Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Об акцизных и специальных марках, применяемых для маркировки подакцизной продукции (Начало) ("Налоговый вестник", 1999, N 1)



"Налоговый вестник", N 1, 1999

ОБ АКЦИЗНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ МАРКАХ,

ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ МАРКИРОВКИ ПОДАКЦИЗНОЙ ПРОДУКЦИИ

Маркировка подакцизной алкогольной и табачной продукции марками различных видов применяется не первый год. Однако как показывает практика, у предприятий и организаций, являющихся плательщиками акцизов в бюджет по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке марками того или иного вида, а также у налоговых инспекций имеется много вопросов, касающихся данной темы.

Российским налогоплательщикам наиболее известны марки акцизного сбора. Проблем с ними не возникало, пока с 1 января 1997 г. не были введены в обращение специальные марки, предназначенные для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации.

Марки акцизного сбора введены Постановлением Правительства РФ от 14.04.1994 N 319 "О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора" и предназначаются для нанесения на алкогольную и табачную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации, а также на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации. В данной статье мы не будем рассматривать акцизные марки, предназначенные для маркировки алкогольной и табачной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации. Это сфера действия таможенных органов.

Наша тема - марки акцизного сбора, предназначенные для маркировки подакцизных изделий, производимых на территории Российской Федерации. Такой маркировке подлежат только подакцизные табачные изделия, выпускаемые в пачках в соответствии с нормативно - технической документацией. Таким образом, когда речь заходит об алкогольной продукции отечественного производства, маркированной марками акцизного сбора (акцизными марками), то в самой этой фразе уже присутствует ошибка, так как алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, акцизными марками не маркируется.

Марки акцизного сбора установленного образца, наклеиваемые на подлежащие маркировке подакцизные товары (в данном случае - табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации), - это форма взимания в бюджет акцизов, установленная Постановлением Правительства РФ от 14.04.1994 N 319. Конечно, уплачиваемая при покупке марок акцизного сбора сумма не является полноценной уплатой акцизов в бюджет. Это только авансовый платеж по данному виду налога, размер которого равен стоимости приобретаемых марок акцизного сбора и учитывается при составлении налогового расчета (декларации) по акцизам.

Размер суммы данного авансового платежа определяется следующим образом: цена одной марки акцизного сбора умножается на количество подакцизных товаров в натуральном выражении, подлежащих маркировке марками акцизного сбора. При этом сумма авансового платежа по подакцизным товарам, подлежащим маркировке марками акцизного сбора, засчитывается при окончательном расчете суммы акциза, подлежащего уплате в бюджет за соответствующий налоговый период, только в размере авансового платежа, приходящегося на фактический оборот реализованных и промаркированных марками акцизного сбора подакцизных товаров в этом же периоде.

Перечисление в бюджет авансовых платежей акцизов по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора, оформляется в бухгалтерском учете записью: дебет счета 31 "Расходы будущих периодов", субсчет "Авансовые платежи по акцизам в форме продажи марок акцизного сбора", кредит счетов учета денежных средств.

Как уже отмечалось, сумма авансового платежа по подакцизным товарам, подлежащим маркировке марками акцизного сбора, засчитывается в данном отчетном периоде при окончательном расчете суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, только в размере авансового платежа, приходящегося на фактический оборот реализованных и промаркированных марками акцизного сбора установленного образца подакцизным товарам в этом же периоде. По мере реализации указанных подакцизных товаров сумма акцизов, приходящаяся на эти реализованные товары, подлежит отнесению в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по акцизам". Одновременно необходимо сделать проводку: дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по акцизам", кредит счета 31 "Расходы будущих периодов", субсчет "Авансовые платежи по акцизам в форме продажи марок акцизного сбора", - на сумму авансового платежа в части расходов, приходящихся на реализацию подакцизных товаров, маркированных марками акцизного сбора.

Теперь следует перейти к рассмотрению специальных марок, предназначенных для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации. Их часто называют акцизными, что неверно. Общим у этих марок является лишь то, что и те, и другие, будучи нанесенными на подакцизную продукцию, подлежащую маркировке, свидетельствуют об определенном факте. Далее начинаются различия. Марки акцизного сбора являются свидетельством того, что по данной подакцизной продукции произведена уплата авансового взноса по акцизам, то есть их приобретение является формой уплаты акцизов. Специальные марки, предназначенные для маркировки алкогольной продукции, не связаны напрямую с фактом уплаты в бюджет тех или иных налогов и лишь свидетельствуют о том, что данная алкогольная продукция является легально произведенной на территории Российской Федерации (хотя цель введения маркировки специальными марками - способствовать полноте уплаты в бюджет различных видов налогов, в том числе акцизов с этой продукции).

Маркировка специальными марками введена Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 938 "О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации". Маркировке подлежит следующая алкогольная продукция, производимая и реализуемая на территории Российской Федерации: спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово - ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 6 процентов объема единицы алкогольной продукции, за исключением пива.

Специальные марки предназначены для использования только предприятиями - производителями (включая розлив) алкогольной продукции, имеющими соответствующие лицензии на право производства или розлива маркируемой алкогольной продукции, и поэтому не могут быть использованы иными организациями, в том числе торговыми. Эти же предприятия и организации являются ответственными за маркировку алкогольной продукции. Из изложенного следует, что продажа специальных марок может осуществляться только указанным организациям, которые сами оплачивают и получают специальные марки.

Генеральным заказчиком специальных марок, предназначенных для маркировки алкогольной продукции, является Минфин России, а их продажу непосредственно предприятиям - производителям осуществляют государственные налоговые инспекции. Выдача специальных марок организациям - производителям алкогольной продукции, имеющим соответствующие лицензии, производится государственными налоговыми инспекциями по субъектам Российской Федерации или по их поручению налоговыми инспекциями по городам и районам после получения указанными инспекциями специальных марок от объединения "Гознак" по заявке, установленной Минфином России, их оплаты организациями - производителями (включая розлив), перечисления сумм на соответствующий счет Управления федерального казначейства Минфина России. Для непосредственного получения специальных марок в налоговой инспекции материально ответственное лицо предприятия должно представить следующие документы:

копию лицензии на право производства (розлива) алкогольной продукции, заверенную в установленном порядке;

копию заявления организации - производителя на покупку специальных марок в адрес уполномоченного органа;

копию платежного документа, подтверждающего перечисление в бюджет средств на приобретение специальных марок, с указанием в обязательном порядке в графе "Назначение платежа" записи "оплата за специальные марки";

выписку банка, подтверждающую снятие указанных средств со счета организации;

копию справки о постановке на учет в органы Госкомстата России;

доверенность на право получения конкретного количества специальных марок, заверенную руководителем организации - производителя алкогольной продукции.

Часто можно слышать о том, что, приобретая в розничной торговой сети алкогольную продукцию, покупатели не знают, является ли она легально произведенной. C введением специальной маркировки производимой алкогольной продукции эта проблема была частично решена, если иметь в виду, что специальные марки, продаваемые только легальным производителям алкогольной продукции, имеют соответствующие степени защиты, и их наличие на бутылках в определенной степени гарантирует подлинность продукции. Различными степенями защиты обладают практически все элементы специальных марок: бумага, фоновая печать, текст и цифровые коды, расположенные на марке, краски и так далее.

В настоящее время существуют две разновидности специальных марок - специальные марки, предназначенные для маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 28 процентов объема единицы алкогольной продукции (крепкие алкогольные напитки), и специальные марки, предназначенные для маркировки остальных алкогольных напитков с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, от 6 до 28 процентов объема единицы алкогольной продукции.

Сначала следует вести речь о степенях защиты специальных марок, предназначенных для маркировки алкогольной продукции крепостью от 6 до 28 процентов, об их размере. Используются специальные марки двух размеров: 160 х 20 мм (П-образные) и 90 х 20 мм (Г-образные). Выбор того или иного размера специальных марок зависит от вида имеющегося в наличии оборудования для осуществления маркировки.

Подробное описание всех элементов защиты специальных марок, предназначенных для маркировки алкогольной продукции крепостью до 28 процентов, можно найти в Письме Госналогслужбы России от 04.06.1997 N ВК-6-31/420.

Отдельно следует сказать о цифровых обозначениях, присутствующих на данном виде специальных марок. Это цифровые коды, располагающиеся в нижней правой половине марки и обозначающие следующее: первые две цифры - код госналогинспекции субъекта Российской Федерации; последующие четыре цифры - разряд, содержащий десять миллионов экземпляров марок; семь цифр, расположенных после знака номера, - порядковый номер марки.

К сожалению, подлинность многих элементов защиты можно установить только с помощью специальных приборов (свечение в УФ-лучах, различные свойства в ИК-лучах и т.д.), поэтому важно, чтобы не только специалисты, но и покупатели алкогольной продукции знали о том, как должны выглядеть специальные марки. В идеале, конечно, во всех торговых точках, реализующих алкогольную продукцию, желательно наличие приборов определения подлинности специальных марок. Правительство РФ рекомендовало (Постановление от 06.10.1998 N 1159 "Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции") органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления считать необходимым условием выдачи лицензий организациям, осуществляющим розничную торговлю алкогольной продукцией, наличие в них доступных для покупателей приборов контроля подлинности специальных и акцизных марок. Однако пока такое требование не отражено в нормативных документах, регламентирующих порядок выдачи лицензий предприятиям и организациям, занимающимся розничной реализацией алкогольной продукции.

Особо следует сказать о специальных марках, предназначенных для маркировки алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов (крепких алкогольных напитков). Они введены в обращение Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 N 1628 "О специальной маркировке крепких алкогольных напитков, производимых на территории Российской Федерации" и предназначены для маркировки алкогольной продукции именно с указанным содержанием этилового спирта (свыше 28 процентов). Эти специальные марки не являются каким-то нововведением, выполняют те же функции и предназначены для подтверждения легальности производства на территории Российской Федерации алкогольной продукции, как и специальные марки, использующиеся с момента введения специальной маркировки алкогольной продукции. Кроме того, специальные марки, предназначенные для маркировки крепких алкогольных напитков, не отменяют специальные марки, которые действовали ранее, а используются наряду с ними, но только для подтверждения легальности производства именно крепких алкогольных напитков.

Главное отличие специальных марок, предназначенных для маркировки крепких алкогольных напитков, - это то, что на них указываются пределы емкости тары, на которую эти марки наносятся. Градация емкостей здесь следующая: специальные марки, предназначенные для маркировки емкостей до 0,1 л включительно (только П-образная, размер 65 х 16 мм), от 0,11 л до 0,24 л (только П-образная, размер 65 х 16 мм), от 0,25 до 0,49 л (П- и Г-образные, размер 160 х 20 и 90 х 20 мм), от 0,5 до 0,69 л (П- и Г-образная, размер 160 х 20 и 90 х 20 мм), от 0,7 до 0,99 л (П- и Г-образные, размер 160 х 20 и 90 х 20 мм), от 1,0 л и выше (П- и Г-образные, размер 160 х 20 и 90 х 20 мм).

И еще один момент, на который следует обратить внимание: не на всех этих марках проставляется код региона (первые две цифры, расположенные в нижней части марки), а именно - отсутствует данный реквизит на специальных марках, предназначенных для маркировки тары емкостью до 0,1 л включительно, от 0,11 до 0,24 л и от 1,0 л и выше.

Специальные марки, предназначенные как для маркировки алкогольной продукции крепостью до 28 процентов, так и для маркировки крепких алкогольных напитков, выполнены методом металлографской печати. Однако возможны случаи реализации алкогольной продукции, маркированной специальными марками, отпечатанными офсетным способом. Их отличительная особенность - отсутствие номеров разряда и порядковой нумерации при наличии только кода региона, а также отсутствие характерного для металлографского способа печати рельефа на поверхности. Такие специальные марки находились в обращении до 1 сентября 1997 г., но начиная с этой даты не используются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 836 "О специальных марках для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации". Таким образом, единственными специальными марками, законно подтверждающими легальность производства алкогольной продукции на территории Российской Федерации, являются специальные марки, отпечатанные методом металлографской печати (как предназначенные для маркировки алкогольной продукции крепостью до 28 процентов, так и для маркировки крепких алкогольных напитков). Хотя использование офсетных специальных марок уже давно запрещено, еще можно увидеть продажу алкогольной продукции, маркированной ими. При этом следует знать, что такая продажа незаконна, так как продукция маркирована марками неустановленного образца.

Организации - производители алкогольной продукции для беспрепятственного получения в налоговых органах специальных марок для маркировки алкогольной продукции должны обратить внимание на то, включены ли их лицензии на производство соответствующей алкогольной продукции в государственный сводный реестр лицензий, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 825 "О ведении государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции" органами Госналогслужбы России не производится продажа указанных специальных марок юридическим лицам, не включенным в этот реестр. При этом организациям и предприятиям, которым лицензии выданы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, целесообразно убедиться в том, что местные лицензирующие органы подали сведения об их лицензиях в Госналогслужбу России, которая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.1998 N 793 "Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федерации" занимается ведением этого реестра.

Помимо этого, организации - производители алкогольной продукции должны обратить особое внимание на Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1018 "О введении отчетности об использовании специальных марок организациями - производителями алкогольной продукции", которое также содержит ограничения возможности получения в органах Госналогслужбы России специальных марок в случае несоблюдения определенных условий.

(Продолжение см. "Налоговый вестник", N 2, 1999)

Подписано в печать И.Н.Николаева

25.12.1998

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Правовые основы лизинговой деятельности в Российской Федерации ("Налоговый вестник", 1999, N 1) >
Статья: Создание, деятельность и налогообложение общественных фондов ("Налоговый вестник", 1999, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.