Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886 <Об отдельных вопросах, связанных с применением законодательства по косвенным налогам>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 23)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 23

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ ФНС РОССИИ ОТ 19.10.2005 N ММ-6-03/886

<ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО КОСВЕННЫМ НАЛОГАМ>>

Значительную часть Письма налоговые инспекторы посвятили правильному составлению счетов-фактур. Мы остановимся на наиболее интересных моментах.

Один из них касается ареста, наложенного на имущество фирмы в связи с неуплатой налогов в бюджет. Согласно п. 2 ст. 12 Закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ судебный пристав имеет право арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением изъятого из оборота в соответствии с законом. Для продажи арестованного имущества приставы на комиссионных началах привлекают специализированные организации. Кто в таком случае должен выставлять счета-фактуры, а также исполнять обязанности по уплате НДС в бюджет?

На последнюю часть вопроса ответ в принципе давно известен. Ведь изъятие (арест) имущества, хотя и ограничивает в определенной степени право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться им, не приводит к переходу права собственности. Соответственно, плательщиком НДС при реализации арестованного имущества является организация - собственник имущества. А вот на вопрос о порядке выставления счетов-фактур до сих пор четкого ответа не было.

В рассматриваемом Письме налоговые инспекторы предлагают руководствоваться общим порядком выставления и регистрации счетов-фактур в Книге покупок и Книге продаж при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров. Действовать нужно в соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила). Иными словами, при реализации имущества должника по договору комиссии счет-фактура выставляется специализированной организацией покупателю в двух экземплярах не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки имущества. По мнению работников ФНС, не имеет значения, что такой договор комиссии заключен не с собственником товара (т.е. должником), а со службой судебных приставов. После отгрузки имущества специализированная организация (комиссионер) обязана сообщить собственнику показатели, отраженные в счете-фактуре, выставленном данной организацией при реализации имущества покупателю. А собственник в свою очередь обязан самостоятельно уплатить налог и выдать комиссионеру свой счет-фактуру, в котором отражаются показатели, аналогичные указанным в счете-фактуре, выставленном комиссионером (специализированной организацией) в адрес покупателя.

Данное разъяснение в первую очередь важно для покупателей товаров, реализуемых через торги, потому что раньше они часто вообще не могли получить счетов-фактур от комиссионеров, ссылавшихся на отсутствие у них подобной обязанности, а следовательно, теряли право на вычет фактически уплаченных при приобретении таких товаров сумм НДС.

Что указывать предпринимателю в счете-фактуре

Интересным является и вопрос о том, реквизиты какого документа о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, зарегистрированного до 1 января 2004 г., должны указываться в счете-фактуре, выставленном после 1 января 2005 г. Ответ работников ФНС России таков.

Согласно ст. 3 Закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ запись о физическом лице, зарегистрированном в качестве предпринимателя до 01.01.2004, должна быть внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, и регистрирующий орган выдает документ, подтверждающий факт внесения такой записи в Государственный реестр.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 утверждены формы документов, используемых при государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращения ими деятельности, а также при внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРИП. Согласно этому документу факт внесения записи в реестр предпринимателей, зарегистрированных до 1 января 2005 г., подтверждает "Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года". Поэтому коммерсанты, зарегистрированные до 1 января 2004 г. и прошедшие перерегистрацию в соответствии со ст. 3 Закона N 76-ФЗ, с 1 января 2005 г. при выставлении счетов-фактур в адрес своих покупателей должны указывать реквизиты "Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года".

Чтобы избежать спора с налоговыми инспекторами, их требования к оформлению счетов-фактур, выставляемых индивидуальными предпринимателями, лучше выполнять. В противном случае они используют нормы п. 2 ст. 169 Налогового кодекса, который предусматривает, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для вычета или возмещения налога.

Не лишним для фирм и предпринимателей будет напоминание инспекторов о том, в каком порядке должны заполнять счета-фактуры те, кто рассчитывает налог в соответствии с п. 4 ст. 154 Кодекса по реализуемой сельскохозяйственной продукции, закупаемой у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС). Хотя непосредственно таких налогоплательщиков не так уж и много, в принципе описанный порядок применим и для других случаев, когда налоговая база по НДС определяется как разница между ценой реализации, включающей сам налог, и ценой приобретения указанной продукции (прав) или ее остаточной стоимостью (п. п. 3, 4 ст. 154 НК РФ, п. п. 2, 3 и 4 ст. 155 НК РФ в ред., действующей с 01.01.2006).

В таких случаях в счете-фактуре в графе 7 указывается ставка налога (18/118 или 10/110) с пометкой "с межценовой разницы", в графе 8 - сумма налога, исчисленная в вышеуказанном порядке, и в графе 9 - стоимость реализуемой продукции (имущественных прав).

Когда нужно поправить счет-фактуру

Как правильно отразить суммы НДС в счете-фактуре и Книге продаж в случаях, когда в уже выставленные счета-фактуры поставщиком вносятся исправления, касающиеся цены реализуемых товаров (работ, услуг), в более поздние периоды?

По мнению инспекторов, до внесения продавцом сделанных соответствующим образом исправлений счета-фактуры, составленные ранее, считаются выставленными с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 ст. 169 Налогового кодекса, а следовательно, не могут служить основанием для подтверждения налоговых вычетов и регистрироваться в Книге покупок.

Таким образом, фирма-покупатель в случае внесения продавцом исправлений в счет-фактуру, зарегистрированный ею в Книге покупок, должна представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором были внесены изменения в цену договора (по дате первоначального счета-фактуры), и уменьшает в этом периоде налоговые вычеты на полную сумму НДС, указанную в данном счете-фактуре.

Продавец товара также представляет в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за прошедший период, в которой налоговая база и исчисленная сумма налога отражаются с учетом внесенных в счет-фактуру исправлений. При этом следует обратить внимание, что в случае, если разница между первоначальной стоимостью товаров (включая НДС) и стоимостью товаров с учетом внесенных в счет-фактуру исправлений (когда исправления цены реализации произведены в сторону ее увеличения) не возвращена покупателю, указанная сумма подлежит включению в налоговую базу продавца в соответствии со ст. 162 Налогового кодекса (с 1 января 2006 г. - на основании п. 1 ст. 167 НК РФ).

Описанный порядок применяется как покупателем, так и продавцом независимо от того, увеличивает или уменьшает продавец ранее указанную им в счете-фактуре стоимость товара (работы, услуги).

Дата внесения исправлений для продавца не имеет существенного значения, поскольку им все равно производится пересчет налоговой базы в первоначальном периоде. Для покупателя же более поздняя дата ведет к полному изъятию из зачета сумм налога, указанных в первоначальном счете-фактуре (т.е. к возникновению недоимки). Поэтому покупателям в таких ситуациях лучше договариваться с продавцом, чтобы тот датировал подобные исправления тем же налоговым периодом, в котором им выписывался и первоначальный счет-фактура.

Принятие к вычету НДС по основным средствам

Учитывая, что стоимость основных средств нередко является весьма значительной, случается, что организации приобретают их в рассрочку. При этом продавец, как того требует гл. 21 Налогового кодекса, выдает покупателю счет-фактуру сразу на всю стоимость основного средства. Имеет ли право покупатель, оплатив приобретение данного объекта лишь частично, но уже введя его в эксплуатацию, частично принять НДС к вычету в соответствии с п. 1 ст. 172 Налогового кодекса?

Налоговые инспекторы дают отрицательный ответ, впрочем, как и работники финансового ведомства (см. Письмо Минфина России от 24.08.2005 N 03-04-11/210). Во всех случаях госслужащие приводят два довода.

Во-первых, при применении налоговых вычетов по приобретенным основным средствам Налоговым кодексом установлен особый порядок (п. 1 ст. 172 НК РФ). Вычеты сумм налога, предъявленных продавцом налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств или нематериальных активов, указанных в п. п. 2 и 4 ст. 171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.

Во-вторых, указанное требование, по мнению инспекторов, подтверждается и п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Согласно ему при приобретении основных средств или нематериальных активов регистрация счета-фактуры в Книге покупок производится в полном объеме после их принятия на учет.

Понятно, что такой подход работников ФНС к вопросу вычетов НДС по основным средствам является крайне невыгодным для налогоплательщиков. И у желающих поспорить с ним есть хорошие шансы доказать свою правоту. Опираться при этом можно на следующие доводы. К числу особенностей применения налоговых вычетов при приобретении основных средств Налоговый кодекс относит и их постановку на бухгалтерский учет. При этом полной оплаты их стоимости не требуется. Кроме того, формулировка "вычеты производятся в полном объеме", используемая в п. 1 ст. 172 Кодекса, употребляется в отношении суммы налогового вычета, а не возникновения права на вычет после оплаты стоимости основного средства (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.08.2005 N Ф04-5315/2005(14063-А27-25)). С выводом о том, что из этой статьи прямо не следует, будто вычет производится только после полной оплаты основных средств продавцу, соглашаются судьи и других регионов (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 01.08.2005 N А05-1649/05-13, Уральского округа от 02.02.2005 N Ф09-38/05-АК).

Что же касается второго "вспомогательного" довода работников ФНС (в части п. 9 Правил), то для судов данный тезис и вовсе не убедителен, так как Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур порядок возмещения НДС не устанавливают, делать это может только сам Налоговый кодекс.

Справедливости ради надо отметить, что данный вопрос все еще остается спорным и инспекторам иногда удается убедить судей в своей правоте. Такой вывод сделали, например, судьи того же ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 06.06.2005 N А56-17988/2004.

Восстановление сумм НДС

Данный обзор еще раз подтвердил, что налоговые инспекторы по-прежнему продолжают настаивать на восстановлении и уплате в бюджет сумм НДС, принятых налогоплательщиком к вычету, при выявлении по результатам инвентаризации недостачи товаров. Опираясь на общие нормы п. 2 ст. 171 Налогового кодекса о том, по каким товарам (работам, услугам) предоставляется вычет, они утверждают следующее. Если сумма НДС по приобретенным товарам или основным средствам была принята к вычету, но эти объекты не использовались в операциях, которые признаются объектом налогообложения, то суммы НДС нужно восстановить и уплатить в бюджет. Стоимость же похищенного имущества должна возмещаться за счет виновных лиц с учетом НДС.

Однако судебная практика доказывает обратное. В условиях, когда сам Налоговый кодекс строго ограничивает и прямо указывает случаи, предусматривающие обязанность налогоплательщиков восстановить ранее принятые к вычету суммы налога, все иные требования работников ФНС суды признают незаконными. Так, в одном из дел о возмещении НДС с похищенных (утраченных) товаров, первоначально приобретенных для перепродажи, ФАС Волго-Вятского округа (Постановление от 23.05.2005 N А31-2989/15) подтвердил, что налогоплательщик правомерно принял к вычету НДС на основании п. 2 ст. 171 Налогового кодекса, а другие ограничения на применение вычетов в законодательстве отсутствуют.

С.М.Рюмин

Финансовый директор

ООО "Консультационно-аудиторская фирма

"Инвестаудиттраст"

Подписано в печать

25.11.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 23) >
Статья: <Комментарий к Письму ФНС России от 03.10.2005 N ММ-06-03/811 "О порядке налогообложения налогом на добавленную стоимость средств, получаемых из бюджета налогоплательщиками, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 23)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.