Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Счета - фактуры: особенности составления на предприятиях различных отраслей ("Консультант Бухгалтера", 1999, N 1)



"Консультант Бухгалтера", N 1, 1999

СЧЕТА - ФАКТУРЫ: ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ

Необходимость составления счетов - фактур впервые была определена Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины". Положения Указа были развиты в Постановлении Правительства РФ от 29 июля 1996 г. N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Порядок). Впоследствии (2 февраля 1998 г.) в этот документ Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 108 были внесены изменения, которыми действие отдельных требований было уточнено с учетом практики применения счетов - фактур в 1997 г.

Общие положения

Счета - фактуры обязательны к составлению с 1 января 1997 г. В соответствии с преамбулой Порядка в обязательном порядке составляют счета - фактуры плательщики налога на добавленную стоимость при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемых налогом. То есть безусловно освобождены от составления счетов - фактур и ведения книг продаж и покупок только субъекты предпринимательской деятельности, не являющиеся плательщиками НДС.

Бюджетные организации к этой категории отнести нельзя, так как практически все такие организации осуществляют или могут осуществлять операции, облагаемые налогом на добавленную стоимость.

В настоящее время к числу этих субъектов можно однозначно отнести только предпринимателей без образования юридического лица и малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения.

При приобретении материальных ценностей для производственных нужд у указанных выше лиц и организаций, как за наличный расчет, так и при безналичных расчетах, сумма налога по ним к зачету у покупателя не принимается и расчетным путем не выделяется. Стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), без выделения по ним в расчетных документах налога на добавленную стоимость, приходуется налогоплательщиком на счетах учета имущества на всю сумму предъявленного счета с последующим списанием в установленном порядке на издержки производства (обращения). В связи с этим отражение у покупателя в книге покупок по таким операциям не производится.

Кроме того, в соответствии с Порядком счета - фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям с ценными бумагами (кроме брокерских и иных посреднических услуг), а также банками (кредитными организациями) и страховыми организациями по операциям (сделкам), не облагаемым налогом на добавленную стоимость.

Основная цель, которая достигается посредством использования счетов - фактур, обеспечение собираемости налога на добавленную стоимость. Счет - фактура является средством контроля налоговых органов за полнотой отражения в бухгалтерском учете реализационных операций. Требование регистрации счетов - фактур в книге продаж у поставщика и книге покупок у покупателя обеспечивает возможность проведения встречных проверок правильности исчисления налогов. Наличие счета - фактуры является дополнительным условием предъявления уплаченных сумм НДС к зачету или возмещению.

С введением счетов - фактур сохраняются все действующие формы расчетных и первичных учетных документов, включая счета и счета - фактуры формы N 868 и N 868а, однако использование этих форм в целях исчисления НДС взамен счетов - фактур, введенных с 1 января 1997 г., не допускается.

Особый порядок хранения счетов - фактур практически исключает и обратную замену - использование счетов - фактур вместо расчетных документов.

Порядок устанавливает только общие требования составления и учета счетов - фактур. Но специфика деятельности предприятий различных отраслей народного хозяйства обуславливает возникновение трудностей организации бухгалтерского учета с использованием этого инструмента налогового контроля.

Особенности составления и ведения счетов - фактур в некоторых отраслях в той или иной степени нашли отражение в письмах и разъяснениях Госналогслужбы России и Минфина России. Тот факт, что письма и разъяснения не могут являться нормативными документами и их требования не могут быть обязательными к выполнению, в данном случае значения не имеет. Все письма, о которых ниже пойдет речь, упрощают порядок ведения счетов - фактур. Что же касается возможных нарушений Порядка, то вскрыты они могут быть только при проведении проверок - то есть теми должностными лицами, для которых требования вышестоящих органов (Госналогслужбы России) обязательны к исполнению.

Особенности составления счетов - фактур хлебопекарными

предприятиями

В соответствии с Письмом Госналогслужбы России от 12 марта 1997 г. N 03-1-09/8 "О применении счетов - фактур при расчетах по НДС" (с учетом деятельности в хлебопекарной отрасли) допускаются следующие отступления от требований, установленных Порядком:

при необходимости право подписи руководителя и главного бухгалтера возлагать на ответственных лиц, круг которых определяется соответствующим приказом по организации (предприятию);

в случае отгрузки продукции одним и тем же покупателям в течение суток в несколько смен, счета - фактуры на отгруженную продукцию составлять по мере осуществления расчетов с покупателями, но не реже одного раза в 10 дней. При этом составление счетов - фактур и регистрация в книге продаж должны производиться в том отчетном периоде, в котором состоялась реализация продукции.

Необходимость этих отступлений вызвана спецификой деятельности данной отрасли: во-первых, отгрузка основных партий готовой продукции производится, как правило, ночью, когда присутствие главного бухгалтера на предприятии правилами внутреннего трудового распорядка не предусмотрено, а во-вторых, в течение суток в адрес одного и того же грузополучателя производится несколько отгрузок; оформление каждой отгрузки отдельным счетом - фактурой приведет к резкому повышению трудозатрат работников, ответственных за составление счетов - фактур, а количество дополнительно оформленной документации может свести на нет эффект от использования счетов - фактур как инструмента налогового контроля.

Особенности составления счетов - фактур

в электроэнергетике

Порядок ведения счетов - фактур в электроэнергетике разъяснен Письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 3 и 4 апреля 1997 г. N N ВЗ-8-03/148, 04-03-11.

Особенности ведения счетов - фактур в этой отрасли обусловлены наличием большого числа филиалов, которые не являясь юридическими лицами, тем не менее, осуществляют самостоятельные расчеты с потребителями и могут являться самостоятельными плательщиками налога на добавленную стоимость.

Для энергоснабжающих организаций (к которым помимо электроснабжающих относятся и теплоснабжающие) предусмотрен следующий порядок ведения счетов - фактур:

нумерацию бланков счетов - фактур производит энергоснабжающая организация (АО энерго), которая осуществляет контроль за правильностью их учета и использования;

счета - фактуры за отпущенную непосредственно потребителям электрическую и тепловую энергию выписываются отделениями энергосбытов или другими структурными подразделениями энергоснабжающих организаций, выполняющими функции сбыта электро (тепло) энергии, в соответствии с установленными договорами сроками, за тот отчетный налоговый период, к которому относится реализация, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, и не реже одного раза в месяц. В указанных счетах - фактурах суммы штрафов, предъявляемые потребителям в соответствии с действующими правилами и договорами не отражаются, а оформляются отдельным счетом - фактурой в порядке, изложенном в Письме Госналогслужбы России и Минфина России от 25 декабря 1996 г. N N ВЗ-6-03/890, 109 "О применении счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" с 1 января 1997 г. (заметим, что этому Письму Минюстом России было отказано в регистрации еще 12 февраля 1997 г., тем не менее ссылки на него в разъяснениях Минфина России и Госналогслужбы России продолжают появляться. Правила оформления счетов - фактур достаточно подробно изложены в Порядке и приложениях к нему);

журналы регистрации счетов - фактур и книги продаж ведутся этими же отделениями энергосбытов или другими структурными подразделениями энергоснабжающих организаций с использованием в необходимых случаях компьютеров, пишущей машинки или от руки (для структурных подразделений других отраслей предусмотрено ведение единой книги продаж - в головном предприятии, являющемся юридическим лицом);

указанные отделения (иные структурные подразделения) книги продаж ежемесячно за отчетный налоговый период представляют энергоснабжающей организации (АО-энерго) для составления расчетов (деклараций) по налогу на добавленную стоимость.

Кроме того, так как энергоснабжающие организации отпускают энергию населению (физическим лицам, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость), при расчетах за потребляемую электро (тепло) энергию с этой категорией потребителей допускается применение действующих бланков отчетности и форм первичных учетных документов (квитанции с оттиском кассовых аппаратов банка, приходный кассовый ордер и другие) с последующим отражением в книге продаж итоговой суммы согласно соответствующим выпискам банка и другим документам, подтверждающим оплату.

Положения, изложенные в этом Письме, подтверждены в 1998 г. Письмом Госналогслужбы России от 6 апреля 1998 г. N 03-4-09/46 "О ведении книги продаж".

Особенности составления счетов - фактур при аренде

государственного и муниципального имущества

В том случае, когда договор аренды государственного или муниципального имущества заключен непосредственно с комитетом по управлению государственным (муниципальным) имуществом, а расчеты по арендной плате и налоговым платежам ведутся непосредственно с бюджетом, Письмом Госналогслужбы России от 2 апреля 1997 г. N 03-4-09/21 "О применении счетов - фактур при расчетах по НДС при аренде государственного и муниципального имущества" предусмотрен отличный от общего порядок составления счетов - фактур:

счет - фактуру составляет не поставщик услуги, а плательщик налога - арендатор. Счет - фактура составляется в одном экземпляре с пометкой "аренда государственного (или муниципального) имущества". Составленный счет - фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и налога на добавленную стоимость. В книге покупок счет - фактура регистрируется только в той части арендного платежа, который подлежит списанию в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения и в соответствующей доле - налог на добавленную стоимость. При этом указанный счет - фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия (организации, учреждения) - арендатора и скрепляется печатью этой организации (предприятия).

Особенности составления счетов - фактур

предприятиями связи

В соответствии с Письмом Госналогслужбы России от 1 апреля 1997 г. N 03-4-09/46 предприятиям отрасли "Связь" в случае компьютерного учета допускается составление счетов - фактур с использованием компьютера. Изменения внешней формы счета - фактуры не должны нарушать последовательности расположения и числа показателей, утвержденных Порядком, в типовой форме счета - фактуры.

При наличии большого количества покупателей (потребителей) или поставщиков, а также компьютерной формы учета допускается ведение книги продаж (покупок) с использованием компьютера. В этом случае по истечении отчетного периода, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем (кварталом), книга продаж (покупок) распечатывается, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью.

Положение, указанное в предыдущем абзаце, ранее распространялось только на предприятия связи. В настоящее время в соответствии с п.25 Порядка книга продаж и покупок может вестись с использованием компьютера любыми организациями.

Кроме того, при оказании услуг связи физическим лицам допускается счета - фактуры не выписывать, а в книге продаж регистрировать итоговую сумму по реестру (своду) за отчетный период, но не реже одного раза в месяц.

Что касается юридических лиц, то предприятиям связи следует выписывать счет - фактуру по каждому юридическому лицу в соответствии с договором, учитывая при этом, что накопительный период по оказанным услугам электросвязи (связи) не должен превышать 30 дней, а счета - фактуры должны быть выставлены в течение 10 дней после окончания накопительного периода, но не реже одного раза за соответствующий отчетный налоговый период. То есть, исходя из того, что оказание услуг связи непрерывно по времени, счета - фактуры не могут выписываться на каждую отдельную операцию. Поэтому, предусмотрена возможность составления счета - фактуры один раз в месяц, как правило, одновременно с оформлением документов, служащих основанием для оплаты указанных услуг.

Особенности составления счетов - фактур

при оказании услуг туристическими агентствами

Особенности ведения счетов - фактур при реализации туристских путевок и авиабилетов турагентами и туроператорами установлены Письмом Госналогинспекции по г. Москве от 12 марта 1998 г. N N 30-08/6262.

В соответствии с этим Письмом реализация туристских путевок и авиабилетов международного образца населению за наличный расчет производится без составления счетов - фактур. В качестве основания для применения этого порядка в упомянутом Письме делается ссылка на п.11 ранее упоминавшегося Письма Минфина России и Госналогслужбы России от 25 декабря 1996 г., не прошедшего регистрацию Минюста России, в соответствии с которым у организаций, оказывающих платные услуги (работы) непосредственно населению за наличный расчет, допускается применение действующих бланков строгой отчетности взамен счетов - фактур с последующим отражением их в книге продаж у поставщика. В настоящее время эта же норма закреплена в п.9 Порядка.

При этом может возникнуть вопрос, являются ли турагентства вообще плательщиками НДС, так как в соответствии с пп."у" п.1 ст.5 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" этим налогом не облагается реализация туристских и экскурсионных путевок. Но в том же подпункте сказано, что комиссионное и агентское вознаграждения, полученные турагентом от продажи туристских и экскурсионных путевок, облагаются налогом на общих основаниях. Кроме того, от налога на добавленную стоимость не освобождаются туристско - экскурсионные услуги, оказываемые турфирмами без оформления путевок, т.е. оформленные иными документами (в том числе кассовыми приходными ордерами, справкой - подтверждением, доверенностью - подтверждением и т.д.), а также путевки, не утвержденные в установленном порядке как бланки строгой отчетности.

Особенности оформления счетов фактур при осуществлении

транспортных транзитных перевозок

В соответствии с Письмом Госналогслужбы России от 23 мая 1997 г. N ПВ-6-03/393 счета - фактуры по транспортным расходам, не включаемым в отпускную цену продукции заводов - изготовителей, возмещаемым перевозчику за счет получаемой от покупателя выручки, должны выписываться непосредственно поставщиками услуг (перевозчиками) на имя покупателя этих транспортных услуг, поскольку оплата их потребителем производится сверх согласованных отпускных цен.

Особенности ведения счетов - фактур в торговле

и общественном питании

В соответствии с п.9 Порядка при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) розничной торговли и общественного питания и другими организациями (предприятиями), выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению за наличный расчет с использованием контрольно - кассовых машин, требования Порядка считаются выполненными, если продавец товара (работы, услуги) выдал покупателю кассовый чек (счет), содержащий следующие реквизиты:

наименование организации - продавца (предприятия - продавца);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации - продавца (предприятия - продавца);

номер кассового аппарата;

номер и дата выдачи чека;

стоимость (цена) продаваемого товара с налогом на добавленную стоимость.

При этом возникает вопрос, должен ли в чеке НДС быть выделен отдельно. В соответствии с Письмом Госналогинспекции по г. Москве от 28 августа 1997 г. N 11-13/20534 "О применении контрольно - кассовых машин (ККМ)" отсутствие на кассовом чеке выделенного налога на добавленную стоимость либо информации о том, что НДС включен в стоимость товара или т.п., не доказывает, что ККМ неисправна. В этих случаях штрафные санкции, предусмотренные Законом о применении ККМ, к предприятию или предпринимателю, использующим неисправную ККМ, не применяются. Таким образом, сумма, указанная в чеке, считается суммой стоимости товара с учетом НДС вне зависимости от того, имеются ли на чеке другие отметки.

Осуществление торговых операций связано с приобретением партий товара и реализацией товаров на основе договоров комиссии и поручения. В том случае, когда торговой организацией приобретаются, а снабженческой организацией продаются товары, составление и учет счетов - фактур должно осуществляться в общем порядке. То есть поставщик выписывает счет - фактуру на сумму стоимости отпущенного товара, а покупатель - торговое предприятие отражает суммы, указанные в счете - фактуре, в книге покупок. Особенностью здесь является то, что эта книга не может служить инструментом налоговой проверки самого торгового предприятия, так как сумма налога должна исчисляться по расчетной ставке от сумм разницы между ценами реализации и ценами, по которым производятся расчеты, а в книге покупок отражается сумма НДС, определенная как произведение суммы стоимости товара на ставку налога.

Из этого вытекает еще один вопрос: как должны составлять счета - фактуры предприятия, занимающиеся оптовой торговлей? Так как для таких предприятий предусмотрен общий порядок исчисления налога (произведение стоимости реализуемых товаров на налоговую ставку), то и порядок составления счетов - фактур должен быть общим - в книге продаж должны (в общем случае) отражаться суммы налога, относимые в бухгалтерском учете на счет 68 "Расчеты с бюджетом", а в книге покупок - на счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

Если же торговое предприятие осуществляет и оптовую и розничную торговлю, то ответ следует искать в требованиях к организации бухгалтерского учета на таких предприятиях - так как аналитический учет должен обеспечить раздельное ведение учета по различным объектам налогообложения (а в данном случае речь должна идти именно о различных объектах), то и применение счетов - фактур будет различным для различных видов торговли. При осуществлении оптовой торговли счета - фактуры выписываются в общем порядке, а при осуществлении розничной - действуют правила п.9 Порядка.

Правила оформления счетов - фактур при осуществлении торговли по договорам комиссии изложены в Письме Госналогслужбы России от 24 ноября 1997 г. N 11-13/30414. Этим Письмом определено, что:

при реализации товаров через посредника - комиссионера, участвующего в расчетах, счет - фактуру выписывает собственник товара при отгрузке его посреднику в общеустановленном порядке. Посредник, получив от поставщика счет - фактуру, регистрирует его согласно действующему порядку в журнале учета получаемых счетов - фактур, а также в книге покупок для зачета и возмещения в установленном порядке сумм входного налога на добавленную стоимость после фактической оплаты собственнику товара стоимости и налога.

При дальнейшей реализации этого товара посредник - комиссионер выписывает счет - фактуру на всю сумму реализации, включая часть выручки, отчисляемую посреднику в соответствии с договором. В книге продаж он отражает этот счет - фактуру и делает запись с указанием всей суммы продажи в зависимости от принятой учетной политики;

при реализации товара через посредника - комиссионера без участия в расчетах счет - фактура поставщиком должен выписываться на имя реального покупателя (нового владельца товара), минуя комиссионера, с отражением в книгах покупок и продаж соответственно на балансах реального продавца и покупателя в установленном порядке этих счетов - фактур.

Кстати, этим же Письмом Госналогслужбой России установлено, что суммы авансовых платежей у комиссионера с участием в расчетах, полученные от комитента для обеспечения договора поручения на приобретение товара для комитента, не должны облагаться налогом на добавленную стоимость, так как их перечисление можно рассматривать в режиме средств сумм по поручениям, а не в режиме средств, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), поскольку указанные средства выданы для целей закупки товаров и не связаны с расчетами между комитентом и комиссионером за оказанную услугу по реализации товаров. Следовательно, и счет - фактура (в одном экземпляре) при поступлении комиссионеру авансовых платежей не выписывается.

Особенности составления счетов - фактур

при производстве строительных материалов

Так как производство и реализация строительных материалов связаны с рядом особенностей, Госналогслужба России своим Письмом от 22 мая 1997 г. N 03-1-09/8 установила порядок ведения счетов - фактур на таких предприятиях, несколько отличающийся от общего. Заметим, что в Письме речь идет только об одной организации - АО "Моспромстройматериалы", но так как особый порядок налогообложения (а в данном случае можно считать, что речь идет об изменении порядка налогообложения, так как оформление счетов - фактур связано с предъявлением сумм уплаченного НДС к зачету или возмещению) в отношении отдельно взятой организации может быть установлен только федеральным законом, то порядок ведения счетов - фактур, изложенный в Письме, допустимо применять и на других аналогичных предприятиях.

Учитывая длительность процесса комплектации стройматериалами объектов строительства и большой объем документооборота при централизованных поставках продукции на строительные объекты, Госналогслужба России допускает составление сводных счетов - фактур по укрупненной номенклатуре (с конкретизацией перечня продукции по маркам, количеству и ценам в спецификациях, прилагаемых к счету - фактуре) по нескольким товарно - транспортным накладным, оформленным по одному объекту по мере выписки платежно - расчетных документов, но не реже одного раза в 10 дней.

При этом необходимо иметь в виду, что составление счетов - фактур и регистрация в книге продаж должны производиться в том отчетном налоговом периоде, в котором состоялась реализация товаров (работ, услуг).

Счета - фактуры по транспортным расходам, не включаемым в отпускную цену продукции завода - изготовителя, возмещаемые автокомбинатам за счет получаемой от покупателя выручки, выписываются непосредственно автокомбинатом на имя строительной площадки - потребителя (покупателя) этих транспортных услуг. Так как транспортные услуги не отражаются на балансе производителя строительных материалов, то в книге продаж производителя такие счета - фактуры (по транспортным услугам) отражаться не должны.

Расчеты за предоставленные транспортные услуги и соответственно составление счетов - фактур по ним должны осуществлять поставщики указанных услуг (автокомбинаты) без привязки к расчетам за отгрузку стройматериалов, поскольку указанные транспортные услуги оплачиваются дополнительно потребителем (строительной организацией) сверх согласованных отпускных цен. Поэтому определение сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате в бюджет, и возмещению (зачету) из бюджета, должны производиться на балансах соответственно автокомбинатов (через счет реализации) и строительных организаций (покупателей).

Подписано в печать В.Р.Захарьин

16.12.1998

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Разрешение спорных вопросов арбитражными судами по искам предприятий к налоговым органам ("Консультант Бухгалтера", 1999, N 1) >
Статья: О налогообложении хозяйственных операций при завершении совместной деятельности ("Консультант Бухгалтера", 1999, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.