|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Письму ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886 <Об отдельных вопросах, связанных с применением законодательства по косвенным налогам>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 23)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 23
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ ФНС РОССИИ ОТ 19.10.2005 N ММ-6-03/886 <ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО КОСВЕННЫМ НАЛОГАМ>>
Значительную часть Письма налоговые инспекторы посвятили правильному составлению счетов-фактур. Мы остановимся на наиболее интересных моментах. Один из них касается ареста, наложенного на имущество фирмы в связи с неуплатой налогов в бюджет. Согласно п. 2 ст. 12 Закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ судебный пристав имеет право арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением изъятого из оборота в соответствии с законом. Для продажи арестованного имущества приставы на комиссионных началах привлекают специализированные организации. Кто в таком случае должен выставлять счета-фактуры, а также исполнять обязанности по уплате НДС в бюджет? На последнюю часть вопроса ответ в принципе давно известен. Ведь изъятие (арест) имущества, хотя и ограничивает в определенной степени право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться им, не приводит к переходу права собственности. Соответственно, плательщиком НДС при реализации арестованного имущества является организация - собственник имущества. А вот на вопрос о порядке выставления счетов-фактур до сих пор четкого ответа не было. В рассматриваемом Письме налоговые инспекторы предлагают руководствоваться общим порядком выставления и регистрации счетов-фактур в Книге покупок и Книге продаж при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров. Действовать нужно в соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила). Иными словами, при реализации имущества должника по договору комиссии счет-фактура выставляется специализированной организацией покупателю в двух экземплярах не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки имущества. По мнению работников ФНС, не имеет значения, что такой договор комиссии заключен не с собственником товара (т.е. должником), а со службой судебных приставов. После отгрузки имущества специализированная организация (комиссионер) обязана сообщить собственнику показатели, отраженные в счете-фактуре, выставленном данной организацией при реализации имущества покупателю. А собственник в свою очередь обязан самостоятельно уплатить налог и выдать комиссионеру свой счет-фактуру, в котором отражаются показатели, аналогичные указанным в счете-фактуре, выставленном комиссионером (специализированной организацией) в адрес покупателя. Данное разъяснение в первую очередь важно для покупателей товаров, реализуемых через торги, потому что раньше они часто вообще не могли получить счетов-фактур от комиссионеров, ссылавшихся на отсутствие у них подобной обязанности, а следовательно, теряли право на вычет фактически уплаченных при приобретении таких товаров сумм НДС.
Что указывать предпринимателю в счете-фактуре
Интересным является и вопрос о том, реквизиты какого документа о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, зарегистрированного до 1 января 2004 г., должны указываться в счете-фактуре, выставленном после 1 января 2005 г. Ответ работников ФНС России таков. Согласно ст. 3 Закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ запись о физическом лице, зарегистрированном в качестве предпринимателя до 01.01.2004, должна быть внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, и регистрирующий орган выдает документ, подтверждающий факт внесения такой записи в Государственный реестр. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 утверждены формы документов, используемых при государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращения ими деятельности, а также при внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРИП. Согласно этому документу факт внесения записи в реестр предпринимателей, зарегистрированных до 1 января 2005 г., подтверждает "Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года". Поэтому коммерсанты, зарегистрированные до 1 января 2004 г. и прошедшие перерегистрацию в соответствии со ст. 3 Закона N 76-ФЗ, с 1 января 2005 г. при выставлении счетов-фактур в адрес своих покупателей должны указывать реквизиты "Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года". Чтобы избежать спора с налоговыми инспекторами, их требования к оформлению счетов-фактур, выставляемых индивидуальными предпринимателями, лучше выполнять. В противном случае они используют нормы п. 2 ст. 169 Налогового кодекса, который предусматривает, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для вычета или возмещения налога. Не лишним для фирм и предпринимателей будет напоминание инспекторов о том, в каком порядке должны заполнять счета-фактуры те, кто рассчитывает налог в соответствии с п. 4 ст. 154 Кодекса по реализуемой сельскохозяйственной продукции, закупаемой у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС). Хотя непосредственно таких налогоплательщиков не так уж и много, в принципе описанный порядок применим и для других случаев, когда налоговая база по НДС определяется как разница между ценой реализации, включающей сам налог, и ценой приобретения указанной продукции (прав) или ее остаточной стоимостью (п. п. 3, 4 ст. 154 НК РФ, п. п. 2, 3 и 4 ст. 155 НК РФ в ред., действующей с 01.01.2006). В таких случаях в счете-фактуре в графе 7 указывается ставка налога (18/118 или 10/110) с пометкой "с межценовой разницы", в графе 8 - сумма налога, исчисленная в вышеуказанном порядке, и в графе 9 - стоимость реализуемой продукции (имущественных прав).
Когда нужно поправить счет-фактуру
Как правильно отразить суммы НДС в счете-фактуре и Книге продаж в случаях, когда в уже выставленные счета-фактуры поставщиком вносятся исправления, касающиеся цены реализуемых товаров (работ, услуг), в более поздние периоды? По мнению инспекторов, до внесения продавцом сделанных соответствующим образом исправлений счета-фактуры, составленные ранее, считаются выставленными с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 ст. 169 Налогового кодекса, а следовательно, не могут служить основанием для подтверждения налоговых вычетов и регистрироваться в Книге покупок. Таким образом, фирма-покупатель в случае внесения продавцом исправлений в счет-фактуру, зарегистрированный ею в Книге покупок, должна представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором были внесены изменения в цену договора (по дате первоначального счета-фактуры), и уменьшает в этом периоде налоговые вычеты на полную сумму НДС, указанную в данном счете-фактуре. Продавец товара также представляет в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за прошедший период, в которой налоговая база и исчисленная сумма налога отражаются с учетом внесенных в счет-фактуру исправлений. При этом следует обратить внимание, что в случае, если разница между первоначальной стоимостью товаров (включая НДС) и стоимостью товаров с учетом внесенных в счет-фактуру исправлений (когда исправления цены реализации произведены в сторону ее увеличения) не возвращена покупателю, указанная сумма подлежит включению в налоговую базу продавца в соответствии со ст. 162 Налогового кодекса (с 1 января 2006 г. - на основании п. 1 ст. 167 НК РФ). Описанный порядок применяется как покупателем, так и продавцом независимо от того, увеличивает или уменьшает продавец ранее указанную им в счете-фактуре стоимость товара (работы, услуги). Дата внесения исправлений для продавца не имеет существенного значения, поскольку им все равно производится пересчет налоговой базы в первоначальном периоде. Для покупателя же более поздняя дата ведет к полному изъятию из зачета сумм налога, указанных в первоначальном счете-фактуре (т.е. к возникновению недоимки). Поэтому покупателям в таких ситуациях лучше договариваться с продавцом, чтобы тот датировал подобные исправления тем же налоговым периодом, в котором им выписывался и первоначальный счет-фактура.
Принятие к вычету НДС по основным средствам
Учитывая, что стоимость основных средств нередко является весьма значительной, случается, что организации приобретают их в рассрочку. При этом продавец, как того требует гл. 21 Налогового кодекса, выдает покупателю счет-фактуру сразу на всю стоимость основного средства. Имеет ли право покупатель, оплатив приобретение данного объекта лишь частично, но уже введя его в эксплуатацию, частично принять НДС к вычету в соответствии с п. 1 ст. 172 Налогового кодекса? Налоговые инспекторы дают отрицательный ответ, впрочем, как и работники финансового ведомства (см. Письмо Минфина России от 24.08.2005 N 03-04-11/210). Во всех случаях госслужащие приводят два довода. Во-первых, при применении налоговых вычетов по приобретенным основным средствам Налоговым кодексом установлен особый порядок (п. 1 ст. 172 НК РФ). Вычеты сумм налога, предъявленных продавцом налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств или нематериальных активов, указанных в п. п. 2 и 4 ст. 171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов. Во-вторых, указанное требование, по мнению инспекторов, подтверждается и п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Согласно ему при приобретении основных средств или нематериальных активов регистрация счета-фактуры в Книге покупок производится в полном объеме после их принятия на учет. Понятно, что такой подход работников ФНС к вопросу вычетов НДС по основным средствам является крайне невыгодным для налогоплательщиков. И у желающих поспорить с ним есть хорошие шансы доказать свою правоту. Опираться при этом можно на следующие доводы. К числу особенностей применения налоговых вычетов при приобретении основных средств Налоговый кодекс относит и их постановку на бухгалтерский учет. При этом полной оплаты их стоимости не требуется. Кроме того, формулировка "вычеты производятся в полном объеме", используемая в п. 1 ст. 172 Кодекса, употребляется в отношении суммы налогового вычета, а не возникновения права на вычет после оплаты стоимости основного средства (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.08.2005 N Ф04-5315/2005(14063-А27-25)). С выводом о том, что из этой статьи прямо не следует, будто вычет производится только после полной оплаты основных средств продавцу, соглашаются судьи и других регионов (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 01.08.2005 N А05-1649/05-13, Уральского округа от 02.02.2005 N Ф09-38/05-АК). Что же касается второго "вспомогательного" довода работников ФНС (в части п. 9 Правил), то для судов данный тезис и вовсе не убедителен, так как Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур порядок возмещения НДС не устанавливают, делать это может только сам Налоговый кодекс. Справедливости ради надо отметить, что данный вопрос все еще остается спорным и инспекторам иногда удается убедить судей в своей правоте. Такой вывод сделали, например, судьи того же ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 06.06.2005 N А56-17988/2004.
Восстановление сумм НДС
Данный обзор еще раз подтвердил, что налоговые инспекторы по-прежнему продолжают настаивать на восстановлении и уплате в бюджет сумм НДС, принятых налогоплательщиком к вычету, при выявлении по результатам инвентаризации недостачи товаров. Опираясь на общие нормы п. 2 ст. 171 Налогового кодекса о том, по каким товарам (работам, услугам) предоставляется вычет, они утверждают следующее. Если сумма НДС по приобретенным товарам или основным средствам была принята к вычету, но эти объекты не использовались в операциях, которые признаются объектом налогообложения, то суммы НДС нужно восстановить и уплатить в бюджет. Стоимость же похищенного имущества должна возмещаться за счет виновных лиц с учетом НДС. Однако судебная практика доказывает обратное. В условиях, когда сам Налоговый кодекс строго ограничивает и прямо указывает случаи, предусматривающие обязанность налогоплательщиков восстановить ранее принятые к вычету суммы налога, все иные требования работников ФНС суды признают незаконными. Так, в одном из дел о возмещении НДС с похищенных (утраченных) товаров, первоначально приобретенных для перепродажи, ФАС Волго-Вятского округа (Постановление от 23.05.2005 N А31-2989/15) подтвердил, что налогоплательщик правомерно принял к вычету НДС на основании п. 2 ст. 171 Налогового кодекса, а другие ограничения на применение вычетов в законодательстве отсутствуют.
С.М.Рюмин Финансовый директор ООО "Консультационно-аудиторская фирма "Инвестаудиттраст" Подписано в печать 25.11.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |