|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Правовые основы лизинговой деятельности в Российской Федерации ("Налоговый вестник", 1999, N 1)
"Налоговый вестник", N 1, 1999
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Финансовая аренда (лизинг) является одним из видов договора аренды. Значение финансовой аренды в экономике отмечалось в Указе Президента Российской Федерации от 17.09.1994 N 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности". Дальнейшее развитие финансовой аренды (лизинга) нашло свое отражение в Постановлении Правительства РФ от 29.06.1995 N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности". Данным нормативным документом утверждены Временные положения о лизинге, ряд положений которых сохраняют свое значение и после принятия части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ). Нормы ГК РФ учитывают многие положения подписанной 28 мая 1995 г. в г. Оттаве Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Необходимо отметить, что учет лизинговых операций регулируется в настоящее время такими нормативными актами и документами, как Приказ Минфина России от 17.02.1997 N 15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга", Письмо Госстроя России от 18.03.1998 N ВБ-2-98/12 "Об учете лизинговых платежей в сметной документации" и рядом других. Большое значение для развития экономики России, совершенствования лизинговых отношений между хозяйствующими субъектами имеет принятый Государственной Думой Российской Федерации 11 сентября 1998 г. Федеральный закон N 164-ФЗ "О лизинге" (далее по тексту - Федеральный закон). Экономическим содержанием и целью данного Федерального закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования. Федеральным законом определены правовые и организационно - экономические особенности лизинга.
Федеральный закон "О лизинге", состоящий из 6 глав и имеющий 39 статей, существенно дополнил действующее законодательство, прежде всего ГК РФ (ч.II), в котором финансовой аренде (лизингу) посвящено шесть статей (ст.ст.665 - 670). Новеллами Федерального закона являются такие основополагающие нормы и разделы, которые ГК РФ специально не регулируются (субъекты лизинга, лизинговые компании, сублизинг, а также правовые основы лизинговых отношений, экономические основы лизинга, государственная поддержка лизинговой деятельности). Федеральным законом конкретизированы основные понятия лизинговых отношений, такие как "лизинг" и "лизинговая сделка". Так, лизинг - это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и его передаче на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Следует отметить, что Федеральным законом из предмета лизинга исключены земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. Согласно Федеральному закону предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. В Федеральном законе определены субъекты лизинга: лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик). Немаловажным для определения круга участников (субъектов) лизинговых отношений является то, что их субъектами могут быть как резиденты Российской Федерации, так и нерезиденты. Особое место в Федеральном законе занимают нормы о лизинговых компаниях. Необходимо отметить, что лизинговые компании в России появились в 90-е годы. В их создании принимали активное участие кредитные организации (банки). До принятия Федерального закона понятие "лизинговая компания" было закреплено во Временном положении о лизинге, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 N 633, которым было установлено, что лизинговые компании (фирмы) - это коммерческие организации, создаваемые в форме акционерного общества или других организационно - правовых формах, выполняющие в соответствии с учредительными документами и лицензиями функции лизингодателей. Федеральным законом существенно изменено понятие "лизинговая компания", функции ее деятельности, а также круг участников (субъектов). Так, лизинговые компании (фирмы) - это коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии со своими учредительными документами функции лизингодателей и получившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешения (лицензии) на осуществление лизинговой деятельности. Важным является то, что учредителями лизинговых компаний (фирм) теперь могут быть не только юридические, физические лица (резиденты и нерезиденты Российской Федерации), но и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке лизинговые компании имеют право привлекать денежные средства юридических лиц (резидентов и нерезидентов Российской Федерации). Федеральным законом установлено, что лизинговая деятельность как лизинговых компаний, так и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляется только на основании разрешения (лицензии), полученного в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Данная норма Закона является императивной, то есть общеобязательной. Действующим законодательством Российской Федерации, а именно ст.171 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующего разрешения (лицензии). Кроме того, любая предпринимательская деятельность на территории Российской Федерации, целью которой является извлечение прибыли (дохода), допускается только после постановки хозяйствующих субъектов, осуществляющих данный вид деятельности, на налоговый учет. Федеральным законом закреплено условие, при котором лицензирование лизинговой деятельности нерезидентов Российской Федерации разрешается только после их постановки на учет в целях налогообложения на территории Российской Федерации. Введены нормы о формах, типах и видах лизинга, даны определения внутреннего и международного, долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного лизинга, сформулированы условия осуществления внутреннего и международного лизинга и дано определение субъектов, осуществляющих вышеуказанные формы лизинга и его регулирование законодательством. Субъектами внутреннего лизинга (лизингодателем, лизингополучателем и продавцом) являются резиденты Российской Федерации. Их деятельность регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации. При осуществлении международного лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются нерезидентами Российской Федерации. Наиболее интересными являются данные в Законе определения долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного лизинга, которые ранее в российском законодательстве отсутствовали. Так, долгосрочный лизинг - это лизинг, осуществляемый в течение трех и более лет. Среднесрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение от полутора до трех лет. Краткосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет. Одной из особенностей Федерального закона являются нормы о видах лизинга. Это финансовый, возвратный и оперативный лизинг. Возвратный лизинг - это разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. Оперативный лизинг - это вид лизинга, при котором лизингодатель на свой страх и риск закупает имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. Особенностями владения, пользования и распоряжения предметом лизинга являются условия перехода предмета лизинга в собственность лизингополучателя (финансовый лизинг) и возвращения предмета лизинга лизингодателю (оперативный лизинг). В оперативном лизинге по истечении срока действия договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга (далее по тексту - договор), предмет лизинга возвращается лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга. Предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока амортизации предмета. В процессе лизинговой деятельности между ее участниками заключаются лизинговые сделки, в условия выполнения которых могут включаться дополнительные услуги. Это услуги любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем, а именно: приобретение у третьих лиц прав на интеллектуальную собственность ("ноу - хау", лицензионных прав, прав на товарные знаки и т.д.); приобретение у третьих лиц товарно - материальных ценностей, необходимых в период проведения монтажных (шефмонтажных) и пусконаладочных работ; осуществление монтажных (шефмонтажных) и пусконаладочных работ в отношении предмета лизинга, обучение персонала; послегарантийное обслуживание и ремонт предмета лизинга и т.д. Перечень услуг не является исчерпывающим. Условием оказания дополнительных услуг является то, что их перечень, объем и стоимость должны быть указаны в договоре лизинга. Особым видом отношений при осуществлении лизинговой деятельности является сублизинг. Сублизинг представляет собой такой вид отношений, при котором происходит переуступка прав пользования предметом лизинга третьему лицу. Данные отношения должны быть оформлены договором сублизинга. Основанием для передачи предмета лизинга в сублизинг является письменное соглашение лизингодателя. Федеральным законом определено понятие "международный сублизинг". Его отличительной особенностью является перемещение предмета лизинга через таможенную границу Российской Федерации только на срок действия договора сублизинга. Ряд статей в Федеральном законе посвящен правовым основам лизинговых отношений. Это, во-первых, закрепленные в Федеральном законе права и обязанности участников договора лизинга, их правовое регулирование, в частности регулирование прав и обязанностей участников договора международного лизинга и режим применимого права. Федеральным законом установлен ряд обязанностей лизингодателя при осуществлении оперативного лизинга. Так, лизингодатель отвечает за недостатки переданных во временное владение или в пользование предметов лизинга. Вызывают несомненный интерес статьи Федерального закона, конкретизирующие отношения собственности при лизинговых сделках: учет предмета лизинга при финансовом и оперативном лизинге; право бесспорного взыскания денежных сумм и бесспорного изъятия предмета лизинга. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Особенно важным с экономической точки зрения является учет предмета лизинга. По договору финансового лизинга предмет лизинга, переданный лизингополучателю, может учитываться по соглашению сторон на балансе лизингодателя или лизингополучателя. При осуществлении оперативного лизинга предмет лизинга учитывается только на балансе лизингодателя. Важными являются также нормы Федерального закона, определяющие право лизингодателя на бесспорное взыскание денежных сумм и бесспорное изъятие предмета лизинга в случае невыполнения лизингополучателем условий договора, осуществления лизингополучателем сублизинга без согласия лизингодателя, ухудшения потребительских качеств предмета лизинга, когда лизингополучатель не поддерживает предмет лизинга в исправном состоянии, а также если лизингополучатель более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит плату за пользование предметом лизинга. При этом бесспорное взыскание денежных сумм и бесспорное изъятие предмета лизинга предоставлено лизингодателю в случаях, которые предусмотрены Федеральным законом, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных договором. В Федеральном законе дано определение обусловленного случая, которое выражается в наступлении такого обстоятельства или события, определенного договором, как бесспорное и очевидное нарушение лизингополучателем своих обязательств, установленных договором, или как бесспорная и очевидная причина прекращения договора лизинга. Существенными в Федеральном законе являются также статьи, закрепляющие порядок передачи лизингополучателем предмета лизинга в залог. Обязательным условием такой передачи является только письменное разрешение лизингодателя. Залог должен быть в данном случае оформлен в письменной форме. Отдельные статьи Федерального закона посвящены содержанию договора лизинга, его обязательным признакам и условиям. Обязательным условием договора лизинга является то, что договор независимо от срока действия должен быть заключен в письменной форме. В название договора должны быть включены его форма, тип и вид. Кроме того, в договоре лизинга должны содержаться существенные положения и условия. Ими, в частности, являются точное описание предмета лизинга, объем передаваемых прав собственности, наименование места и указание порядка передачи предмета лизинга, срок действия договора, порядок балансового учета имущества и другие положения. При заключении договора обязательным условием является отражение обязанностей лизингодателя и лизингополучателя. В договоре должны также быть в обязательном порядке оговорены обстоятельства, которые стороны считают бесспорными и очевидными нарушениями обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и имущественному расчету, а также отражена процедура изъятия (возврата) предмета лизинга. В случае несоблюдения вышеуказанных условий договор нельзя квалифицировать как договор лизинга, и он не подлежит регулированию Федеральным законом. Заслуживающими внимания являются нормы Федерального закона, определяющие порядок передачи во временное владение и пользование предмета договора лизинга, его обслуживание и возврат. Согласно договору лизингодатель обязан предоставить лизингополучателю имущество, являющееся предметом лизинга, в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению, а также осуществить капитальный ремонт имущества, если иное не предусмотрено договором. Федеральным законом предусмотрена возможность лизингодателя уступить полностью или частично свои права по договору лизинга или свои интересы, вытекающие из этого договора, третьему лицу. Вместе с тем при осуществлении оперативного лизинга уступка прав лизингополучателем не допускается. Отдельными статьями в Федеральном законе установлены порядок перехода права собственности на предмет лизинга, порядок регистрации имущества - предмета договора лизинга, страхование предмета лизинга и риски, дано понятие рисков, не связанных со страхованием. В гл.II Федерального закона закреплены условия перехода права собственности на предмет лизинга при финансовом и оперативном лизинге. При финансовом лизинге право собственности на предмет лизинга переходит к лизингополучателю, если выплачены все лизинговые платежи и если иное не предусмотрено договором финансового лизинга. При оперативном лизинге право собственности на предмет лизинга переходит лизингополучателю на основании договора купли - продажи. Законом установлен соответствующий порядок регистрации имущества - предмета договора лизинга. Согласно договору регистрация недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Иное имущество: транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга, которые регистрируются в государственных органах, - регистрируется по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя. Предмет лизинга может быть застрахован, например, от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом (поставщиком) и до момента окончания срока действия договора лизинга, если иное не предусмотрено договором. Согласно Федеральному закону ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, и иные имущественные риски с момента фактической приемки предмета лизинга несет лизингополучатель. В Федеральном законе нашел также свое отражение порядок разрешения споров российских участников лизинговых отношений, а также участников международных лизинговых сделок. Споры между российскими участниками лизинговой сделки разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а разрешение споров участников международных лизинговых сделок осуществляется в соответствии с соглашением о применимом праве. Вызывают интерес статьи Федерального закона, регламентирующие порядок разрешения споров в отношении таких предметов лизинга, как суда и корабли, а также в отношении воздушных судов. Экономическим основам лизинга посвящена гл.III Федерального закона, которая включает 9 статей: экономическое содержание договора лизинга, платежи и взаиморасчеты по договору лизинга, лизинговые платежи, состав вознаграждения лизингодателя, права участников договора лизинга применять механизм ускоренной амортизации предмета лизинга, определение доходности и прибыли лизингодателя, порядок и условия переоценки предмета лизинга, особенности международных операций, осуществляемых субъектами лизинга, а также предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Особое место в Федеральном законе занимают нормы, регламентирующие меры государственной поддержки лизинговой деятельности (гл.IV), что является наиболее важным для развития лизинга и укрепления экономики в Российской Федерации. Государственная поддержка лизинговой деятельности осуществляется в виде разработки и реализации федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально - экономического развития страны в целом или региона в виде создания залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества и ряда других мер. Глава V Федерального закона определяет право лизингодателя на инспектирование и контроль, что также является важным для соблюдения лизингополучателем условий договора лизинга и других сопутствующих договоров, а также право лизингодателя на финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя в той ее части, которая относится к предмету лизинга, за формированием финансовых результатов деятельности лизингополучателя и выполнением лизингополучателем обязательств по договору лизинга.
Подписано в печать Е.В.Малашин 25.12.1998 Главный юрисконсульт
ГНИ по г. Москве
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |