|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Документооборот как элемент учетной политики ("Налоговый вестник", 1999, N 1)
"Налоговый вестник", N 1, 1999
ДОКУМЕНТООБОРОТ КАК ЭЛЕМЕНТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета и, как следствие, исчисление налогооблагаемой базы во многом определяется содержанием первичных документов, в которых фиксируется факт их совершения. На сегодняшний день к оформлению первичных документов и регистров бухгалтерского учета предъявляются достаточно четкие требования. В частности, ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусматривает, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Учетная политика предприятия - это выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (см. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия", утвержденное Приказом Минфина России от 28.07.1994). К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы. Более подробно разделы учетной политики рассматриваются в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, новая редакция которого вступает в силу с 1 января 1999 г. и предусматривает правила документооборота и технологию обработки учетной информации как необходимый элемент учетной политики. Имеет смысл сравнить требования к формированию учетной политики в обеих редакциях Положения.
———————————————————————————T—————————————————————————————————————¬ | Положение о бухгалтерском| Положение по ведению бухгалтерского | | учете и отчетности | учета и бухгалтерской отчетности в | | в Российской Федерации, | Российской Федерации, утвержденное | | утвержденное Приказом | Приказом Минфина России | | Минфина России от | от 29.07.1998 N 34н | | 26.12.1994 N 170 | | +——————————————————————————+—————————————————————————————————————+ |Организация, осуществляя |Принятая организацией учетная полити—| |постановку бухгалтерского |ка утверждается приказом или иным| |учета: |письменным распоряжением руководителя| |самостоятельно устанавли— |организации. | |вает организационную фор— |При этом утверждаются: | |му бухгалтерской работы |рабочий план счетов бухгалтерского| |исходя из вида организа— |учета, содержащий применяемые в орга—| |ции и конкретных условий |низации счета, необходимые для веде—| |хозяйствования; |ния синтетического и аналитического| |определяет в установлен— |учета; | |ном порядке форму и мето— |формы первичных учетных документов,| |ды бухгалтерского учета, |применяемых для оформления хозяйс—| |а также технологию обра— |твенных операций, по которым не пре—| |ботки учетной информации; |дусмотрены типовые формы первичных| |разрабатывает систему |учетных документов, а также формы до—| |внутрипроизводственного |кументов для внутренней бухгалтерской| |учета, отчетности и конт— |отчетности; | |роля; |методы оценки отдельных видов иму—| |формирует в установленном |щества и обязательств; | |порядке свою учетную по— |порядок проведения инвентаризации| |литику по другим вопросам |имущества и обязательств; | | |правила документооборота и технология| | |обработки учетной информации; | | |порядок контроля за хозяйственными| | |операциями, а также другие решения,| | |необходимые для организации бухгал—| | |терского учета | L——————————————————————————+—————————————————————————————————————— Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; правила документооборота и технология обработки учетной информации наряду с рабочим планом счетов бухгалтерского учета, методами оценки отдельных видов имущества и обязательств, порядком проведения инвентаризации и контроля за хозяйственными операциями являются обязательными элементами учетной политики предприятия. Создание первичных учетных документов, порядок и сроки их передачи для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Следует обратить особое внимание на ужесточение требований к оформлению первичных документов с 1 января 1999 г. Они изложены в Порядке поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном совместным Постановлением Госкомстата России и Минфина России от 29.05.1998 N 57а. Указанным Постановлением предусмотрено, что внедрение в организациях на территории Российской Федерации унифицированных форм первичной учетной документации как элемент учетной политики производится с начала финансового года. С 1 января 1999 г. первичные учетные документы должны приниматься к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России в 1997 - 1998 гг. по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, по следующим разделам учета: - по учету сельскохозяйственной продукции и сырья; - по учету труда и его оплаты; - по учету материалов, МБП, основных средств и нематериальных активов; - по учету работ в капитальном строительстве и в автомобильном транспорте; - по учету работы строительных машин и механизмов; - по учету результатов инвентаризации; - по учету кассовых и торговых операций. Маловероятна, однако не исключена возможность разногласий с контролирующими органами о правомерности принятия или непринятия к учету хозяйственных операций, оформленных с нарушениями упомянутого выше Постановления Правительства РФ. Во избежание подобных разногласий следует уже на этапе формирования учетной политики на 1999 г. проанализировать существующий документооборот и применяемые формы первичных документов и учетных регистров с целью приведения их в соответствие с требованиями законодательства. Следует обратить внимание на то, что последовательная унификация применяемых форм первичных документов - это одна из составляющих процесса реформирования бухгалтерского учета и приведения его в соответствие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (см. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности"). Необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета и документооборота как элемента системы учета вызвана, прежде всего, изменением системы общественных отношений, а также гражданско - правовой среды жизнедеятельности всех хозяйствующих субъектов. Так, система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций. Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В целях обеспечения поставленных задач в Программе предлагается, в частности, "пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации". Примерный план работы предприятия по приведению в соответствие с требованиями законодательства существующих схем документооборота и применяемых форм первичных документов и учетных регистров. 1. Подготовка, издание и доведение до персонала предприятия распоряжения руководителя о проведении мероприятий по внедрению единой системы документооборота. 2. Ознакомление административно - управленческого персонала предприятия с требованиями российского законодательства в сфере документального оформления хозяйственных операций. 3. Составление (или анализ имеющейся) организационно - функциональной структуры предприятия. 4. Установление функциональной и линейной подчиненности подразделений предприятия. 5. Анализ существующих положений (регламентов) о подразделениях на предмет их соответствия фактическому положению дел, внесение изменений в положения или их разработка в случае отсутствия. 6. Составление схем существующих информационных потоков и схем документооборота на предприятии. 7. Анализ информационных потоков и схем документооборота на предмет выявления дублирующих потоков информации или недостающих информационных связей. 8. Сбор, систематизация и анализ применяемых в настоящее время на предприятии форм первичных документов. 9. Установление принадлежности (сопоставление) применяемых форм документов соответствующим разделам бухгалтерского (управленческого, финансового и налогового) учета. 10. Сопоставление применяемых форм документов формам, предусмотренным нормативными документами. 11. Внесение дополнительных (недостающих) реквизитов в применяемые формы или введение в делопроизводство недостающих форм документов. 12. Составление, утверждение и доведение до персонала "Альбома унифицированных форм первичных документов" как элемента учетной политики, единого для всех филиалов и структурных подразделений предприятия и, в случае необходимости, инструкций по их применению. 13. Составление и доведение до персонала графиков документооборота на основе унифицированных форм документов. 14. Корректировка имеющихся на предприятиях (или разработка новых) должностных инструкций персонала, отвечающего за составление, обработку и контроль прохождения (принятия к учету) первичных документов. 15. Организация и проведение ознакомительных семинаров для персонала филиалов и структурных подразделений предприятия. 16. Контроль применения унифицированных форм документов и соблюдения графиков документооборота. 17. Сбор и анализ информации о возможных нарушениях, искажениях и ошибках. 18. Принятие соответствующих решений о внесении изменений (дополнений) в принятую схему документооборота, должностные инструкции персонала, прочую организационно - распорядительную документацию на предприятии. При организации движения первичных документов на предприятии можно воспользоваться: - Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 N 105; - Решением Госналогслужбы России и Росархива от 27.06.1996 "Об изменении сроков хранения документов бухгалтерского учета", которое увеличило обязательный минимальный срок хранения бухгалтерских документов до пяти лет; - Государственным стандартом "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно - распорядительной документации. Требования к оформлению документов" ГОСТ Р 6.30-97. Дата введения - 1 июля 1998 г. Стандарт распространяется на организационно - распорядительные документы (постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др.), которые фиксируют административные и организационные решения, а также вопросы управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности предприятия.
Подписано в печать И.Д.Юцковская 25.12.1998 Старший эксперт ООО "ФБК"
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |