общественного объединения.
4. Региональный общественный фонд
Региональным общественным фондом признается фонд, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Регистрация производится органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации.
5. Местный общественный фонд
Местным общественным фондом признается фонд, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Регистрация производится органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации. При учреждении общественного фонда учредители должны определиться с территориальной сферой деятельности создаваемого фонда, поскольку его наименование обязательно должно содержать указание на территорию его действия (общероссийский, межрегиональный, региональный или местный). При первичной регистрации международного, общероссийского, межрегионального общественного фонда он должен иметь структурные подразделения, отделения. Такое подразделение, отделение создается также на основании Федерального закона "Об общественных объединениях".
Основные требования, предъявляемые к созданию отделения, подразделения общественного объединения
1. Отделение создается в субъекте Российской Федерации по инициативе учредителей в составе не менее трех физических лиц. 2. В число учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. 3. Согласно ст.3 Федерального закона "Об общественных объединениях" такие отделения могут функционировать без государственной регистрации и, соответственно, без приобретения прав юридического лица. В данном случае отделение должно действовать на основании общего устава международного, общероссийского или межрегионального общественного фонда, который утверждается на съезде (конференции, общем собрании) создаваемого отделения (например, устав Московского регионального отделения общероссийского общественного фонда). Впоследствии такое отделение может (по желанию) зарегистрироваться в органах юстиции в уведомительном порядке, предоставив следующие документы: - копию свидетельства о регистрации общественного фонда; - копию устава общественного фонда; - устав отделения общественного фонда. 4. На учредительном съезде отделения фонда принимаются следующие решения: - о создании отделения общественного фонда; - об одобрении и утверждении общего устава общественного фонда; - об утверждении органов управления (структура органов управления может быть такой же, как у самого фонда); - выбор делегата от отделения на съезд, на котором будет учреждаться общественный фонд.
Налогообложение общественного фонда
1. Налог на прибыль
В соответствии с п.10 ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" некоммерческие организации (к которым относятся и общественные организации, в том числе фонды), имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. В составе облагаемых налогом доходов фонда не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание фонда. В п."в" ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 содержится положение о льготах по налогу на прибыль: "...при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы: взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов - интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке; средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более 3 процентов облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды - не более 5 процентов облагаемой налогом прибыли; взносов, направляемых в 1995 г. на благотворительные цели в Фонд 50-летия Победы, - не более 10 процентов облагаемой налогом прибыли". Указанные в настоящем подпункте фонды предприятия, организации и учреждения, получившие такие средства, по окончании отчетного года представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования средств не по назначению сумма этих средств взыскивается в установленном порядке в доход федерального бюджета.
2. Налог на имущество предприятий
Пункт "з" ст.4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" содержит положение, гласящее, что данным налогом не облагается имущество общественных объединений, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность. В ст.5 вышеназванного Закона содержится перечень имущества, стоимость которого уменьшает балансовую (нормативную) стоимость объектов, исчисленную для целей налогообложения. Акты, регулирующие деятельность общественных фондов: - Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; - Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", (с изм. от 19.07.1998) (гл.2); - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая); - Разъяснение Минюста России от 31.05.1995 N 08-09-269-95; - Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденные Приказом Минюста России от 06.10.1997 N 19-01-122-97.
Подписано в печать А.В.Тюрина 25.12.1998 Юрист Российской Ассоциации
Консалтинговых Фирм
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |