Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Документооборот как элемент учетной политики ("Налоговый вестник", 1999, N 1)



"Налоговый вестник", N 1, 1999

ДОКУМЕНТООБОРОТ КАК ЭЛЕМЕНТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета и, как следствие, исчисление налогооблагаемой базы во многом определяется содержанием первичных документов, в которых фиксируется факт их совершения.

На сегодняшний день к оформлению первичных документов и регистров бухгалтерского учета предъявляются достаточно четкие требования.

В частности, ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусматривает, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Учетная политика предприятия - это выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (см. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия", утвержденное Приказом Минфина России от 28.07.1994).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

Более подробно разделы учетной политики рассматриваются в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, новая редакция которого вступает в силу с 1 января 1999 г. и предусматривает правила документооборота и технологию обработки учетной информации как необходимый элемент учетной политики.

Имеет смысл сравнить требования к формированию учетной политики в обеих редакциях Положения.

     
   ———————————————————————————T—————————————————————————————————————¬
   | Положение о бухгалтерском| Положение по ведению бухгалтерского |
   |    учете и отчетности    |  учета и бухгалтерской отчетности в |
   |  в Российской Федерации, |  Российской Федерации, утвержденное |
   |   утвержденное Приказом  |       Приказом Минфина России       |
   |     Минфина России от    |          от 29.07.1998 N 34н        |
   |      26.12.1994 N 170    |                                     |
   +——————————————————————————+—————————————————————————————————————+
   |Организация,  осуществляя |Принятая организацией учетная полити—|
   |постановку бухгалтерского |ка  утверждается  приказом  или  иным|
   |учета:                    |письменным распоряжением руководителя|
   |самостоятельно устанавли— |организации.                         |
   |вает организационную фор— |При  этом утверждаются:              |
   |му  бухгалтерской работы  |рабочий  план  счетов  бухгалтерского|
   |исходя из вида  организа— |учета, содержащий применяемые в орга—|
   |ции  и конкретных условий |низации счета,  необходимые для веде—|
   |хозяйствования;           |ния  синтетического  и аналитического|
   |определяет в  установлен— |учета;                               |
   |ном порядке форму и мето— |формы первичных  учетных  документов,|
   |ды  бухгалтерского учета, |применяемых  для  оформления  хозяйс—|
   |а также технологию  обра— |твенных операций,  по которым не пре—|
   |ботки учетной информации; |дусмотрены  типовые  формы  первичных|
   |разрабатывает     систему |учетных документов, а также формы до—|
   |внутрипроизводственного   |кументов для внутренней бухгалтерской|
   |учета, отчетности и конт— |отчетности;                          |
   |роля;                     |методы оценки  отдельных  видов  иму—|
   |формирует в установленном |щества и обязательств;               |
   |порядке  свою учетную по— |порядок проведения     инвентаризации|
   |литику по другим вопросам |имущества и обязательств;            |
   |                          |правила документооборота и технология|
   |                          |обработки учетной информации;        |
   |                          |порядок контроля   за  хозяйственными|
   |                          |операциями,  а также другие  решения,|
   |                          |необходимые  для  организации бухгал—|
   |                          |терского учета                       |
   L——————————————————————————+——————————————————————————————————————
   

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; правила документооборота и технология обработки учетной информации наряду с рабочим планом счетов бухгалтерского учета, методами оценки отдельных видов имущества и обязательств, порядком проведения инвентаризации и контроля за хозяйственными операциями являются обязательными элементами учетной политики предприятия.

Создание первичных учетных документов, порядок и сроки их передачи для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.

Следует обратить особое внимание на ужесточение требований к оформлению первичных документов с 1 января 1999 г.

Они изложены в Порядке поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном совместным Постановлением Госкомстата России и Минфина России от 29.05.1998 N 57а.

Указанным Постановлением предусмотрено, что внедрение в организациях на территории Российской Федерации унифицированных форм первичной учетной документации как элемент учетной политики производится с начала финансового года.

С 1 января 1999 г. первичные учетные документы должны приниматься к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России в 1997 - 1998 гг. по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, по следующим разделам учета:

- по учету сельскохозяйственной продукции и сырья;

- по учету труда и его оплаты;

- по учету материалов, МБП, основных средств и нематериальных активов;

- по учету работ в капитальном строительстве и в автомобильном транспорте;

- по учету работы строительных машин и механизмов;

- по учету результатов инвентаризации;

- по учету кассовых и торговых операций.

Маловероятна, однако не исключена возможность разногласий с контролирующими органами о правомерности принятия или непринятия к учету хозяйственных операций, оформленных с нарушениями упомянутого выше Постановления Правительства РФ.

Во избежание подобных разногласий следует уже на этапе формирования учетной политики на 1999 г. проанализировать существующий документооборот и применяемые формы первичных документов и учетных регистров с целью приведения их в соответствие с требованиями законодательства.

Следует обратить внимание на то, что последовательная унификация применяемых форм первичных документов - это одна из составляющих процесса реформирования бухгалтерского учета и приведения его в соответствие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (см. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности").

Необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета и документооборота как элемента системы учета вызвана, прежде всего, изменением системы общественных отношений, а также гражданско - правовой среды жизнедеятельности всех хозяйствующих субъектов.

Так, система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В целях обеспечения поставленных задач в Программе предлагается, в частности, "пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации".

Примерный план работы предприятия по приведению в соответствие с требованиями законодательства существующих схем документооборота и применяемых форм первичных документов и учетных регистров.

1. Подготовка, издание и доведение до персонала предприятия распоряжения руководителя о проведении мероприятий по внедрению единой системы документооборота.

2. Ознакомление административно - управленческого персонала предприятия с требованиями российского законодательства в сфере документального оформления хозяйственных операций.

3. Составление (или анализ имеющейся) организационно - функциональной структуры предприятия.

4. Установление функциональной и линейной подчиненности подразделений предприятия.

5. Анализ существующих положений (регламентов) о подразделениях на предмет их соответствия фактическому положению дел, внесение изменений в положения или их разработка в случае отсутствия.

6. Составление схем существующих информационных потоков и схем документооборота на предприятии.

7. Анализ информационных потоков и схем документооборота на предмет выявления дублирующих потоков информации или недостающих информационных связей.

8. Сбор, систематизация и анализ применяемых в настоящее время на предприятии форм первичных документов.

9. Установление принадлежности (сопоставление) применяемых форм документов соответствующим разделам бухгалтерского (управленческого, финансового и налогового) учета.

10. Сопоставление применяемых форм документов формам, предусмотренным нормативными документами.

11. Внесение дополнительных (недостающих) реквизитов в применяемые формы или введение в делопроизводство недостающих форм документов.

12. Составление, утверждение и доведение до персонала "Альбома унифицированных форм первичных документов" как элемента учетной политики, единого для всех филиалов и структурных подразделений предприятия и, в случае необходимости, инструкций по их применению.

13. Составление и доведение до персонала графиков документооборота на основе унифицированных форм документов.

14. Корректировка имеющихся на предприятиях (или разработка новых) должностных инструкций персонала, отвечающего за составление, обработку и контроль прохождения (принятия к учету) первичных документов.

15. Организация и проведение ознакомительных семинаров для персонала филиалов и структурных подразделений предприятия.

16. Контроль применения унифицированных форм документов и соблюдения графиков документооборота.

17. Сбор и анализ информации о возможных нарушениях, искажениях и ошибках.

18. Принятие соответствующих решений о внесении изменений (дополнений) в принятую схему документооборота, должностные инструкции персонала, прочую организационно - распорядительную документацию на предприятии.

При организации движения первичных документов на предприятии можно воспользоваться:

- Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 N 105;

- Решением Госналогслужбы России и Росархива от 27.06.1996 "Об изменении сроков хранения документов бухгалтерского учета", которое увеличило обязательный минимальный срок хранения бухгалтерских документов до пяти лет;

- Государственным стандартом "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно - распорядительной документации. Требования к оформлению документов" ГОСТ Р 6.30-97. Дата введения - 1 июля 1998 г.

Стандарт распространяется на организационно - распорядительные документы (постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др.), которые фиксируют административные и организационные решения, а также вопросы управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности предприятия.

Подписано в печать И.Д.Юцковская

25.12.1998 Старший эксперт ООО "ФБК"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Порядок оформления приказов (распоряжений) руководителей организаций при выполнении обязанностей временно отсутствующего работника, при замещении, совмещении профессий, совместительстве. Порядок оплаты труда в этих случаях ("Консультант Бухгалтера", 1999, N 1) >
Статья: Порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с выбытием основных фондов ("Налоговый вестник", 1999, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.